Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Привалова Галина Николаевна

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР

по обучению грамоте «ЗВУК И БУКВА П»

(в рамках семинара «Развитие лексико-грамматических категорий

у дошкольников с нарушением речи»).

ПРИВАЛОВА   Г.Н.

учитель-логопед высшей категории

«МКДОУ ДСКВ  № 7 «Сказка».

Задачи: 

  • Учить детей выделять  звуки П – П’ из состава слова.
  • Закрепить умение детей выполнять  звуко-слоговой  анализ.
  • Обогащать словарный запас детей  путём подбора слов-антонимов и  образования сложных слов.  
  • Познакомить детей с буквой П.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать высшие психические функции и мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать умение слушать друг друга и оказывать помощь товарищу.                          

Оборудование:       

  • картинки с изображением почтальона Печкина, мальчика и девочки,
  • предметные картинки: помидор, ель, часы, кровать,  игла, ножницы;
  •  письмо, посылка, приглашение;
  • картинки с   изображением  животных: панда, пума, песец, павлин, попугай, пеликан, питон;
  • схемы для звукового анализа;
  • буквы.                                

                                                    Содержание занятия:

I. Организационный   момент.               

          - Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается  на согласный   глухой звук.

II. Артикуляционная  гимнастика. 

 Для губ – произносим гласные звуки без голоса: А – О – У – И ;

 для языка:     «лопаточка»,    «иголочка», «качели»,  «грибок», «гармошка»,  «футбол».

III.Объявление темы.

-  Послушайте внимательно  и скажите, какой звук чаще других встречается в скороговорке:

                                                     Говорит попугай попугаю:

                                                      - Я тебя, попугай, попугаю!

                                                     Попугаю в ответ попугай:

                                                      - Попугай, попугай, попугай!  (Звук П).            

         Характеристика звука:      - согласный, глухой, твёрдый (мягкий)

- Сегодня на занятии нашим любимым звуком будет звук П. Чтобы отгадать, кто к нам сегодня придет на занятие, нужно прочитать слово по  первым звукам предметов, которые изображены на картинках:

                                                помидор    ель    часы    кровать     игла      ножницы

                                                                                 ( ПЕЧКИН)

- Кто такой Печкин?  (Почтальон). Какие вы ещё профессии со звуком П (П’) знаете? (продавец, повар, психолог, воспитатель, логопед, пожарный, пастух, парикмахер, птичница, пианист, скрипач  и т.д.)

- Скажите, где Печкин живёт? (В Простоквашино).  В одном из домиков Простоквашино живут мальчик и девочка. Давайте придумаем им  имена: мальчику - со звуком П’, а девочке -  со звуком П.

         - Что делает почтальон? ( Приносит письма, посылки.) Печкин принёс письмо и посылку. Как вы думаете, кому, что он принёс? ( Пете – письмо, а Поле – посылку.)

- В посылке – подарки: со звуком П для Поли ( платье, палочки, черепаха, пони) и со звуком П’ для Пети (пила, петушок, пингвин, пистолет).   А в письме – игры.

  IV. Игра «Скажи наоборот».       

Я называю слово, а вы скажете слово  наоборот:

Левый - …  (правый).

Хороший - … (плохой).

 Пустой - … (полный).

 Острый - …(тупой).

 Минус - … (плюс).  

 Пол - …  (потолок).

  Ложь - … (правда).

 Смеяться - … (плакать).

 Уснуть - … (проснуться).

 Уронить - … (поднять).

 Найти - … (потерять).

 Продавать - … (покупать).

 Отъезжает - … (подъезжает).

 Криво - … (прямо)

V. Игра «Назови  новое слово».          

 Пыль сосёт - … (пылесос).

 Пол натирает (трёт) - … (полотёр).

 Пешком ходит - … (пешеход).

 Ходит при помощи пара - …(пароход).

 Возит при помощи пара - … (паровоз).

 Возит при помощи тепла - … (тепловоз).

 Пули мечет - … (пулемёт).

 VI. Загадка.

                     Еще Печкин принёс приглашение, а куда, отгадайте сами:

                                                           В парке том нет каруселей,

                                                           Нет машинок и качелей.

                                                           Этот парк для птиц, зверей.

                                                           Приходи сюда скорей.            (Зоопарк).

VII. Физкультурная пауза «Зоопарк».

           - Давайте вместе с Полей и Петей отправимся в зоопарк. Им нравятся представители животного мира, в названиях которых есть звуки П и П’. Найдите их.

- Пете понравились обитатели зоопарка, в названиях которых  два слога. Кто понравился Пете?  (Пете понравились панда, пума, песец, павлин, питон.)  А Поле больше всего понравился … отгадайте кто:

                                                                  Знаменитый хвост у птицы:

                                                                 На хвосте «глаза» горят.

                                                                  -  Сколько красок! Сколько линий! –

                                                                 Все с восторгом говорят.               (Павлин).

VIII. Звуковой анализ  слова.

 Выкладывание схемы слова: павлин.

- Сколько в слове слогов?  Сколько звуков?  Сколько гласных? Согласных?  Есть ли в слове мягкие согласные?  Почему звук Л’ мягкий?

IX. Знакомство с  буквой.

-  Какой звук у нас сегодня любимый на занятии?  На письме звуки П – П’ обозначаются буквой П.  На что похожа буква П?  Выкладывание из палочек.

X.Работа в тетрадях.

    Прописывание буквы П п.

XI.Чтение слогов.

 ПЛА,   ПЛО,  ПЛУ,  ПЛЫ,  ПЛИ.

XII. Работа со слогами.

           - Придумайте слова со слогом ПЛА (платок, платье, пластилин), со слогом ПЛО (плохо, плов, тепло),   со слогом ПЛИ  (плита, плитка, плинтус ).

          -  Какое слово зашифровал Печкин?

                                                               П  К  А  Т  И  Л

                                                               1  5   6   4    3   2           ( Плитка.)

XIII. Многозначность слова.

         - Кто знает, что такое плитка?  Какой она бывает?

 (Плитка:  шоколадная, электрическая,  керамическая  (кафельная),  потолочная.)

         Составить предложение со словами: шоколадная плитка, потолочная плитка.

  XIV. Итог занятия.

- Какие звуки повторяли сегодня на занятии?   С какой буквой познакомились?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Презентации к занятиям по обучению грамоте Нищевой. "Буква А", "Буква У".

Данные презентации будут полезны при проведении занятий по парциальной грограмме Н.В.Нищевой "Обучение грамоте". Презентации составлены по пособию "Мой букварь"....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква О"

Презентация будет полезна при проведении занятия по обучению грамоте в старшей группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква И"

Данная презентация будет в помощь воспитателям при проведении занятий по парциальной проограмме Н.В.Нищевой "Обуучение грамоте". презентация составлена по страницам пособия "Мой букварь...

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква Т"

Данная презентация будет  в помощь воспитателям при подготовке к занятию по обучению грамоте....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква П"

Данная презентация будет полезна воспитателям, занимающимся обучением грамоте по программе Нищевой....