конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида №194
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
Тема: «В гости к Лисе»
Автор работы:
Кожина Наталья Владимировна,
МДОУ №194, воспитатель,
Пояснительная записка
Позиция педагога.
В дошкольный период происходит становление речи детей и её формирование. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения, языком. Развитие речи является приоритетным направлением в нашем детском саду. А что поможет воспитателю лучше заинтересовать детей и помочь в развитии речи, как не сказка. Поэтому и своё занятие я построила на основе сказки.
Тема : «В гости к Лисе».
Цель НОД сочинение и пересказ новой версии сказки «Лисичка со скалочкой» при помощи заместителей.
Задачи НОД:
- развивать воображение детей в процессе сочинения новой версии сказки «Лисичка со скалочкой»
- развивать умение передавать содержание небольшой сказки;
- развивать интонационную выразительность речи в процессе рассказывания сказки;
- развивать мышления в процессе отгадывания загадок, в процессе объяснения выбора предметов для замены;
- расширять и активизировать словарь детей, упражнять в образовании качественных прилагательных и прилагательных от существительных; согласовании существительных с прилагательными;
- упражнять в составлении описательного рассказа по схеме;
- отрабатывать правильное произношение звуков «з», «ж», «ш», «с»;
- воспитывать нравственные качества: вежливость, доброту, заботливое отношение.
Форма организации : «путешествие» в лес к Лисе.
Материал: воздушный шарик, конверт, письмо, схема для составления описательного рассказа о лисе, макеты деревьев, веревка, картина, карточки (с изображением сыра, гвоздя, банки с вареньем, кувшина с молоком, цыпленка, арбуза, зайца, петуха), загадки, валики, имитирующие поваленные деревья, домик лисы, кукла-лиса, фланелеграф, 4 полоски разной длины, оранжевый кружок, домик из бархатной бумаги.
Ход занятия:
Название этапа занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I . Организационный момент | ||
- Ребята, спрячьте руки за спину, я вам положу кружочки. Воспитатель раздает детям кружки. | Дети рассматривают рисунки на кружках. | |
- Ребята, посмотрите, что нарисовано на ваших кружках. У кого нарисована палитра, идут рисовать, а у кого Сказочник – встают в круг. | Часть детей уходят рисовать, а другая часть встает в круг | |
Воспитатель: - Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. | Поворачиваются в стороны, улыбаясь друг другу. | |
II. Мотивация | ||
- Дети, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик, а к нему привязан конверт. Это кто-то прислал нам письмо. - Хотите узнать, кто прислал письмо? Что для этого нужно сделать? | - Да. Нужно прочитать, посмотреть обратный адрес, рассмотреть картинку на конверте. | |
- Посмотрите, кто нарисован на конверте? | - Лиса. | |
Составление описательного рассказа по схеме | ||
- Ребята, Лиса прислала нам это письмо из сказки. А в сказке без волшебства не обойтись. Этот конверт тоже волшебный. Чтобы его открыть, вам нужно рассказать о Лисе: как она выглядит, где живет, чем питается, и как ее называют в сказках. А поможет вам в этом схема. На схеме с помощью символических рисунков изображен план рассказа: портрет; место обитании я- ёлочка и дом; тарелочка с пищей; книга со сказками. | 2-3 ребенка составляют рассказ по схеме. | |
- Молодцы, ребята! Вы все правильно сказали, вот конверт и открылся. А в нем письмо, в котором Лиса приглашает нас в гости. У нее сегодня день рождения. А на день рождения без подарка не ходят. - Что же мы подарим сказочной Лисе на день рождения? - Ребята, а Лиса больше всего на свете любит слушать сказки. Но она уже все сказки знает. Как нам быть? - Вот здорово придумали! Давайте подарим нашей Лисоньке сказку новую, интересную, такую, какую она еще не слышала. Мы попробуем ее сами сочинить. У нашей именинницы любимая сказка – «Лисичка со скалочкой», в которой она хитростью получила нужные ей вещи, вот и мы с вами немножко схитрим и заменим те предметы, которые были в сказке. | Высказывания детей. - Давайте сочиним новую сказку. | |
- А какие это предметы? | - Скалочка, уточка, гусочка, девочка. | |
- Вот мы их и заменим и расскажем сказку на новый лад. А новые предметы мы сможем найти по дороге к домику Лисы в сказочном лесу. | ||
- Вы готовы отправиться в путь? | - Да. | |
III. Отправление в сказочной лес | ||
- Тогда давайте попросим воздушный шарик перенести нас в сказочный лес. Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова: -Раз, два, три! Шарик, в лес нас отнеси! - Открывайте глазки. | Закрывают глаза. Открывают глаза. | |
IV. В сказочном лесу. | ||
1. Артикуляционная гимнастика | ||
- Вот мы и попали в сказочный лес. Здесь можно услышать много разных звуков. | ||
- Вот пролетел комарик со своей песенкой: з-з-з-з. Давайте ему подпоем. | Произносят звук «з». | |
- А вот жук: ж-ж-ж | Произносят звук «ж». | |
- Подул ветер, и зашумели деревья: ш-ш-ш-ш. | Произносят звук «ш». | |
- А вот недалеко звенит ручеек: с-с-с-с. | Произносят звук «с». | |
2. Упражнение в образовании и активизации в речи качественных прилагательных, согласование с существительным. | ||
- Ребята, давайте немножко отдохнем и посидим под этой пушистой, красивой елочкой. | ||
- Ой, смотрите, под ней что-то лежит. Что же там? | - Картинки. | |
- А что на них нарисовано? | - Сыр и гвоздик. | |
- Ребята, расскажите об этих предметах. | ||
- Сыр какой? | - Желтый, мягкий, твердый, ароматный, вкусный. | |
- А гвоздик? | - Железный, острый, твердый, ржавый. | |
- Как вы думаете, если бы Лисичка нашла эти предметы на дороге, то какой из них она взяла? | - Сыр. | |
- Почему? | - Он съедобный, а гвоздик нет. | |
- Давайте и мы его возьмем и отправимся дальше в путь. Но прежде скажите, какой предмет из сказки мы заменим сыром? | - Скалочку. | |
3. Физкультпауза | ||
- Смотрите, какая извилистая тропинка, интересно, куда она ведет? Давайте пройдем по ней и узнаем. | Идут по веревке, имитирующей тропинку. | |
4. Активизация в речи детей глаголов, существительных, упражнение в образовании прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительным | ||
- Где мы с вами оказались? | - На поляне. | |
- А что растет на этой поляне? | - Ягоды. | |
- Какие? | - Земляника, ежевика, малина, рябина | |
- Что можно сделать с этими ягодами? | - Съесть, сварить варенье, сварить компот. | |
- Если мы будем из этих ягод варить варенье, то, как мы с вами его назовем? | - Земляничное, ежевичное, малиновое, рябиновое. | |
- Ой, что это под кустиком прячется? | - Картинки. | |
- Что на них нарисовано? | - Баночка с вареньем и кувшин с молоком. | |
- Какое варенье в этой банке? | - Малиновое. | |
- Как вы догадались? | - На банке нарисована ягодка малины. | |
- Что бы попросила лисичка у хозяев взамен сыра? | - Кувшин с молоком | |
- Почему? | - Лисичка не ест сладкого. | |
- Кого в нашей новой сказке заменит кувшин с молоком? | - Курочку. | |
5. Физкультпауза | ||
- Возьмем картинку с собой и продолжим путь. - Ребята, будьте осторожны: на дороге лежат поваленные ветром деревья. | Дети перешагивают через палки, имитирующие поваленные деревья, подходят к дереву. | |
6. Упражнение в подборе определений к заданным словам. | ||
- Смотрите, на дереве висят картинки. Скажите что на них нарисовано? | - Цыпленок и арбуз. | |
- Скажите, какой цыпленок? | - Маленький, пушистый, желтый, смешной, мягкий. | |
- А какой арбуз? | - Спелый, круглый, полосатый, вкусный, красный, сладкий. | |
- Как вы думаете, что бы Лиса попросила взамен кувшина с молоком? | - Цыпленка. | |
- Почему? | - Лиса не ест арбуз, он в лесу не растет. | |
- Кого в новой сказке заменит цыпленок? | - Уточку. | |
7. Отгадывание загадок | ||
- Вот мы с вами и подошли к домику Лисы. Чтобы в него войти вам нужно отгадать загадки: 1) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шубка серая для лета, Для зимы другого цвета. 2) В своей короне красной Он ходит, как король. Его ты ежечасно Выслушивать изволь: - Я тут! Я на чеку-у-у! Я всех вас допеку-у-у! Ушли дети, свет потух, Молчи горластенький …. (Воспитатель после отгадывания каждой из загадок достает картинку с изображением животного) | Дети отгадывают загадки - Заяц. - Петух. | |
- Как вы думаете, кого бы попросила у хозяев Лиса вместо цыпленка? | - Зайца. | |
- Ребята, но ведь Лиса пришла в деревню. А кто из этих животных может жить с людьми? | - Петух. | |
- Кого петушок заменит в нашей новой сказке? | - Девочку. | |
- Берите картинку с петухом с собой и заходите в домик. | ||
V. В домике у Лисы. | ||
(В домике воспитатель надевает на руку куклу-лису) Лиса: - Здравствуйте, дети! | - Здравствуй, Лиса! | |
Воспитатель: - Спасибо тебе, Лисичка, что пригласила на свой день рождения. Мы хотим тебя поздравить и подарить сказку. Лиса: - Спасибо, ребята. Сказки я очень люблю и буду рада послушать. | ||
Пересказ детьми новой версии сказки с использованием предметов-заместителей | ||
Воспитатель: - Сказку мы не только расскажем, но и покажем. | Дети с помощью заместителей рассказывают новую версию сказки, используя найденные в лесу предметы. | |
Итог | ||
Лиса: - Спасибо большое вам ребята. Очень понравилась мне ваша сказка. (Воспитатель от имени Лисы дает индивидуальную оценку рассказам детей). - Я вам приготовила угощенье. Кушайте, гости дорогие, и передайте мое угощенье своим друзьям, которые остались в саду. | - Спасибо, Лиса. | |
Воспитатель: - Ребята, а давайте сделаем Лисичке еще один подарок, нарисуем картинки к нашей новой сказке, но для этого нам понадобятся карандаши и бумага, а они у нас в саду. Давайте возвращаться. Лисичка, мы пришлем тебе наши рисунки на воздушном шаре. | ||
VI. Возвращение в сад. | ||
- А сейчас шарик наш унесет нас обратно в садик. Закрывайте глазки, я скажу волшебные слова: Раз, два, три! Шарик, в сад нас отнеси! | Дети закрывают глаза и «переносятся» в детский сад. | |
VII . Рефлексия | ||
- Ребята, вот мы и в саду. Скажите, понравилось вам путешествие? - Что было интересным? - Что показалось трудным? | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»
Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Дикие животные»
Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе«Дикие животные»...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка"
Развитие умений разыгрывать знакомые сказки в играх драматизациях. Формировать связную речь детей, слуховое восприятие, интонационную выразительность. Обогащать и активизировать словар...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Составление рассказа "Весна" с использованием мнемотехники"
Цель: Формирование умений составлять связный рассказ о весне с помощью мнемотаблицы....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»
Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «весна»;- продолжат...
Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в средней группе тема: «Овощи»
Данное занятие будет итресно для педагогов групп среднего дошкольного возраста и может пригодися пр подготовке к открытым мероприятиям...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Игрушки"...