Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи по теме «Дифференциация звуков Д – Т» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи по теме
«Дифференциация звуков Д – Т»
с использованием здоровьесберегающих технологий
(Старшая группа компенсирующей направленности)
Составил
учитель-логопед
Качугина Т.В.
2023г.
Цель: формирование умения дифференцировать звуки Д-Т
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
-учить различать звуки Д-Т на слух, в произношении изолировано, в слогах, в словах;
-активизировать словарь по теме «Одежда»;
- закреплять умение правильно употреблять предлоги в , на, под, около;
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в звуковом анализе слова;
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание и голос;
- развивать мышление, слуховую память;
- формировать умение оречевлять свои действия.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение давать ответ полным предложением.
Оборудование: предметные картинки, доска, наборы для звукового анализа, мяч, зондозаменители -вертушки, цепочки, картонный дом желтого цвета.
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика (формируем длительную целенаправленную воздушную струю);
- динамическая пауза (развиваем общую моторику);
- пальчиковая гимнастика (развиваем мелкую моторику рук);
-элементы цветотерапии (формируем положительный психологический настрой и стимулируем познавательные процессы).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети подходят к желтому домику.
-Посмотрите на этот красивый желтый домик. Он не простой. Все окна в нем открываются. За каждым окном приготовлено задание для вас. На протяжении занятия мы будем открывать окна.
-Заглянем в первое окно. Что там лежит ?. ( вертушки).
-Проходим и садимся на стульчики.
2. Дыхательная гимнастика
- А сейчас заведем наши вертушки. Делаем глубокий воздух через нос, щеки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на вертушки. (Логопед следит за тем, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 2-3 раза).
-А теперь произносим длительно звук О. Тянем веревочку .
3. Объявление темы занятия
-На прошлой неделе мы познакомились со звуком Д. Произнесите этот звук. (Д-Д-Д ).
-Дадим ему характеристику.
-Какой этот звук: гласный или согласный?
-Как ты определил, что звук согласный?
- Этот звук твердый или мягкий?
-Он звонкий или глухой?
-Звук Д согласный, твердый, звонкий.
-А теперь произнесите звук Т.
- Ему тоже дадим характеристику. Какой этот звук: гласный или согласный?
- Этот звук твердый или мягкий?
-Он звонкий или глухой?
-Звук Т согласный, твердый, глухой.
-Эти звуки очень похожи, но все же они имеют отличие. Слушаем : Д-Т. В чем отличие?
-Сегодня в гостях у нас будут звуки Д , Т.
4. Дифференциация звуков на слух изолировано, в слогах и словах.
- Я буду произносить разные звуки и слоги. Как только услышите звук Д –хлопните 1 раз , услышите звук Т –топните ногой 1 раз:
О,т,п,д,и,н,т,д,б,д…
Да,то,ма, но,ты, ка, ту, ду…
Том, сом ,дом, дым, мак.
-А теперь предлагаю подойти к чудо- домику и открыть второе окно. ….. (Мяч). Поиграем с мячом. Встанем в круг. Я кидаю мяч, называю слоги, вы повторяете и кидаете мяч обратно.
- Повторите за мной:
Да-та-та, да-да-та, ду-ту-ду….
-А теперь я вам буду кидать мяч и называть два слова, вы повторяете только одно слово, где есть звук Д и кидаете мне мяч:
Дом-том, дочка-точка, Даня-Таня, Толя-доля, тоска-доска, дрова-трава, Тома-дома, тачка-дачка.
6. Звуковой анализ слова.
-Заглянем в 3 окошечко…( «Светофор»).
У нас есть красивый дом.
-Составим схему слова дом… Приготовьте «светофоры». Какой первый звук?
-Первый звук….Д. Он какой: гласный или согласный.?.......
-Сколько звуков в слове дом?
7. Пальчиковая гимнастика
Жили –были в домике Маленькие гномики. Токи, пики, Лики, Чики, Мики Раз, два, три, четыре, пять . Стали гномики стирать: Токи-рубашки, Доки-носочки, Лики –платочки, Чики - штанишки, Микки умница был Всем водичку носил.
| Ставят руки домиком Сжимают кулачки Загибают пальчики, начиная с большого Разгибают пальчики, начиная с мизинца Трут кулачки друг о друга Сгибают пальчики, начиная с большого |
8. Упражнение «Рисуем цепочкой».
-Откроем следующее окошечко…( Цепочки).
Дети выкладывают из цепочек двумя указательными пальчиками фигуры по образцу: прямоугольник, круг, «улыбочку». Затем одним пальчиком: треугольник, улиточку. Затем выкладывают буквы Д, Т.
9.Физкультминутка
Коля, Коля, Николай, за собой убирай! У тебя ленивы руки Под столом ремень и брюки, Не в шкафу рубаха, Николай – неряха. | Идут по кругу друг за другом Хлопают в ладоши Приседают «Рисуют» четырехугольник Грозят пальчиком и качают головой |
Задание на внимание: присядьте 3 раза, хлопните 3 раза, наклонитесь 3 раза. (дети выполняют задание)
-А теперь расскажите, что вы делали сначала, что потом.
Открываем следующее окно … ( 1000 рублей).
10. Игра «Магазин»
- А сейчас отправляемся в магазин. Вам бабушка прислала
На наряды 1000 рублей.
Что хотите выбирайте,
Но наряды покупайте
Лишь со звуками Т , Д в название.
Дети выбирают картинки тапочки, трусы, халат, джинсы, жилет, туфли.
Отвечают на вопросы:
-Что ты купил?
-Какой в слове звук?
-Определи место звука в слове.
-Нам необходимо убрать вещи в шкаф. (вывешиваем на доску шкаф).
-Посмотрите внимательно, что есть в шкафу? Полки, ящик, вешалка.
-Где лежат джинсы ? (…..на полке)
-Где лежат трусы? (…в ящик)
-Где висит халат? (….на вешалке)
-Где стоят тапочки? (..под шкаф)
-где стоят туфли? (…около шкафа).
11. Итог занятия.
-Какие звуки были у нас в гостях?
-Звук Д и звук Т – это согласные звуки. Они очень похожи. Но все же, чем-то различаются. Чем?
-Вспомните и назовите слова со звуком Д.
-И со звуком Т.
Открываем последнее окно в домике где лежат наклейки –поощрения и раздаем их детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе
Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи " Волшебный цветок Речецветик"
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "Волшебный цветок Речецветик"...
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»
Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...
Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.
На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся делать звуковой анализ слова "жук...
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: Старшая группа Тема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи:Старшая группаТема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»Учить детей отчетливо произносить звуки [C] и [Ш], дифференцировать в слогах, словах ...
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "Звук- Ш"
Тема: Звуковая культура речи: звук шВозрастная группа: средняя, 4-5 летПредмет: развитие речи в детском садуФорма проведения: НОДФорма работы: групповая, индивидуальная.Учебно-мето...