Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной речевой группы по теме «Зима. Зимующие птицы.»
Составила: воспитатель: Наровская Т.Л
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, приметах зимы.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
Обучающие:
активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о зимующих птицах;
обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Развивающие:
развивать связную речь;
побуждать детей к словообразованию;
подбирать однокоренные слова;
развивать мышление;
расширять и обогащать активный словарь детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам;
воспитывать навык сотрудничества со сверстниками и взрослым, дружеские взаимоотношения между детьми, способность договариваться.
Материалы и оборудование: презентация «Зима», сюжетные картинки, макет дерева, мяч, фланелеграф.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: А теперь ребята, поздороваемся друг с другом.
- Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется
-Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с загадки о птицах , а о каких вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Слушайте внимательно: Разве можно забывать:
Улететь смогли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна-
И нестрашна будет им зима.
(Зимующие птицы).
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте вспомним какое сейчас время года.
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите мне зимние месяца.
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: Назовите первый зимний месяц
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Последний месяц зимы.
Дети: Февраль.
Воспитатель: Второй месяц зимы.
Дети: Январь.
Воспитатель: Какие приметы зимы вы знаете?
На столе лежат картинки с приметами зимы, дети по очереди берут картинку с приметами и выставляют на фланеграф.
Воспитатель: Какое время года было до зимы?
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что осенью многие птицы улетают на юг ,как называются эти птицы?
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: есть птицы которые живут у нас круглый год, есть птицы которые прилетают к нам с первым снегом.
Воспитатель: Как называются эти птицы?
Дети: Зимующие птицы.
Ребята, на магнитную доску я поместила макет деревьев ,но они не простые, а волшебные, но что бы они стали волшебные вы должны выполнить моё задание.
На одном дереве есть листочки, вы должны поместить перелётных птиц, а на дереве, где нет листочков зимующих птиц. Давайте с вами разделимся на две команды ,одна будет собирать - зимующих птиц, другая- перелётных.
( На столе лежат картинки с зимующими и перелётными птицами).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием и наши деревья стали волшебные.
Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи друг на друга?
Дети: у птиц есть голова, клюв, туловище, крылья , хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга ?
Дети: Птицы отличаются друг от друга размером, окраской, по разному подают голоса.
Воспитатель: Сейчас ребята, я посмотрю какие вы у меня внимательные
Проводится дидактическая игра. На экране появляются картинки зимующих и перелётных птиц. Ребята должны назвать лишнюю птицу обосновать свой выбор.
Слайд № 1
«Четвёртый лишний».
Воробей, ласточка, сорока, синица.
Сорока, воробей, соловей, дятел.
Ворона, скворец, сова, галка.
Клёст, воробей, свиристель, кукушка.
Снегирь , петух, дятел, синица.
Свиристель, ворона, гусь, воробей.
Индюк, воробей ,сорока, голубь.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Нигде не ошиблись.
«Путаница»
Воспитатель: Ребята, когда я готовилась к занятию, все слова я перепутала и никак не помогите мне пожалуйста.
( воспитатель говорит слова , дети составляют из них предложения)
Воробьи, на, чирикать, дорожка- Воробьи чирикают на дорожке.
Крыша, воркуют, на, голуби – Голуби воркуют на крыше.
Кормушка, синица, на, клевать, зёрна – Синица на кормушке клюёт зерна.
Ягоды, снегирь, клевать, на , рябина –На рябине снегирь клюёт ягоды.
Улицы, вороны, на, каркают – На улице каркают вороны.
Дерево, клюв, стучит, на, дятел – На дереве клювом стучит дятел.
Воспитатель: Ребята, вы очень помогли мне , а теперь давайте с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Спозаранку скачут птицы (Скачут)
По заснеженным ветвям
Желтогрудые синицы( летают )
Прилетели в гости к нам
Сидят вороны по столбам, ( сидят )
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям, ( прыгают )
Как бы крутя скакалки.
Не могут пташки отыскать ( взявшись за голову),
Ни зёрнышка , ни крошки.( качают головой )
И вот летают всё слабей ( летают )
Ворона, галка, воробей.
Воспитатель: Ребята , я на занятии принесла мяч, давайте в него поиграем, но не просто так а с заданием, я буду говорить целое предложение , а вы должны отвечать одним.
(упражнение проводится с мячом)
Дидактическая игра «Какая птица »
У сороки белые бока , поэтому её называют белобокой.
У синицы грудка желтая , поэтому её называют желтогрудая.
У снегиря грудка красная, поэтому его называют красногрудый
У вороны черные крылья , поэтому её называют чернокрылая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая
У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.
Игра «Собери картинку»
на столе лежат конверты, в нём картинки с птицами, но картинки не простые, а разрезные. Ваша задача собрать целую картинку , дети берут конверты и
собирают картинки с зимующими птицами.
Воспитатель: Молодцы! Вы собрали очень красивых птиц. Давайте немного разомнем наши пальчики и продолжим наше занятие.
Пальчиковая гимнастика с Су- Джоками.
«Зимующие птицы»
Снегири и свиристели
Сжимать шарик сначала в левом, потом в правом кулаке.
В старый парк к нам прилетели,
На рябинку дружно сели,
Катать шар между ладонями.
Поклевали и запели…
Постучать шариком по ладони.
И на сосны, и на ели
Тоже гости прилетели
Сжимать шарик сначала в левом, потом в правом кулаке.
Ищут шишки с семенами
Дятлы бойкие с клестами.
Постучать шариком по ладоням.
Светит солнце, снег искрится,.
Стайка птичья веселится (Сжимать и разжимать шарик в левом, потом в правом)
Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите о птицах , которых вы собрали .
Дети составляют рассказ о птицах .
Воспитатель : Какие интересные рассказы вы составили о птицах которых вы собрали.
Воспитатель: Ребята посмотрите на наше зимнее дерево и скажите какие птицы
прилетели на кормушку.
Слайд № 2
Дидактическая игра
«Кто прилетел на кормушку.»
Кто на ветке дерева?- На ветке Снегири.
Кто под кормушкой ? – Под кормушкой Воробей.
Кто на кормушке? – На кормушке Синицы.
Кто над деревом? – Над деревом Сорока и голубь.
Кто справа от дерева? – Справа от дерева Голуби.
Кто слева от дерева ? – Слева от дерева Вороны.
Кто за деревом ? – За деревом Ворона.
Кто перед деревом ? - Перед деревом Голубь.
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами можем помочь птицам в это холодное время года ? ( ответы детей )
Я не случайно взяла с собой мешочек семечек, вы знаете , что у нас на участке очень много кормушек, когда мы с вами пойдём на прогулку и наполним кормушки семечками и птицы нам будут благодарны.
Ребята, наше занятие подошло к концу .
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии?
Чем сегодня занимались ? ( Ответы детей)
Что вам понравилось на нашем занятии.
Ребята , перед вами на столах лежат картинки снегирей если вы всё поняли и у вас нет вопросов то снегирь ваш летит, если вы что то не поняли и у вас возникли затруднения – то снегирь сидит. Ребята, вы хорошо потрудились, спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»
Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....
Методическая разработка. Конспект открытого занятия
Развитие эмоционального состояния детей вербальным и невербальным способом...
Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме "Зоопарк"
На данном занятии дети "помогут" Незнайке подняться по лесенке "Знаний и умений" до загадочного конверта. Поднимаясь по ступенькам лесенки , они "научат" Незнайку отгадыв...
Методическая разработка - конспект открытого занятия по теме: «У красавицы Невы ожерелье из листвы…» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка конспект открытого занятия по теме: «У красавицы Невы ожерелье из листвы…» для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка: конспект открытого занятия по тестопластике “Подставка для пасхального яйца”
В данной работе я раскрыла использование тестопластики как средства укрепления и сохранения здоровья детей через моторику рук и пальчиков,создала у...
Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений "Тайна волшебной коробочки"
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной логопедической группе, на котором дети за 30 минут должны будут открыть 4 "замочка "волшебной коробочки, чтобы узнать что в ней находится, т...
Методическая разработка. Конспект открытого занятия по речевому развитию "В гостях у малышей"
Задачей данной разработки являлось не просто предоставить как используется устное народное творчество в речевом развитии детей, но и показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного...