Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей для педагогов посредством игровой деятельности".
методическая разработка по развитию речи

Попленкина Жанна Викторовна

    Цель:повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). 

Задачи.

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Оборудование: предметные картинки: миксер, чайник, настольная лампа, телевизор, стиральная машина, утюг, компьютер, Гос.дума, пионерский галстук, копьё, памятник, ракета, университет, сундук, аудитория, снежный барс, коттедж, море, музей, кремль, окно, гамак;2 пирамидки, 2 массажные дорожки, мешочек с мячиком

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня.И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

 

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

 

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

 

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

 

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

 

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

 

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса. А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно несколько (6-8) добровольцев для выполнения упражнений.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

 

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).

- Конечно же - это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

 

- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как«Я начну, а ты продолжи»«Закончи предложение». Попробуем?

Практическая часть:

- Пошел первый…. (педагог предлагает придумать несколько вариантов ответов)

- Утром дети …

- Девочка Маша играет… .

- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Игровые упражнения «Рифмы».

К названным словам, подобрать рифмы:

ребята - котята;

картина - корзина;

вскачь - мяч,

птицы - спицы.

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Данкова Липецкой области

Мастер -  класс

для педагогов ДОУ

Тема «Развитие речи детей

дошкольного возраста посредством

игровой деятельности»

Разработчик:

Попленкина Жанна Викторовна,

учитель – логопед

первой квалификационной категории

2023 г.

    Цель:повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). 

Задачи.

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Оборудование: предметные картинки: миксер, чайник, настольная лампа, телевизор, стиральная машина, утюг, компьютер, Гос.дума, пионерский галстук, копьё, памятник, ракета, университет, сундук, аудитория, снежный барс, коттедж, море, музей, кремль, окно, гамак;2 пирамидки, 2 массажные дорожки, мешочек с мячиком

СОДЕРЖАНИЕ

   Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня.И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса. А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно несколько (6-8) добровольцев для выполнения упражнений.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).

- Конечно же - это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как«Я начну, а ты продолжи»«Закончи предложение». Попробуем?

Практическая часть:

- Пошел первый…. (педагог предлагает придумать несколько вариантов ответов)

- Утром дети …

- Девочка Маша играет… .

- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Игровые упражнения «Рифмы».

К названным словам, подобрать рифмы:

ребята - котята;

картина - корзина;

вскачь - мяч,

птицы - спицы.

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

- Молодцы, у вас все получилось.

- Следующее игровое упражнений «Почемучки».

- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

- И так, начнем.

Игра «Почемучки».

Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему засыхают цветы?

• Почему весной тает снег?

• Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

Игра «Эстафета»

Водящий называет предмет, отвечающий на вопрос «Кто?» или «Что?». Игроки должны к этому предмету придумать признак. Например, кошка…пушистая, ласковая и т.д. Цель: обогащение словаря прилагательными.  

«Описательные загадки»

Каждому раздаются предметные картинки. Необходимо описать свою картинку, но не называя предмет, который на ней изображён (форма, цвет, материал, что можно с этим делать и т.д.). Цель: развитие связной речи, логического мышления.

Словесная игра «Сочиняем сказку».

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого есть звук А/ответы/. У него был огород, где он выращивал овощи и фрукты. Какие? К нему в гости собрались соседи и каждый принёс игрушку, в названии которой был звук А. что за игрушки?

 Игра «Теремок».

Предметные картинки: миксер, чайник, настольная лампа, телевизор, стиральная машина, утюг, компьютер.

  Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо миксер. «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?». Никто не откликается, и решил миксер будет жить там.  Бежит мимо чайник.  

-Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

-Я миксер. А ты кто?

-Я чайник. Пусти жить в теремок.

-Пущу, если назовёшь общий признак.

-Я как и ты работаю от электричества.

-Заходи, будем вместе жить… И так проигрывается со всеми предметными картинками.

Игра «Волшебный мешочек».

В волшебный мешочек кладут предмет, например, мячик. Водящий задаёт вопросы, играющий отвечает на них.

-Какой предмет на ощупь? По форме?

-Назови его. Какой по цвету? Что с ним можно сделать?

   В этой игре включаются функции восприятия: слуховая, зрительная, тактильная. Все действия сопровождаются речью.

Игра «Пирамидка»

На столе лежит разобранная пирамидка. По очереди надеваем кольца при этом называем слова. 1 кольцо – слово, состоящее из 1 слога, 2 кольцо – 2 слога и т.д./так же можно играть и по лексическим темам/

Ига «Звуковая дорожка» /с массажными дорожками/
1)
 «Протопай столько раз, сколько слышишь звуков в слове….»

2)»Придумай слово на заданный звук». Шагаем по дорожкам, называя слово. Кто первый прошагал, тот и победил.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.

- Я предлагаю вам разделиться на группы. Надеюсь, данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания.

*Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

* Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

- Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.

Итог

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Мастер – класс «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития нравственности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- ...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситу...

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

Тема мастер-класса: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

laquo;Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности».Вам было бы интересно узнать, как создать условия для развития мелкой моторики рук?Мне тоже было это и...