Конспект занятия по речевому развитию "Звук [Ы]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
в соответствии с ФГОС ДО
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе компенсирующей направленности
на тему «Звук Ы»
(с использование ТРИЗ, ИКТ и здоровьесберегающих технологий)
Автор:
Косаченко Элеонора Константиновна
воспитатель ГБДОУ д/с №73
(высшая квалификационная категория)
Санкт-Петербург
2024
Конспект занятия по речевому развитию
«Звук Ы»
(с использование ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий)
Автор- разработчик: Косаченко Элеонора Константиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад №73 Приморского района Санкт –Петербурга
Возрастная адресованность: обучающиеся старшей группы компенсирующей направленности
Длительность мероприятия: 25 минут
Цель: «Знакомство детей со звуком [ы]»
Педагогический замысел:
- Закрепить четкое произношение звука [ы] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- познакомить с артикуляцией и характеристикой звука;
- продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
- формировать умение определять гласный звук в середине односложных слов и в конце слова;
- формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных и согласных звуков;
- упражнять в образовании существительных в форме мн. ч. Им. п.;
- развивать длительный речевой выдох;
- развивать фонематические процессы;
- развивать просодическую сторону речи;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать координацию речи с движением.
Материально-техническое обеспечение: Предметные картинки, звуковые фишки. Плюшевый медведь. Мышки, карточки - начало, середина, конец слова. Цветные карандаши.
Предварительная работа: Дидактические игра на развитие фонематических процессов. Упражнения на выполнение звукового анализа.
Примерный ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель предлагает вспомнить гласные звуки, которые учили па прошлых занятиях (А, У,И, О,Э).
Воспитатель: «Ребята, сядет тот, кто назовет слово, которое начинается на заданный мной звук.» (Дети выполняют задание)
Затем по беззвучной артикуляции воспитателя дети угадывают сочетания из двух, трех гласных звуков, определяют их количество и порядок.
Воспитатель: «Молодцы, а теперь посмотрите, это мишка. Он очень любит рычать: «Ы-ы-ы».
-Как вы думаете с каким звуком мы сегодня познакомимся?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, сегодня мы познакомимся с гласным звуком [ы].»
II. Основная часть
Артикуляция и характеристика звуков
Воспитатель: «При произнесении звука [ы] – губы улыбаются, зубы сжаты. Подбородок немного выдвигается вперед.
-Это гласный звук, потому что воздух свободно проходит через рот, не встречая преграды. Звук обозначается красным кружком.
(Дети громко произносят звук [ы] (громко, тихо, длительно, кратко), уточняя еще раз, что это звук гласный.)
Игра «Поймай звук»
Воспитатель: «Ребята если вы услышите звук Ы хлопните в ладоши.
- На уровне звука: а, у, ы, о, а, ы, э, ы;
- На уровне слога: ым, ум, ыр, ал, ыл, ды, мы, ло, мы, па, сы;
- На уровне слова: сыр, мак, мать, пол, пыль, рука, копыта, стол, мышь, конь, дыра, кран, крыса.»
Игра «Выложи из звуков»
Дети выкладывают с помощью звуковых фишек схему звукосочетания из 2-3 гласных и согласных звуков: АЫ, УЫ, ОЫ, ИЫ. ТЫ, ЫП, КЫ, ТЫК, АЫТ.
Звукосочетания произносятся на одном выдохе.
Игра «Один — много»
Каждый ребенок, подбирая к своей картинке соответствующую парную, называет их.
кот – коты кит – киты дуб – дубы ванна – ванны
бант – банты нота – ноты лента – ленты лев – львы
Игра «Хитрая мышка»
Еще раз называются только картинки, где изображено несколько предметов. Делается вывод, что звук [ы] слышится в конце слова.
Далее воспитатель называет картинки с изображением (бык, сын, сыр, мышь), утрированно произнося звук [ы] и знакомит детей с тем, что он слышится в середине слова.
Предложить детям определить, где слышится звук [ы]: в середине или в конце слова.
Физкультминутка
«Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.»
Игра «Раскрась только те картинки, в названии которых есть звук Ы»
Воспитатель раздает детям листы с изображение картинок в названии которых есть звук [Ы] и нет. (Дети выполняют задания)
Воспитатель: «А сейчас не зевай, слово со звуком Ы лишь повторяй:
Дом дым, сон сын, бак бык, сор сыр, рис рысь, дина дыня, мало мыло, тина тыква, весь весы» (Дети выполняют задание)
III. Заключительная часть
Воспитатель: «Ребята, с каким звуком мы с вами познакомились?
-Звук [ы] – это какой звук?
-Вспомните слова со звуком [ы].» (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевой мыслительной деятельности "Занимательное путешествие Мячика Непоседы"
В занятии в игровой форме идёт отработка словаря по теме "Транспорт", закрепляются знания о профессиях людей, работающих на транспорте, отрабаты вается понимание способа образования сложных слов...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...
Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...
Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)
Закрепление знаний в рамках образовательных областей «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....