Виды театрализованной деятельности, используемые в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
статья "Виды театрализованной деятельности, используемые в работе учителя-логопеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_rabote_logopeda_-_kopiya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Учитель-логопед : Трашенкова Л.В.
Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.
Нам учителям-логопедам хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и со взрослыми. Этому способствует конечно же театрализованная деятельность. Этот вид деятельности воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё. Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин. Учитель-логопед создавая ту или иную игровую ситуацию может и закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.
Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому конечно же не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок столкнувшись с непосильной для него задачей может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.
1 ЭТАП – подготовительный
Здесь мы должны показать, научить средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощено общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на низком уровне, дети могут общаться друг с другом, с окружающим миром, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).
Учителем-логопедом может быть использованы:
-мимическая гимнастика;
-психогимнастические игры;
- игры – пантомимы
-театрализованные этюды.
Эти приемы позволяют ребёнку без слов перевоплощаться в того или иного персонажа или даже неодушевлённый предмет. Это конечно же расширяет кругозор детей, развивает их внимание, мышление, и как следствие речь. Мы можем на занятиях или в свободной деятельности детям предложить поиграть в такие игры, как «Угадай кто это?», «Покажи какое у тебя настроение?», «Пойми меня без слов» и др.
2 ЭТАП –Использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности
На этом этапе мы ставим перед собой задачи:
- Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.
- Совершенствовать артикуляционный аппарат.
- Развивать пальчиковую моторику.
- Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.
- Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.
Работая с детьми с ОНР мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приёмы которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.
ВИДЫ ТЕАТРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
*Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
ТЕАТР КАРТИНОК ИЛИ МАГНИТНЫЙ ТЕАТР
- Развивают творческие способности;
- Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
КОНУСНЫЙ ТЕАТР, НАСТОЛЬНЫЙ
- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.
ТЕАТР НА ПЕРЧАТКЕ
- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети
ТЕАТР КУКОЛ БИ-БА-БО
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.
Также учителя-логопеды могут в своей работе использовать и другие виды театров (теневой театр, театр ростовых кукол, театр ложек и др.)
3 ЭТАП Инсценировки, драматизации
Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают как можно использовать полученный ранее опыт.
Игра-драматизация оказывает:
- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
- Способствует самопознанию и самовыражению личности;
- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической , диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...
Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоя...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
Выступление на педагогическом совете. Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда.
Оказание коррекционно-развивающей помощи – это цель работы любого логопеда....
Театрализованная деятельность в работе учителя – логопеда
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантоми...
Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "
В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....