"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда в дошкольном учреждении"
консультация по логопедии
Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это продолжает вызывать у детей речевой дискомфорт.
Для того, чтобы быстрее ввести поставленные звуки в речь и избежать «кабинетной речи», необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проговаривать тексты, стихи, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают использование на занятиях элементов театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность является технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности. Поэтому я прослушала различные вебинары, ознакомилась с методической литературой по этой теме и с октября 2020 использую элементы театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. И в дальнейшем, я планирую написать методические рекомендации воспитателям, музыкальному работнику, инструктору по физическому воспитанию по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста». Театрализованная деятельность в логопедической практике мне очень интересна, поэтому я ее продолжу изучать при написании своей магистерской диссертации и через полтора года представлю вам свой опыт.
Театрализованная деятельность на моих занятиях не предполагает развития профессиональных актерских умений у детей. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение речевых дефектов.
Виды театральной деятельности, которые использую в работе :
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
С помощью элементов театрализованной деятельности успешно решаются такие коррекционно - образовательные задачи как:
1. Развитие мелкой моторики. (Для развития мелкой моторики используется пальчиковый театр. Многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи ребенка. Знакомые пальчиковые игры можно наполнить новым сюжетом. Очень много способов и автоматизировать, дифференцировать звуки с помощью пальчиковых игр.)
2. Формирование правильного произношения:
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование и выработка артикуляционных навыков;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;
(в качестве наглядного пособия для выполнения артикуляционных упражнений используется лягушка-квакушка. Упражнения по развитию фонематического восприятия, также выполняются вместе с различными персонажами. Также этот игровой персонаж используется при автоматизации и дифференциации слогов. Дифференциация звуков Л – Ль в слогах, словах, фразах с Пчелой и пчелёнком. (Пчела – обозначает твёрдый звук, пчелёнок – мягкий звук)
3. Усвоение лексических и грамматических средств языка:
- при изучении предлогов;
- приставочных глаголов. очень удобно использовать различные персонажи, которые можно перемещать в пространстве: в, на, под, и.т.д.
4. Развитие навыков связной речи.
Значительное место в работе по развитию связной речи занимают игры–драматизации.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием литературного произведения. Своеобразие игр - драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: для развития восприятия речи, для развития речевых средств, для развития речевой коммуникации.
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра. Кукла провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей (монологи), ведение диалогов. Во время игр – драматизаций закрепляется правильное произношение всех звуков, активизируется словарь детей, совершенствуется умение связно и выразительно пересказывать тексты без помощи взрослого.
5. Формирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.
6. Развитие интонации, мимики, жестов, эмоционального восприятия.
С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.
На материале различных сказок успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто, в теремочке живёт?», «Я – мышка-норушка» (с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка» на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…» (к сказке «Волк и семеро козлят»). На развитие темпа и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». Например, нужно произнести фразу «Нам не страшен серый волк!»
На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок» (хитрую лису, злого волка, храброго зайца и т.д.) - проговаривание фраз из сказок разной интонацией.
На развитие слухового внимания использую игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), например, Колобок, Репка.
Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко» - «Морозко», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Кепка» - «Репка», «Коробок» - «Колобок»?
Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Обманчивые истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… или в сказке «Колобок» колобка съела не лиса, а заяц.
Играя с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду или педагогу незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Тигр Рома, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.
Педагог с помощью куклы может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т.д.
Мы понимаем, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, поэтому в нашей логопедической группе создан театрализованный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различными атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией.
На своих занятиях я использую – настольный театр картинок и игрушек, пальчиковый, перчаточный, различные игры, загадки, ауди и видео записи сказок.
Таким образом, применение театральной деятельности повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР, осложнённое дизартрией и моторной алалией.
В материале описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми , имеющими речевые отклонения. Рассказывается о этапах, методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ. Чётко описывается перечень документации, ...
Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Описание материала: из опыта работы учителя-логопеда по использованию театрализованных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»
laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...
Театрализованные игры в коррекционной работе учителя- логопеда
Предлагаю сообщение из опыта работы учителя-логопеда по использованию театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен л...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...
Презентация «Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
Цель коррекционной работы учителя-логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи я использую речевые игры и у...