Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей подготовительной группы. Тема: Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Задачи:
1. Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание сказки, отвечать полным предложением на вопросы по ее содержанию.
2. Развивать умение вступать в диалог, выслушивать других, не перебивая.
3. Учить оценивать поступки героев сказки.
4. Воспитывать доброжелательность, умение сопереживать героям.
Материалы и оборудование:
Портрет Г. Х. Андерсена; Иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»; Игра «Что сначала, что потом», Игра «Найди отличия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chtenie_hud.litry_.docx | 292.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей подготовительной группы.
Тема: Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Задачи:
1. Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание сказки, отвечать полным предложением на вопросы по ее содержанию.
2. Развивать умение вступать в диалог, выслушивать других, не перебивая.
3. Учить оценивать поступки героев сказки.
4. Воспитывать доброжелательность, умение сопереживать героям.
Материалы и оборудование:
Портрет Г. Х. Андерсена; Иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»; Игра «Что сначала, что потом», Игра «Найди отличия».
Ход непрерывной образовательной деятельности
1 часть
Воспитатель: - Сегодня предлагаю познакомиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики.
Ганс Христиан Андерсен — известный на весь мир писатель из Дании, подаривший читателю такие популярные во все времена сказки, как Гадкий утенок, Принцесса на горошине, Снежная королева, Дюймовочка и другие.
Воспитатель обращает внимание детей на портрет Г. Х. Андерсена.
- Сегодня я хочу рассказать вам сказку, которую написал этот великий писатель – «Гадкий утенок».
2 часть
Воспитатель: Во время чтения нам встретятся новые слова:
Ступай - Передвигаться, делая шаги; идти.
Канава -Неглубокий и неширокий ров
Орава - беспорядочное скопление людей, толпа
Пребезобразный - Производящий отталкивающее, неприятное впечатление своим внешним видом
Клохтать - о курах - издавать короткие и громкие звуки
Подойник -Специальный сосуд, в который доят молоко
Воспитатель: Предлагаю сесть ровно, слушать внимательно.
Рассказывание сказки.(приложение 1)
Вопросы по содержанию сказки:
Понравилась ли вам сказка?
Вспомните, где появился на свет гадкий утенок?(в чаще лопуха)
Каким родился гадкий утенок? (большим и не красивым)
Куда привела утка свое семейство?(к канаве/ на птичий двор)
Каких обитателей птичьего двора повстречал Гадкий утенок?(уток, кур)
Как вели себя птицы по отношению к утенку?Вспомните, как говорили про него утки.
(-А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его! - сказала утка мать. - Ведь он вам ничего не сделал! -Положим, но он такой большой и странный! - прошипела злая утка. - Ему надо задать хорошенько.)
Как поступили бы вы на их месте?
Что случилось с утенком зимой?
Кого увидел утенок весной?
Кем оказался утенок, когда вырос?(лебедем)
Физкультминутка:
Шел по берегу петух, красная бородка. (Ходьба с высоким подъемом бедра)
Гордо поднял гребешок, важная походка. (Кисти рук над головой, пальцы разведены)
Поскользнулся в речку - бух! (Присесть на корточки)
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть (Подняться, наклонить голову вниз)
3 часть
Воспитатель: Видите, утенка не любили только потому, что он был не похож на других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утенка доброе сердце. Иногда так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не замечая его душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Мы Должны понимать, что, если человек не похож на нас, выглядит по-другому, не так, как мы, это еще не значит, что человек плохой. Любого человека нужно оценивать, не по внешности, а по делам, его поступкам.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Перед вами иллюстрации из этой сказки, но они перепутались, помогите расставить в правильной последовательности.
Дети: 1. Появление «гадкого» утенка на свет.
2. Знакомство с птичьим обществом.
3. Встреча утенка со старухой, ее котом и курицей.
4. Встреча утенка с тремя лебедями.
5. Счастье о котором и не мечтал утенок.
Воспитатель - Давайте послушаем сказку ещё раз. А вы мне будете помогать.
Игра «Найди отличия» (Приложение 2)
Перед вами моменты из сказки. Вы по очереди будете подходить и обводить отличие картинок.
Подведение итогов:
Воспитатель: Как называется сказка с которой мы сегодня познакомились?
Дети: «Гадкий тутёнок»
Воспитатель: Кто автор сказки?
Дети:Ганс Христиан Андерсен
Воспитатель: Что хотел до нас довести автор? Чему учит сказка «Гадкий утенок»?
Дети: Сказка учит нас меньше обращать внимание на внешний вид человека, а больше на его поступки. Не сдаваться перед трудностями.
Воспитатель: Молодцы!
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Стояло лето. В самой чаще лопуха было глухо и дико, как в густом лесу, и там сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение — ее мало навещали другие утки. Наконец яичные скорлупки затрещали.
— Пи! Пи! — послышалось из них.
— Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали разглядывать всё вокруг.
— Как мир велик! — сказали утята.
Ещё бы! Теперь у них было куда больше места, чем тогда, когда они лежали в яйцах.
— А вы думаете, что тут и весь мир? — сказала мать. — Нет! Он идёт далеко-далеко, туда, за сад, в поле священника, но там я не бывала!.. Ну, все тут? — И она встала. — Ах, нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Право, мне уж надоело.
И она уселась опять.
— Ну, как дела? — заглянула к ней старая утка.
— Да вот ещё одно яйцо остаётся! — сказала молодая утка. — Сижу, сижу, а все толку нет! Но посмотри-ка на других! Просто прелесть!
— Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может это индюшечье яйцо! Меня тоже надули раз! Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай, учи других плавать!
— Посижу уж ещё! — сказала молодая утка. — Сидела столько, что можно посидеть и ещё немножко.
— Как угодно! — сказала старая утка и ушла. Наконец затрещала скорлупка и самого большого яйца.
— Пи! Пи! — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его.
— Ужасно велик! — сказала она. — И совсем не похож на остальных! Неужели это индюшонок?
На другой день погода стояла чудесная.
Утка со всею своею семьёй отправилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.
— За мной! Живо! — позвала она утят, и те один за другим тоже бултыхнулись в воду.
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Ну, живо, живо, за мной! Я сейчас введу вас в общество: мы отправимся на птичий двор.
— Ну, ну, шевелите лапками! — сказала она утятам. Кланяйтесь теперь и крякайте!
Они так и сделали, но другие утки оглядывали их и громко говорили:
— Ну, вот ещё целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он вам ведь ничего не сделал!
— Положим, но он такой большой и странный! Ему и надо задать хорошенько!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался!
— Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать, лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.
— Остальные утята очень-очень милы! — сказала старая утка. — Ну, будьте же как дома.
Вот они и стали вести себя, как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки, и куры.
Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры. Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь!
Он бежал пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный он просидел тут всю ночь.
Утром утки вылетели из гнезд и увидали нового товарища.
— Ты кто такой? — спросили они, а утенок вертелся, раскланиваясь на все стороны, как умел.
— Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не вздумай породниться с нами!
Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть тут в камышах да попить болотной водицы.
Два дня провел он в болоте, на третий день дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться.
К ночи он добежал до бедной избушки. К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво: можно было свободно проскользнуть через эту щель в избушку. Так он и сделал.
В избушке жила старушка с котом и курицей.
Утром пришельца заметили: кот начал мурлыкать, а курица клохтать.
— Что там? — спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте своей приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
— Вот так находка! — сказала старушка. — Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну да увидим, испытаем!
И утенка приняли на испытание, но прошло недели три, а яиц все не было.
— Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утенок.
— И с Богом! — отвечала курица.
И утенок ушел, плавал и нырял с головой, но все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Настала осень. Было очень холодно.
Раз вечером, когда солнышко еще так славно сияло на небе, из-за кустов поднялась целая стая чудных больших птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! Это были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края, за синее море. Чудные птицы не шли у него из головы, и, когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Утенок не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого.
А зима стояла холодная-прехолодная. Утенку приходилось плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем, но с каждою ночью свободное ото льда пространство становилось все меньше и меньше. Морозило так, что ледяная кора трещала. Утенок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмерз.
Рано утром мимо проходил крестьянин, увидал примерзшего утенка, разбил лед своим деревянным башмаком и принес птицу домой к жене. Утенка отогрели.
Но вот дети вздумали поиграть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком — молоко все расплескалось.Женщина вопила и гонялась за ним, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь стояла открытой: утенок выбежал, кинулся в кусты прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.
Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.
Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего. Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, увидя его, тоже устремились к нему.
— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!
Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.
В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый маленький из них закричал:
— Новый, новый!
И все остальные подхватили:
— Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости.
Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы.
А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не гордился: доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви; солнышко светило так славно... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
— Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще безобразным утенком!
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-диагностическое занятие с детьми подготовительной группы по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»
Цель- диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной группы по развитию зрительного восприятия....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»
«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание. Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Тема: «Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»
продолжать развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж новым рассказом;Обращать внимание на выразительные средства;Воспитывать чувство сострадания к героям...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) для детей среднего дошкольного возраста Тема «День Победы» Чтение рассказа Б. Рябинина «Джульбарс».
Знакомство детей с животными, помогавшими солдатам в годы Великой Отечественной Войны завоевывать победу....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки....
Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) во второй младшей группе на тему: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Задачи:Образовательные;-повторить и закрепить ранее изученные произведения А. Барто;- формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания;- уточнять, расширять и обобщать предс...