Театрализованная деятельность. Из опыта работы учителя- логопеда с детьми с ОВЗ
статья по развитию речи

Наталья Евгеньевна Кацуба

      У детей с речевыми нарушениями    часто отмечается недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые не только совершенствуют речевые навыки,   но и  способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность, повышают уровень развития познавательных процессов. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 C:\Users\home\Desktop\bf544c062196835d94204bc60ec1a254.jpg

    Речь является важнейшей психической функцией человека, которая  формируется и развивается  во взаимосвязи с другими высшими психическими функциями. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Нарушение речевого развития приводит к необходимости длительной и сложной коррекции.

  Деятельность логопеда по коррекции речевых нарушений  предполагает ежедневный тяжелый труд и специалиста, и ребенка. При этом у детей с тяжелыми нарушениями речи    наблюдается   и низкий уровень развития, а иногда и грубое недоразвитие  высших психических функций -  восприятия,  воображения, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. Наблюдается  нарушение  формирования моторных навыков (общей и мелкой моторики), коммуникативного развития.  

      В работе с детьми  группы компенсирующей направленности  связи с серьезными нарушениями у них  всех компонентов развития, появляется   необходимость включать в работу логопеда приемы, которые не только совершенствуют речевые навыки,  но и способствуют развитию моторной сферы, психических процессов, развивают речевую коммуникацию, повышают эмоциональную активность. Одним из таких эффективных развивающих и коррекционных средств  в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является использование  элементов   театрализованной  деятельности.  Логопедом на разных этапах  индивидуальных и подгрупповых занятий использовались элементы театрализации,    также   совместно с воспитателями был разработан долгосрочный проект «Использование элементов театрализованной деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях группы компенсирующей направленности».

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. При этом используются различные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробудить фантазию ребёнка, его творческий потенциал.

      По определению Л.В. Артемовой, «театрализованные  игры являются играми-представлениями, в которых  с помощью атрибутов (картинок, кукол, костюма) и разнообразных выразительных средств (интонация, мимика, жест, походка, поза) воссоздаются конкретные образы, взятые из литературных, сказочных произведений. Героями могут быть также любые люди, животные, предметы ( это зависит   только от фантазии ребенка)». Наиболее  сложным видом театрализованной деятельности является постановка спектакля, в котором разыгрывается определенное литературное произведение. Герои произведений становятся действующими лицами игры, а их приключения, иногда изменяемые детской фантазией – сюжетом. 

      

        Основные направления использования в  коррекционной работе  элементов  театрализованной  деятельности: 
1. Развитие звукопроизношения: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, закрепление правильного звукопроизношения. 
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. 

3. Развитие произносительной стороны речи: темпа, ритмико – интонационной стороны речи.
4. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование  грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.

      Постановка правильного звукопроизношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. 

   Чтобы выполнение упражнений артикуляционной гимнастики не казалось ребенку скучным,  можно использовать элементы театрализации.
      В ходе подготовительного этапа при постановке  звуков  используется   кукла лягушка Квакушка. Ребенок может надеть ее на руку, открыть и  закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка.  На следующих занятиях, когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой. Ребенок сам от имени лягушки называет и показывает артикуляционные упражнения     на языке лягушки  и своем  собственном.
 Голова   сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать).

     Еще один элемент  - театр «Смайликов». На деревянных палочках картинки -  смайлики, изображающие разные артикуляционные позы. С их помощью ребенок рассказывает, как правильно выполнять упражнения.

     Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.  В этом ребенку помогает образ Ветерка.  

     Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя перчатки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе («Ветерок»).

      Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей    (кот Матроскин  медленно, протяжно произносит слова, а собака Шарик   – быстро) позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.
      Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания: 
     - Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх:

- Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким - Медведь, Волк, Тигр.  

2. Знакомство с   интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной с помощью  картинки-символа.  

3 . Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации используются картинки с изображением знаков.

   Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика)
     Пальчиковые упражнения с использованием пальчика -  слоника превращают их в настоящий маленький театр.  Слоник  Тиша – напальчник на большой палец.    Ребенок рассказывает, что делал Тиша и загибает пальчики. Так развивается не только пальчиковая моторика, но и воображение, мышление, интонационная выразительность.

            Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения. 

      Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над    спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений. 
      Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
- формирует знания об окружающем мире;
- активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность; 
- развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивает эмоционально-волевую сферу ребенка. 

Этапы работы над подготовкой театрализованного представления

  1.  Главным требованием при составлении сценария является участие всех детей группы в качестве героев ( в том числе и без слов). Работа над сценарием проводится с участием всех специалистов, работающих с детьми группы. Учитель – логопед оценивает словесный материал и подбирает наиболее доступные в языковом отношении для детей стихи, песни, фразы, которые помогают закрепить правильное звукопроизношение, активизировать лексику по нужной теме, сформировать правильное грамматические формы слов.
  2.  Знакомство  детей с содержанием сказки, чтение     и беседы   по содержанию. Выделение  главных героев, характеристика  их особенностей.
  3.  Знакомство каждого ребенка со своей ролью. Упражнения по развитию мимики, жестов, движений.
  4. Заучивание стихов, текстов, песен.
  5. Проигрывание эпизодов  (сценок), диалогов между героями сказок.
  6. Проигрывание диалогов со взрослыми участниками.
  7. Полное проигрывание сказки.  

С театрализованной деятельностью тесно связано  совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  

Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.:  Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000 
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды театрализованной деятельности, используемые в работе учителя-логопеда.

статья "Виды театрализованной деятельности, используемые в работе  учителя-логопеда"...

Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Описание материала:  из опыта работы учителя-логопеда по использованию театрализованных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда в дошкольном учреждении"

Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда "...

Статья "Лучшие практики использования полифункциональных игр,игрушек и дидактических пособий в образовательной деятельности из опыта работы учителя-логопеда"

Лучшие практики использования полифункциональных игр,игрушек и дидактических пособий в образовательной деятельности из опыта работы учителя-логопедаКраткая аннотацияОдним из значимых педагогических ус...