Конспект образовательной ситуации по речевому развитию в средней группе на тему "Животные Севера"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе на тему "Животные Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_22.01.24.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по речевому развитию в средней группе № 7                                                                                                           24.01.2024

Воспитатель: Бусарова А.С.

Тема: «Животные севера»

Участники: дети среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет

Длительность: 20 минут

Технологии: словесные, игровые, практические

Цель: Развитие связной речи. Обогащение словарного запаса. Развитие мышления, общей и мелкой моторики.

Педагогический замысел:

ОО «Социально - коммуникативное развитие» Создать условия для формирования интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, инициативности, навыков сотрудничества. Воспитывать любовь к природе, животным.

ОО «Познавательное развитие» Расширять знания детей о животных Севера: внешнем виде, повадках, питании, детёнышах.

ОО «Речевое развитие» Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Обогащать словарный запас детей. Учить составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу. Учить составлять сложные слова.

ОО «Художественно - эстетическое развитие» формирование способности замечать и ценить красоту вокруг.

ОО «Физическое развитие» Учить согласовывать речь с движением

Оборудование: макет «Животные севера», картинки с изображением животных, игрушка Умка, музыкальная колонка, мнемотаблица.

Предварительная работа: Рассказ о животных севера, рассматривание макета и картинок с изображением животных севера, знакомство с глобусом, просмотр мультфильма «Умка», чтение и рассматривание детских книжек по теме недели.

ХОД ОС

Организационный момент

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся

Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Основная часть

Воспитатель: У нас еще один гость - это медвежонок Умка. Дети приветствуют медвежонка. Умка, что ты делаешь?

-Я играю со снежинками. Ребята, давайте тоже поиграем. «Умка сдувает снежинки»-представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».

Умка принес нам письмо просит нас прочитать его т.к. не умеет сам, он еще маленький, давайте прочтем.

Воспитатель:

Здравствуйте, детишки!

Пишут вам тюлени.

Милые олени,

Котики, моржи

Мы гуляли, заблудились,

И немного простудились

Помогите – вот беда!

Нам домой давно пора!

Ребята все друзья Умки потерялись, и он остался один маленький и беззащитный. Хотите помочь ему отыскать друзей?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живет Умка? Куда нам нужно отправиться? Что такое Север?

(Ответы детей.) 

Воспитатель:

- Что нам нужно сделать, чтобы не замерзнуть на Севере? (тепло одеться)

- Какая одежда нам пригодится? Дети перечисляют зимнюю одежду. Имитация последовательности одевания.

Ребята, а как мы доберемся на Север? На чем? (ответы детей). Выбираем самолет. Заводим моторы, расправляем крылья, полетели! «Раз, два, три, вокруг себя покружись и на Севере окажись.» Вот мы с вами и попали на Север. Дети, а какие животные живут на Севере? (белые медведи, тюлени, моржи, песцы, полярные волки, Северные олени).

Игра «Назови детеныша животного»

Медведь-медвежонок

Волк-волчонок

Тюлень-тюлененок (белек)

Морж-моржонок

Олень-олененок

Сова -совенок

Ребята, посмотрите за сугробом кто - то спрятался. Мы узнаем кто это если отгадаем загадку.

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный. (Олень)

Давайте расскажем Умке про северного оленя.

Рассказ по мнемотаблице.

- Чем покрыто тело оленя? (шерстью).

- Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).

- Что у оленя на голове? (рога).

- Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).

- На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые).

- Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам).

- А что на ногах у оленя? (широкие копыта).

- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).

- И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает

сухую траву и мох (ягель)– это самый любимый корм оленей.

- На какое животное нашего леса похож олень? Сравниваем с лосем.

Физминутка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Идем дальше. Ребята тут тоже кто-то прячется. Угадайте загадку.

У него есть брат в лесах, сам он плавает во льдах.

Бурый брат, а он весь белый. Но такой же сильный, смелый. (белый медведь)

Ребята почему вы думаете, что это медведь. У нас водятся бурые медведи, а на Севере живут белые. А знаете, почему они белые? Ответы детей. Педагог выставляет картинку с изображением белого медведя.

- Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке?

- Похож он на бурого медведя? (да). - А чем похож он на бурого медведя? (одинаковое строение тела: такие же лапы, такой же большой, тело покрыто шерстью, умеет реветь).

- Чем отличается белый медведь от бурого? (цвет шерсти - белый, белый медведь спит на льдине, а бурый в берлоге. Белый медведь ест рыбу, тюленей, моржей, а бурый медведь питается кореньями, малиной, медом, рыбой)

- Какая шерсть у белого медведя? (густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).

Игра «Назови правильно»

 У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)

 У медведя толстые лапы. (толстолапый)

 У песца острые зубы. (острозубый)

 У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)

 У оленя быстрые ноги. (быстроногий)

 У моржа толстая кожа. (толстокожий)

 У песца длинная шерсть. (длинношерстный)

 У моржа длинные усы. (длинноусый)

Кто еще тут спрятался?

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он – (Тюлень)

Чистоговорки

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Ведь-ведь-ведь- вот идет медведь

Жата-жата-жата- смешные медвежата

Га-га-га- у оленя большие рога

Эни-эни-эни – на Севере олени

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени

Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

 Звери необычные, к холоду привычные. («Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан, покоряет океан. (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Воспитатель: Дети, Умке очень понравилось с вами играть, но нам пора

расставаться. Умку ждет мама - медведица. Давайте попрощаемся с медвежонком.

Физминутка «медвежонок»

Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши,

(помахать рукой)

Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши.

(Дотронуться до уха)

А потом на барабане, медвежонок, поиграй.

(постучать по ногам)

Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!

(положить голову на руки и закрыть глаза)

Воспитатель: Пора нам возвращаться в д/с. Закрывайте глазки, а я произнесу слова: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять».

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Где мы сегодня побывали?

- С какими животными мы встретились?

- Что больше всего запомнилось?

- Вы очень хорошо работали, все молодцы!

Планируемый результат: Дети составляют описательный рассказ по образцу, мнемотаблице, контролируют собственную речь, знают о внешнем виде  и образе жизни животных Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Дикие животные»

Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе«Дикие животные»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка"

Развитие умений разыгрывать знакомые сказки в играх драматизациях. Формировать  связную речь детей, слуховое восприятие, интонационную выразительность. Обогащать и активизировать словар...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»

Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный  словарь детей по теме «весна»;- продолжат...