Проект " Речь развивается, когда игра игрой сменяется"
проект по развитию речи (средняя группа)

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igra_igroy_smenyaetsya_rech_nasha_razvivaetsya.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Проект

«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Подготовила: Воспитатель

Группы ОЗНР № 10

Строганова Е.В.

2020 г.

                                                                             

                                                                             Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомить с художественной литературой и разучивать стихотворения, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

Актуальность проекта.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как? а почему? а смогу ли я? И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.

Цель:  создание условий для развития речи детей через игровую деятельность.

Задачи проекта:

- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности;

- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении;

-привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Тип проекта игровой.

Продолжительность проектакраткосрочный ( с28 сентября по 16 октября)

Участники проектадети 3-4, 4-5 лет , воспитатель, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

  • Учится выполнять правила игры.
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
  • В игре идет интенсивное развитие речи.

В игре формируются новые мотивы и потребности.

Этапы реализации проекта.

1Предварительный:

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

2. Основной.

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

-пополнить картотеку речевыми  играми;

- консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр», «Речевые игры в кругу семьи».

Реализация проекта:

Дидактические игры: «Кому что?», «Что к чему?», «Чья мама?»,  «Чей хвост?»,  «Кто где живет?», «Что где находится»,  «Из чего сделано?», «Четвертый лишний», «Один- много», «Расставь правильно картинки и расскажи сказку».

Речевые игры: «Кто как передвигается», «Скажи наоборот», «Кто как голос подаёт», «Доскажи словечко», «Будь внимательным».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Колобок»,, «Огуречик, огуречик ..», «Мышеловка».

Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»

Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Автобус», «Больница», «Семья»,

Пальчиковые игры: «Алые цветы», «Котята», «Исследователи», «Капуста», «Семья», «Мальчик -пальчик», «Печем блины».

Артикуляционная гимнастика«Лопатка», «Бублик», «Вкусное варенье», «Пароход», «Окошко», «Часики»..

Игры с песком: «Найди пуговицы», «Нарисуй на песке, а мы отгадаем», «Отпечатки на песке».

3. Заключительный.

Драматизация сказки «Колобок»

Вывод.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции:

- умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

- умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;

- умение задавать вопросы;

- умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение вести диалог с взрослыми и сверстниками;

                                                                    Приложение

Консультация для родителей:

«Развитие связной речи детей в средней группе       посредством дидактических игр».

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду: помочь ребенку овладеть родным языком.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

- воспитание звуковой культуры речи;

- обогащение и активизация словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Необходимо создать в работе эмоционально - благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети  раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.

 Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм,  умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.

Связная речь имеет две формы:

Диалогическую  (разговор между двумя или несколькими людьми)

Монологическую (речь одного человека)

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:

- формировать интерес ребенка к художественной литературе.

- необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

- полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения.

Дидактические игры

"Узнай по описанию"

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Воспитатель: - Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и т. д 

"Что изменилось?"

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

 На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

 Взрослый: - Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

"Угадай животное"

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей  животных в единственном и множественном числе.

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

Взрослый.  -Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

Взрослый дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети: Котенок.

Взрослый:  Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети: Котята.

ВзрослыйКотята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети: Котят.

 Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

"Магазин посуды"

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

Взрослый говорит ребенку, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть, какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

Взрослый. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт. 

"Какая? Какой? Какое?"

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

 Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

 Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

"Бывает – не бывает"

Цели:  формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

В гости к детям приходит Незнайка.

Взрослый: Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

 Незнайка: Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет. 

"Подбери другое слово"

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

- компот из яблок (яблочный компот);

- варенье из груш (грушевое варенье);

- полка для книг (книжная полка);

- ваза из стекла (стеклянная ваза);

- крыша из соломы (соломенная крыша);

- горка из снега (снежная горка);

- кораблик из бумаги (бумажный кораблик). 

Консультация для родителей:«Речевые игры в кругу семьи»

Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарь Вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творческих играх. Дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причём делают это очень выразительно.

Попробуйте предложить своему ребёнку следующие творческие задания...

"Давай расскажем сказку"

Попробуйте с ребёнком рассказать  знакомые сказки по-очереди. Например: взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а малыш её заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», малыш: «...курочка Ряба» и т.д.

"Говорим по-разному"

Прочитайте   один и тот же детский стишок сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю. !

"Всегда под рукой"

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять. Например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, на другой - три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

"Измени песню"

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и о своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой вариант переделанного текста.

"Чем закончилось?"

Одним из способов развития связной речи ребенка может стать просмотр мультфильмов.

Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое Вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать Вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.

Не забудьте поблагодарить Вашего рассказчика!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы речь развивать будем дома играть!"

Буклет для родителей с вариантами  игр для развития речи детей дошкольного возраста...

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

Проект по финансовой грамотности "В игры играем - деньги считаем"

Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед ТёрнерДошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизн...

Развитие связной речи через сказки и игры. «Играйте со своими детьми!»

Огромной любовью пользуются у детей сказки и игры. Сказка-учит человека жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости.За фантастикой  и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения...

Проект «Речь развиваем в игры играем»

Развитие речи через игровую деятельность, долгосрочный проект для  детей среднего возраста....

собрание "Игра! Игра! Игра!"

материал для родительского собрания....

Проект "Речь развиваем - здоровье сберегаем".

Презентация проекта "Речь развиваем - здоровье сберегаем"....