конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  -

детский сад комбинированного вида №194

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Тема: «В гости к Лисе»

                                                                                                   Автор работы:

                                                                            Кожина Наталья Владимировна,

                                                                            МДОУ №194, воспитатель,

Пояснительная записка

Позиция педагога. 

В дошкольный период происходит становление речи детей и её формирование. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения, языком. Развитие речи является  приоритетным направлением в нашем детском саду. А что поможет воспитателю лучше заинтересовать детей и помочь в развитии речи, как не сказка. Поэтому и своё занятие я построила на основе сказки.

Тема : «В гости к Лисе».

Цель НОД сочинение и пересказ новой версии сказки «Лисичка со скалочкой» при помощи заместителей.

Задачи НОД:

  • развивать воображение детей в процессе  сочинения  новой версии сказки «Лисичка со скалочкой»
  • развивать умение передавать содержание небольшой сказки;
  • развивать интонационную выразительность речи в процессе рассказывания сказки;
  • развивать мышления в процессе отгадывания загадок, в процессе объяснения выбора предметов для замены;
  • расширять и активизировать словарь детей, упражнять в образовании качественных прилагательных и прилагательных от существительных; согласовании существительных с прилагательными;
  • упражнять в составлении описательного рассказа по схеме;
  • отрабатывать правильное произношение звуков «з», «ж», «ш», «с»;
  • воспитывать нравственные качества: вежливость, доброту, заботливое отношение.

Форма организации : «путешествие» в лес к Лисе.

Материал: воздушный шарик, конверт, письмо, схема для составления описательного рассказа о лисе, макеты деревьев, веревка, картина, карточки (с изображением сыра, гвоздя, банки с вареньем, кувшина с молоком, цыпленка, арбуза, зайца, петуха), загадки, валики, имитирующие поваленные деревья, домик лисы, кукла-лиса, фланелеграф, 4 полоски разной длины, оранжевый кружок, домик из бархатной бумаги.

Ход занятия:

Название этапа занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

I . Организационный момент

- Ребята, спрячьте руки за спину, я вам положу кружочки.

Воспитатель раздает детям кружки.

Дети рассматривают рисунки на кружках.

- Ребята, посмотрите, что нарисовано на ваших кружках. У кого нарисована палитра, идут рисовать, а у кого Сказочник – встают в круг.

Часть детей уходят рисовать, а другая часть встает в круг

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Поворачиваются в стороны, улыбаясь друг другу.

II.  Мотивация

- Дети, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик, а к нему привязан конверт. Это кто-то прислал нам письмо.

-  Хотите узнать, кто прислал письмо? Что для этого нужно сделать?

- Да. Нужно прочитать, посмотреть обратный адрес, рассмотреть картинку на конверте.

- Посмотрите, кто нарисован на конверте?

- Лиса.

Составление описательного рассказа по схеме

- Ребята, Лиса прислала нам это письмо из сказки. А в сказке без волшебства не обойтись. Этот конверт тоже волшебный. Чтобы его открыть, вам нужно рассказать о Лисе: как она выглядит, где живет, чем питается, и как ее называют в сказках. А поможет вам в этом схема.

На схеме с помощью символических рисунков изображен план рассказа: портрет; место обитании я- ёлочка и дом; тарелочка с пищей; книга со сказками.

2-3 ребенка составляют рассказ по схеме.

- Молодцы, ребята! Вы все правильно сказали, вот конверт и открылся. А в нем письмо, в котором Лиса приглашает нас в гости. У нее сегодня день рождения. А на день рождения без подарка не ходят.

- Что же мы подарим сказочной Лисе на день рождения?

- Ребята, а Лиса больше всего на свете любит слушать сказки. Но она уже все сказки знает. Как нам быть?

- Вот здорово придумали!

Давайте подарим нашей Лисоньке сказку новую, интересную, такую, какую она еще не слышала. Мы попробуем ее сами сочинить. У нашей именинницы любимая сказка – «Лисичка со скалочкой», в которой она хитростью получила нужные ей вещи, вот и мы с вами немножко схитрим и заменим те предметы, которые были в сказке.

Высказывания детей.

- Давайте сочиним новую сказку.

- А какие это предметы?

- Скалочка, уточка, гусочка, девочка.

- Вот мы их и заменим и расскажем сказку на новый лад. А новые предметы мы сможем найти по дороге к домику Лисы в сказочном лесу.

- Вы готовы отправиться в путь?

- Да.

III. Отправление в сказочной лес

- Тогда давайте попросим воздушный шарик перенести нас в сказочный лес. Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова:

-Раз, два, три!

Шарик, в лес нас отнеси!

- Открывайте глазки.

Закрывают глаза.

Открывают глаза.

IV.  В сказочном лесу.

1. Артикуляционная гимнастика

- Вот мы и попали в сказочный лес. Здесь можно услышать много разных звуков.

- Вот пролетел комарик со своей песенкой: з-з-з-з. Давайте ему подпоем.

Произносят звук «з».

- А вот жук: ж-ж-ж

Произносят звук «ж».

- Подул ветер, и зашумели деревья: ш-ш-ш-ш.

Произносят звук «ш».

- А вот недалеко звенит ручеек: с-с-с-с.

Произносят звук «с».

2. Упражнение в образовании и активизации в речи качественных прилагательных, согласование с существительным.

- Ребята, давайте немножко отдохнем и посидим под этой пушистой, красивой елочкой.

- Ой, смотрите, под ней что-то лежит. Что же там?

- Картинки.

- А что на них нарисовано?

- Сыр и гвоздик.

- Ребята, расскажите об этих предметах.

- Сыр какой?

- Желтый, мягкий, твердый, ароматный, вкусный.

- А гвоздик?

- Железный, острый, твердый, ржавый.

- Как вы думаете, если бы Лисичка нашла эти предметы на дороге, то какой из них она  взяла?

- Сыр.

- Почему?

- Он съедобный, а гвоздик нет.

- Давайте и мы его возьмем и отправимся дальше в путь. Но прежде скажите, какой предмет из сказки мы заменим сыром?

- Скалочку.

3. Физкультпауза

- Смотрите, какая извилистая тропинка, интересно, куда она ведет? Давайте пройдем по ней и узнаем.

Идут по веревке, имитирующей тропинку.

4. Активизация в речи детей глаголов, существительных, упражнение в образовании прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительным

- Где мы с вами оказались?

- На поляне.

- А что растет на этой поляне?

- Ягоды.

- Какие?

- Земляника, ежевика, малина, рябина

- Что можно сделать с этими ягодами?

- Съесть, сварить варенье, сварить компот.

- Если мы будем из этих ягод варить варенье, то, как мы с вами его назовем?

- Земляничное, ежевичное, малиновое, рябиновое.

- Ой, что это под кустиком прячется?

- Картинки.

- Что на них нарисовано?

- Баночка с вареньем и кувшин с молоком.

- Какое варенье в этой банке?

- Малиновое.

- Как вы догадались?

- На банке нарисована ягодка малины.

- Что бы попросила лисичка у хозяев взамен сыра?

- Кувшин с молоком

- Почему?

- Лисичка не ест сладкого.

- Кого в нашей новой сказке заменит кувшин с молоком?

- Курочку.

5. Физкультпауза

- Возьмем картинку с собой и продолжим путь.

- Ребята, будьте осторожны: на дороге лежат поваленные ветром деревья.

Дети перешагивают через палки, имитирующие поваленные деревья, подходят к дереву.

6. Упражнение в подборе определений к заданным словам.

- Смотрите, на дереве висят картинки. Скажите что на них нарисовано?

- Цыпленок и арбуз.

- Скажите, какой цыпленок?

- Маленький, пушистый, желтый, смешной, мягкий.

- А какой арбуз?

- Спелый, круглый, полосатый, вкусный, красный, сладкий.

- Как вы думаете, что бы Лиса попросила взамен кувшина с молоком?

- Цыпленка.

- Почему?

- Лиса не ест арбуз, он в лесу не растет.

- Кого в новой сказке заменит цыпленок?

- Уточку.

7. Отгадывание загадок

- Вот мы с вами и подошли к домику Лисы. Чтобы в него войти вам нужно отгадать загадки:

1) Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы другого цвета.

2) В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

- Я тут! Я на чеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Ушли дети, свет потух,

Молчи горластенький ….

(Воспитатель после отгадывания каждой из загадок достает картинку с изображением животного)

Дети отгадывают загадки

- Заяц.

- Петух.

- Как вы думаете, кого бы попросила у хозяев Лиса вместо цыпленка?

- Зайца.

- Ребята, но ведь Лиса пришла в деревню. А кто из этих животных может жить с людьми?

- Петух.

- Кого петушок заменит в нашей новой сказке?

- Девочку.

- Берите картинку с петухом с собой и заходите в домик.

V. В домике у Лисы.

(В домике воспитатель надевает на руку куклу-лису)

Лиса:

- Здравствуйте, дети!

- Здравствуй, Лиса!

Воспитатель:

- Спасибо тебе, Лисичка, что пригласила на свой день рождения. Мы хотим тебя поздравить и подарить сказку.

Лиса:

- Спасибо, ребята. Сказки я очень люблю и буду рада послушать.

Пересказ детьми новой версии сказки с использованием предметов-заместителей

Воспитатель:

- Сказку мы не только расскажем, но и покажем.

Дети с помощью заместителей рассказывают новую версию сказки,  используя найденные в лесу предметы.

Итог

Лиса:

- Спасибо большое вам ребята. Очень понравилась мне ваша сказка.

(Воспитатель от имени Лисы дает индивидуальную оценку рассказам детей).

- Я вам приготовила угощенье. Кушайте, гости дорогие, и передайте мое угощенье своим друзьям, которые остались в саду.

- Спасибо, Лиса.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте сделаем Лисичке еще один подарок, нарисуем картинки к нашей новой сказке, но для этого нам понадобятся карандаши и бумага, а они у нас в саду. Давайте возвращаться. Лисичка, мы пришлем тебе наши рисунки на воздушном шаре.

VI. Возвращение в сад.

- А сейчас шарик наш унесет нас обратно в садик. Закрывайте глазки, я скажу волшебные слова:

Раз, два, три!

Шарик, в сад нас отнеси!

Дети закрывают глаза и «переносятся» в детский сад.

VII . Рефлексия

- Ребята, вот мы и в саду. Скажите, понравилось вам путешествие?

- Что было интересным?

- Что показалось трудным?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Дикие животные»

Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе«Дикие животные»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка"

Развитие умений разыгрывать знакомые сказки в играх драматизациях. Формировать  связную речь детей, слуховое восприятие, интонационную выразительность. Обогащать и активизировать словар...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»

Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный  словарь детей по теме «весна»;- продолжат...

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в средней группе тема: «Овощи»

Данное занятие будет итресно для педагогов групп среднего дошкольного возраста и может пригодися пр подготовке к открытым мероприятиям...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Игрушки"...