Занятие по обучению грамоте "Звуки Л-ЛЬ, Буква Л"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хрусталева Анастасия Андреевна

Занятие по обучению грамоте "Звуки Л-ЛЬ, Буква Л" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki-l-l.-bukva-l.doc915.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте.  

Звуки Л-ЛЬ, Буква Л.

 

Содержание: 

1.Познакомить с согласными звуками л-ль, буквой Л.

2.Развивать артикуляцию и фонематический слух.

3.Упражнять в проведении звукового анализа слов: «лиса», «луна».

4. Развивать словарный запас.

5.Закрепить умение выделять заданный звук во всех частях слова.

 

1. Фонетическая зарядка. 

-Как поют песенку без слов? (ля-ля-ля…)

-Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)

-В кого превратил свою дочь Василису Премудрую, Кощей Бессмертный?

(В лягушку.)

-Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство, в русской народной сказке называют «сестричкой»? (Лису.) -Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)

2. Характеристика звука (Л). 

Звук (Л) согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.  

Твердый звук обозначаем, синим цветом, мягкий – зеленым.

Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.  

3. Звукоподражание. «Л…л…л»  гудим как пароход, Набираем полный ход.

4.Игра «Назови слова со звуком (Л)». 

-Придумайте слова, в которых встречаются звуки (Л), (Ль)  в начале слова,  в середине и в конце.

 

  1. Игра «Твердый-мягкий».  

Определить какой слышится звук в словах: твердый или мягкий.

 

  1. Игра «Доскажи словечко» 

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…(лису). 

Летом на болоте все ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка) В чистом поле у березки  на снегу видны полоски 

Подошла лиса поближе: здесь бежали чьи-то…(лыжи). 

Хитрая плутовка, рыжая головка, 

Пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса). 

Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый. 

Мы расчистим снег и лед во дворе (лопатой). 

На скамейке у ворот  Лена горько слезы (льет). 

Лейся, дождь, веселый, мы с тобою дружим! 

Хорошо нам бегать босиком по…(лужам). 

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…(лук).

7. Звуковой анализ слов:

 

-Сколько слогов в слове «луна» -Назовите первый слог (лу).

-Назовите второй слог (на).

-С какого звука начинается слово?  (со звука (Л)) -Какой он согласный или гласный? Почему?

-Какой второй звук?

-Какой третий звук?

-Какой последний звук?

-Сколько всего звуков в слове?

-Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

8.Игра «Подбери картинки к схемам»

 

Клоун в цирке так хорош- Он на букву Л похож.

 

Предлагается ребенку «написать»  букву Л в воздухе Выкложить букву из счетных палочек или карандашей.

 10 «Какая буква заблудилась  

На листе бумаги написать следующие буквы:

 А, И, У, Э, Л, О, Ы 

-Какая буква лишняя и почему? 

12.Игра «Чья?, чей?»

Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –ий, -ья, -ье, ьи .

Лиса – лисий, лисья, лисье, лисьи.

Белка – беличий, беличья, беличье, беличьи.

Волк – волчий, волчья, волчье, волчьи.

 «Исправь ошибки Незнайки».

Лисий голова. Волчья хвост. Беличий лапа и т.д

13.Чтение слогов, слов, предложений.

Буква «Л» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с гласными буквами. По мере передвижения буквы «л» нужно прочитать слоги: ла - ло - лу - ли - лы.

 

Итог «Весенняя полянка» 

 Взрослый предлагает ребенку украсить полянку цветочками. - Если было легко и ребенок справился со всеми заданиями, украсить полянку цветочками желтого цвета.

  • Если было немножко трудно – оранжевого.
  • Если очень трудно – красного.
  • Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная, красивая).

ЛАК, ЛУК, ЛИС

ЛАНА, ЛОТО, ЛУНА, ЛИСА

ЛОТОК, КУКЛА, КЛОУН

 

ЛУША МАЛА. САША МАЛ. МЫ МАЛЫ. МАМА УШЛА.

14. Отгадай ребусы  

 

 

Скороговорки. 

Леня лез по лесенке, срывал Леня персики. Пол мыла Лара, Мила Ларе помогала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....