Проект «Речь развиваем в игры играем»
проект по развитию речи (средняя группа)
Развитие речи через игровую деятельность, долгосрочный проект для детей среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_0.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Речь развиваем в игры играем»
Составила: Матьянова С.Г.
Содержание проекта:
проекта………………………………………………………
Актуальность…………………………………………………………….........
Цель……………………………………………………………………………..
Задачи…………………………………………………………………………..
Ожидаемые результаты…………………………………………………………
Организация работы по проекту……………………………………………….
Перспективный план работы…………………………………………………
Выводы и практическая значимость проекта………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь-февраль).
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: дети 3 средней группы.
Актуальность проекта
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь.
Еще В. А.Сухомлинский писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.1). К сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания и развития на сотрудников образовательных учреждений. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Традиционные формы решения этой проблемы не всегда создают возможность активных партнёрских отношений между родителями и педагогами, что снижает результаты. Вовлечение родителей и детей в проектную деятельность под руководством педагогов поможет решить эту проблему.
Далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильной речи детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Сюжетно ролевые, подвижные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия с настольно печатными играми дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Цель проекта:
Создать условия для развития речи детей посредством игры. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи проекта:
повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи
развивать речь детей в ДОУ и семье через игровую деятельность.
Развивать познавательную активность, творческие способности.
Создать условия для развития речи детей при помощи игр.
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Укрепить связи между детским садом и семьёй
Предполагаемый результат:
Для детей:
Повышение уровня развития речи у детей.
Умение обратиться за помощью к взрослым.
создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
сформированность мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами ДОУ через вовлечение в совместные мероприятия;
обогащение предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
речевое развитие детей в условиях ДОУ и в семье через игру.
Для воспитателей:
1. Новые знания о развитии речи детей.
2. Желание работать в этом направлении.
3. Повышение самообразования.
4. Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
1. Сближение с детьми и педагогами.
2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду
Родители:
родители стали единомышленниками с педагогами ДОО по использованию дидактических игр в работе с детьми;
родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения дидактических игр с детьми дома.
Процесс реализации проекта условно поделен на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе старались взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительно – организационный этап:
Разработка тематического плана.
Подбор дидактических игр и игровых упражнений.
Создание предметно – развивающей среды.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
2.Основной этап:
Реализация мероприятий по проектной деятельности
3.Заключительный:
Презентация проекта.
Дидактические игры
Ход реализации проекта
Первый этап – подготовительный:
Опрос детей.
: Игрушки можно сделать из пуговиц.
: Можно слепить из пластилина.
: Можно собрать из лего-конструктора.
: Можно сшить из меха, мне мама сшила.
: Выпилить из досок.
: Сложить из бумаги зайчика, корабли
Что мы знаем об игрушках?
• Куклы похожи на маленьких детей.
• Игрушки бывают маленькие и большие.
• Игрушки делают из разного материала (пластмассы, дерева,
металла, глины, меха, бумаги).
• Игрушки бывают механические, заводные, на пульте управления.
• Для машинок можно построить гараж и дорогу.
• С куклами и мягкими игрушками можно играть в сюжетно-ролевые игры.
Что мы хотим узнать об игрушках?
• Все ли игрушки можно мыть?
• Почему, когда мы моем игрушки, некоторые из них тонут?
• В какие игрушки, сделанные из бумаги можно играть долго? Почему они не рвутся?
• Давно ли появились игрушки?
• Как играть с маленькими игрушками?
• Историю игрушки?
• Могут ли игрушки, сделанные из бумаги быть прочными?
Что можно сделать, чтобы узнать? Провести опыты.
• Изготовить игрушки своими руками.
• Узнать из книг.
• Спросить у взрослого
Формы реализации проекта: беседы, организованная деятельность детей и педагогов, рассказывание историй и сказок, отгадывание загадок, чтение и разучивание стихов, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, изготовление игрушек, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Второй этап – основной:
Месяц | Направления работы | мероприятия |
Декабрь | Подбор изучения методической литературы по выбранной теме, определений целей и задач тематический разработка системы мер, направленных на решение проблем. | Изучение литературы. Знакомство и анализ документации по данной теме. |
Январь | Проведение опроса детей. Наблюдения уровня 3-4 лет в ходе применения дидактических игр. | Подбор дидактических игр. Сюжетно ролевых игр, подвижных. Беседы: «Для чего язык нужен», «Моя любимая игрушка», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья» Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей. «Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке. |
Февраль | обучения детей развитию речи младших дошкольников через дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры: «Завяжи бантик» Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка. Использование подвижных игр со словами «Зайка серенький сидит», «Вышла курочка гулять» |
Февраль | Приготовления демонстрационного и раздаточного материала по данной теме. | Игры для ознакомления с окружающим миром – «Одежда», «Посуда», «Разрезные картинки», вкладыши. Использование подвижных игр со словами «Зайка серенький сидит», «Вышла курочка гулять», «Как у наших у ворот» Игры на развитие цветового восприятия - «Посади бабочку на цветок», «Подбери бабочке крылышко». Сюжетно-ролевые игры: «Укачаем Машу спать» Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений. |
Март | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи через дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста». | Сюжетно-ролевые игры: «Напоим чаем куклу Катю» Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то , что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь. Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка». Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Развивать мелкую моторику пальцев. «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой. «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей. |
Март | Организация круглого стола для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей» Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития речевой активности ребёнка. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным детьми | Сюжетно-ролевые игры: «Полечим собачке лапку» Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова. Рисование карандашами, краскам на тему: «Моя любимая игрушка» |
Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | Презентация |
Взаимодействие с родителями:
1. Обучение родителей (законных представителей) создавать условия для развития речи детей.
2. Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка.
3. Посиделки с родителями «Угости мишку».
4.Консультация: «Роль семьи в развитие речи через дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста».
Третий этап – заключительный:
Разработка лэпбука: «Сказки», «Где?», «Чья?, Чей?, Чьё?, Чьи?», «Расскажи сказку», «Один - много», «Назови одним словом», и т. д.
Рассказывание отрывков и драматизация из сказок по иллюстрациям к сказкам «Репка», «Колобок».
Повышение знаний по развитию речи у детей младшего возраста.
Выводы и перспектива: разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.
Проект «В игры играем - речь развиваем» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях. Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.
Литература
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
3. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ /Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
5. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтобы речь развивать будем дома играть!"
Буклет для родителей с вариантами игр для развития речи детей дошкольного возраста...
Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.
Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....
Проект Речь развиваем - здоровье сберегаем
Проект Речь развиваем - здоровье сберегаем...
Проект по финансовой грамотности "В игры играем - деньги считаем"
Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед ТёрнерДошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизн...
Проект " Речь развивается, когда игра игрой сменяется"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоп...
Развитие связной речи через сказки и игры. «Играйте со своими детьми!»
Огромной любовью пользуются у детей сказки и игры. Сказка-учит человека жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости.За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения...
собрание "Игра! Игра! Игра!"
материал для родительского собрания....