Проект по финансовой грамотности "В игры играем - деньги считаем"
проект (средняя группа)

Качалова Ростислава Павловна

Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед Тёрнер

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны.

Утвержден документ: «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы»

( Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017№2039-р).

«Целью стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимое условие повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Реализация настоящей Стратегии позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить свои риски и улучшить уровень благосостояния.

Формировать компетенции в сфере финансовой грамотности необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы повышения финансовой грамотности с дошкольного возраста».

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, участвуют в купле – продаже товара, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями.

Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры, ведь в дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью и имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_igry_igraem_-_dengi_schitaem.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Островок»




ПРОЕКТ

«В игры играем – деньги считаем»

Тип проекта: познавательный

Участники: дети средней группы

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 г. – апрель 2022г.

Воспитатель: Качалова Р.П.



с. Малокурильское 2021 – 2022 г.

Пояснительная записка:

Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед Тёрнер

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны.

Утвержден документ: «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы»

( Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017№2039-р).

«Целью стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимое условие повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Реализация настоящей Стратегии позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить свои риски и улучшить уровень благосостояния.

Формировать компетенции в сфере финансовой грамотности необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы повышения финансовой грамотности с дошкольного возраста».

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, участвуют в купле – продаже товара, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями.

Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры, ведь в дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью и имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

Задачи:

- познакомить детей дошкольного возраста, с экономическими понятиями (деньги, потребности, возможности, бюджет семьи, доходы, расходы, труд, товар, цена);

-обучать детей контролировать свое поведение на основе первичных представлений в мире финансов;

-способствовать воспитанию нравственных качеств (бережливость, рачительность, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности);

- создать условия в ходе организации сюжетно – ролевых игр (семья, магазин игрушек, банк, благотворительный фонд, биржа, аукцион, ломбард, страхование );

-формировать социально - коммуникативные навыки в ходе сюжетно-ролевых игр (умение договариваться, уступать и др.);

-обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы дидактическими материалами и атрибутами к сюжетно - ролевым играм по разделу «финансовая грамотность»;

-развивать у детей игровые навыки.

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 г. – апрель 2022г.

Тип проекта: познавательный

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

Формы и методы работы:

Сюжетно – ролевые игры, беседы, фотоальбомы, эксперименты, дидактические игры, инсценировка сказки, телерепортажи, чтение литературных произведений по экономике, элементарные задачи , модели понятий экономического содержания, ребусы, пословицы и поговорки, встречи с интересными людьми, коллекции купюр разных стран.

Регулярность: 1 раз в месяц.

Стратегия, механизмы реализации:

Вся работа, над организацией сюжетно - ролевых игр, построена в 3 этапа: (организационно - подготовительный, этап реализации проекта, обобщающий).

1 этап:

организационно - подготовительный

1.Консультация для родителей: «Финансовая грамотность в детском саду - запрос времени».

2.Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».

3.Создание методической базы.

Сентябрь 2021 г.

2 этап: реализации проекта

1.Организация и проведение сюжетно - ролевых по финансовой грамотности детей.

2.Консультации для родителей «Финансовый гений».

3. Подбор и изготовление дидактических и методических материалов для детей.

Сентябрь 2021г.- апрель 2022г.

В течение года.

Апрель 2022 г.

В течение года.

3 этап: обобщающий.

1.Итоговое тестирование детей.

2. Анкетирование родителей.

3.Создание презентации «Дети и финансовая грамотность».

4.Выставка дидактических и методических материалов для педагогов и родителей

«В игры играем – деньги считаем»

5.Анализ результатов реализации проекта.

Апрель 2021 г.

Тематический план

Цель - дать детям представления о составе семейного бюджета и его расходовании, о необходимости его планирования.

Задачи:

1.Познакомить детей с составляющими семейного бюджета и его расходной частью.

2. Подвести к выводу о необходимости планирования доходов и расходов на определенный период времени в зависимости от бюджета семьи.

3.Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Бюджет, деньги, доход, пенсия, стипендия, детское пособие, зарплата, расходы, долг, сбережения, накопления.

Разгадывание ребуса «Семейный бюджет»; чтение художественной литературы: народная сказка «Серебряная монетка», «Экономика для малышей» глава «Как Миша и его семья денежки считали». Модель «Составление и расходование семейного бюджета», «Части семейного бюджета»; дидактические игры: «Ты сегодня папа и ты получил зарплату!», «Какие бывают доходы?»

Встреча с интересными людьми (родители) - беседа с детьми:

«Кто зарабатывает деньги?», « Из чего состоит семейный бюджет», «Какие у семьи доходы и расходы?»; викторина «Семейный бюджет»

Дид.игра «Доходы и расходы».

Изготовление атрибутов к игре: кошелек, игровые деньги, квитанции об уплате, бейджики с надписями. Кошелек с надписью «Расходы», игровые деньги, бейджики с условными знаками: папа, мама, старший брат, старшая сестра, школьник, дошкольник, малыш; образцы квитанций на оплату коммунальных услуг, электроэнергии, телефона, детского сада.

Сюжетно -ролевая игра «Овощной магазин»

Цель - дать детям представление о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.

Задачи:

1.Объяснить переход вещи из товаров личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности.

2.Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.

3.Обсудить с детьми на примерах от чего зависит цена товара.

Товар, цена, ценник, личная собственность, дорого, дешево.

Экскурсия в магазин «Детский мир»;

модель «Затраты - цена», « Торговые затраты»; разгадывание ребусов « Товар, Цена»;

дидактическая игра: «Магазин игрушек», «Дешевле - дороже», «Что сегодня я куплю», «Маркетинг».

Дидактическая игра «Различие в цене товара одного вида», «Я куплю»;

изготовление атрибутов к игре: ширма, вывеска, прилавок, игровые деньги.

Карточки, на которых изображены игрушки из разного материала, игровые деньги – «рублики», ценники; вывеска «Магазин игрушек», прилавок.

Сюжетно - ролевая игра «Банк»

Цель - познакомить детей с основными функциями банка, планированием дорогих покупок.

Задачи:

1.Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

2.Познакомить с путями выхода из финансовых затруднений, с планированием дорогих покупок.

3.Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

Банк, кредит, вклад, проценты, деньги, монеты, купюры.

Экскурсия в банк, составление альбома «Деньги»; презентация «Путешествие в прошлое денег», чтение книги «Когда я вырасту, я стану сбербанкиром»;

дидактические игры: «Изобретаем деньги будущего», «Дом, в котором живут деньги».

Составление коллекции «Деньги разных стран»;

Эксперимент «Как семья планирует дорогие покупки?»;

дид.игра «Дом, в котором живут деньги »;

изготовление атрибутов к игре: «вывеска, терминал, кредитные карточки, документы».

Вывеска «Банк», терминал, игровые деньги, сберегательные книжки, кредитные карточки, документ удостоверяющий личность.

Сюжетно – ролевая игра «Благотворительный фонд»

Цель - познакомить детей с благотворительной деятельностью, как с одной из сторон экономической жизни общества.

Задачи:

1.Дать представление о благотворительной деятельности лиц и организаций, ее особенностях, познакомить с примерами благотворительности.

2.Признать значимыми такие качества человека- хозяина, как щедрость, благородство, отзывчивость, жалость.

3.Затронуть деликатную тему о путях выхода из сложных финансовых ситуаций.

4.Подвести к пониманию того, что каждая семья имеет свой уровень жизни, что необходимо заботиться о пенсионерах, инвалидах и других малоимущих.

Благотворительность, меценат, накопления, растраты, долг.

Презентация «Благотворительность»;

рассказы детей из личного опыта

«Выступали ли родители в роли благотворителей»;

подборка статей и иллюстраций из газет и журналов о благотворительной деятельности, для оформления альбома: «Благотворительная деятельность (из жизни родного города);

модель «доходы - расходы»;

дидактическая игра «Я - спонсор».

Беседа

«Как поступить при финансовых затруднениях, на простых примерах из семейного опыта»;

просмотр телерепортажей о проявлениях благотворительности со стороны лиц, организаций и государств;

досуг « Частный предприниматель»;        

изготовление атрибутов к игре: вывеска «Благотворительный фонд»

Вывеска «Благотворительный фонд», разнообразные игрушки.

Сюжетно – ролевая игра «Биржа»

-Дать детям представления о биржах и бартерных сделках.

Задачи:

1.Дать начальные представления о биржах, их видах, работе брокера.

2.В ходе игры «Давайте меняться» уточнить с детьми, что и как можно обменивать. Обсудить неравноценные обмены.

3. Раскрыть особенности торговли оптом и в розницу.

4.Развивать интерес к экономическим сторонам жизни общества.

Торговая биржа, валютная биржа, фондовая биржа, трудовая биржа, брокер, маклер, бартер, торговля оптом, торговля в розницу.

Чтение художественной литературы: Лисичка со скалочкой, книги Л.В.Кнышевой и др. «Экономика для малышей»;

дидактическая игра: «Угадай название биржи», «Давайте меняться»;

модель «Виды бирж», «Язык брокера»;

игра-тренинг «Давайте меняться».

Инсценировка сказки с участием родителей «Лисичка со скалочкой»

дид. игра «Угадай название биржи»;

изготовление атрибутов к игре:

вывеска.

Вывеска «Биржа»,

игрушки для игры.

Сюжетно – ролевая игра «Аукцион»

Цель - дать детям начальные представления о лотерее и аукционе.

Задачи:

1.Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.

2.Дать представление об аукционе как об одном из видов торговли с определенным ассортиментом товаров, когда товар приобретается после установления наивысшей цены.

3.Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе, правила ведения аукциона. Упражнять в увеличении указанной цены товара.

4.Познакомить с деятельностью аукциониста, назначением лотов.

Лотерея, аукцион, аукционист, лот.

Презентация «Аукцион»;

беседа « Что такое аукцион?»,« Что такое лот?»;

дидактическая игра «Наоборот»,

Мастер - класс

« Капкейки к 23 февраля» (родители, дети).

изготовление атрибутов к игре:

вывеска, барабан, молоточек.

Игровые лотерейные билеты, с указанием номера; вывеска,

барабан;

подарки – выигрыши (детские поделки, конфеты), молоточек для аукциона, трибуна, товары для продажи на аукционе, игровые деньги.

Сюжетно – ролевая игра «Ломбард»

Цель - дать детям представление о ломбарде

Задачи:

1.Познакомить со специализированной коммерческой организацией, которая предоставляет краткосрочные займы под залог движимого имущества граждан и его хранение

2.Объяснить переход вещи из личной собственности в товар и обратно.

3. Развивать представления о работе оценщика.

Ломбард, деньги, займы, оценщик, договор, квитанция хранения.

Презентация «Что такое ломбард?»; беседа «Что делать при финансовых затруднениях?», дидактическая игра «Группируем товары»;

беседа «Как предоставляют краткосрочные займы?».

Пополнение коллекций

« ценные бумаги», « ювелирные изделия», «часы»;

деловая игра

« Мозговой штурм»;

изготовление атрибутов к игре: вывеска, деньги, договора, квитанции.

Вывеска «Ломбард», игровые деньги, договора, квитанции хранения, драгоценности.

Сюжетно - ролевая игра «Страхование»

Цель - дать детям представление о страховании.

Задачи:

1. Познакомить с различными видами страховой деятельности.

2.Определить из каких выплат состоят страховые фонды.

3.Развивать представления о работе страховщика.

Страхование, страховой полис, пакет документовстраховые фонды, страховщик, страхователь.

Презентация «Виды страхования», беседы «Зачем нужно страхование?», «Страховые фонды: из чего они состоят?»,

дидактическая игра «Медицинское страхование», «Страхование от несчастного случая», альбом «Виды страхований».

Деловая игра:

« Виды страхований»;

изготовление атрибутов к игре:

документы к игре, вывеска, игровые деньги.

Вывеска: «Страхование», игровые деньги, пакет документов, страховой полис.

Ожидаемые результаты:

1.70 % детей ориентируется в экономических понятиях (бюджет, деньги, доход, зарплата, расходы, долг, сбережения, накопления, цена, банк, кредит, вклад, проценты, деньги, монеты, купюры, благотворительность, меценат, брокер, маклер, бартер, лотерея, аукцион, аукционист, лот, ломбард, деньги, займы, оценщик, договор, квитанция хранения, страхование, страховой полис, пакет документов, страховщик, страхователь).

2. 70% детей проявляют в общении с взрослыми и сверстниками нравственные качества

3.Дети обладают навыками финансового поведения.

4.Проявляют познавательную активность в совместной игровой деятельности.

5.50% родителей проявляют интерес к вопросам финансовой грамотности и являются активными участниками образовательной деятельности.

6.В группе создан уголок «Я изучаю финансовую грамотность».

Список литературы:

1.Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики» -СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2.Иволга Н. «Когда я вырасту я стану Сбербанкиром» СПб: Поляндрия, 2014.

3.Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели по финансовой грамотности для педагогов ДОУ ООД по ФЭМП в средней группе «Играем и считаем»

В рамках недели по финансовой грамотности для педагогов  ДОУ       ООД по ФЭМП в средней группе               «Играем...

«Путешествие в страну Экономики. Для чего нужны деньги?» Краткосрочный, познавательный проект по финансово-экономической грамотности для детей средней группы

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подр...

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», &laq...

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Краткосрочный, познавательныйдля детей 5-7летПодготовила  воспитатель...

Отчет проекта "В сказки мы играем - деньги изучаем"

Отчет о реализации познавательно-творческого проекта по финансовой грамотности с детьми младшего дошкольного возраста "В сказки мы играем - деньги изучаем"...

Паспорт проекта "В игры играем-деньги считаем"

Познавательный проект «В игры играем – деньги считаем»Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед ТёрнерДошкольное детство - самый важный период становления личности....