Формирование элементарных математических представлений в логопедической практике
консультация по развитию речи (старшая группа)
Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при сравнении с другими предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений в логопедической практике»
Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при сравнении с другими предметами.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
- обязательное использование наглядного материала (благодаря наглядной опоре можно обеспечить связь слова с реальным предметом, движением, признаком, т.е. использовать прием связи слова с обозначаемым объектом).
- коррекция речи детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений (широкое оснащение этих занятий разнообразным наглядным материалом, с которым непременно действуют дети, выполняя задание обеспечивает взаимосвязь занятий с закреплением полученных речевых навыков
- обогащение словарного запаса детей за счет слов и словосочетаний, выражающих количественные отношения между предметами, без которых невозможно обучение счету (больше, меньше, сколько получится, останется)
-речь ребенка обогащать за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом общении
-обязательное введение в речь детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений слов различной слоговой структуры(соответственно периоду обучения)
-на занятиях по развитию элементарных математических представлений использовать и закреплять навыки самостоятельной речи.
Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние четко представляют динамику развития фонетической стороны речи детей. При опросе на занятиях по формированию элементарных математических представлений педагог каждый раз проводит его в разной последовательности, строго индивидуально. От того, насколько правильно и какому именно ребенку воспитатель задаст вопрос, зависит не только результат математических знаний, но и речевой автоматизации.
Выполнение программных собственно математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно - логопедических:
-автоматизация звуков речи
- формирование лексико - грамматического строя.
- развитие связной речи
Следовательно, значительно возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Можно выделить следующие специфические особенности обучения детей с ОНР математическим представлениям, вытекающие из коррекционно - логопедических задач:
- Наглядный материал (пособия, игрушки), лексический материал отбираются совместно логопедом и воспитателем в зависимости от тематики и плана проведения фронтальных и индивидуально - подгрупповых логопедических занятий с учетом уровня развития фонетико - фонематической стороны речи и результатов коррекции дефектов звукопроизношения, достигнутого каждым ребенком.
- В первом периоде обучения выводы в основном оречевляет сам воспитатель (из - за дефектной речи детей).
- Воспитатель дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов.
- Вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы, а так же должны исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.
- Воспитатель внимательно следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей.
-Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при:
-пересчете предметов (один лимон, два лимона, пять лимонов...)
-изучении состава числа
-ознакомлении со смежными числами
простейших счетных операциях и т.д.
- На начальном этапе обучения необходимо отчетливое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.
В общении с детьми педагог постоянно должен следить за своей речью. В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями (сравнение предметов по величине, уравнивание количества, измерение) используются развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Эти объяснения всегда должны быть предельно четкими, ясными, конкретными. Речь должна быть неторопливой. Спокойный и несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные интонации голоса. В речи педагога должны присутствовать слова, подлежащие усвоению на данном занятии. В то же время речь воспитателя не должна быть слишком упрощенной: в нее следует включать слова и фразы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (те, что он понимает , но не использует в активной речи). Давая указания, педагог побуждает детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и последовательность их выполнения, знакомит с их словесным обозначением. Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей.
Необходимо соблюдать еще одно требование к речи педагогов логогруппы- ее процентное соотношение к речи детей, которое определяется периодом обучения. В начале обучения, когда активность детей еще мала, необходимо такое соотношение, когда педагог говорит больше, чем дети. Но по мере возрастания речевой активности детей соотношение их речи и речи воспитателя должно измениться. На занятиях по математике педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. И только при необходимости дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Правильный (ошибочный) ответ детям предлагается проверить. При выполнении знакомого способа действия используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет задание, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом.
Развитие и коррекция речи детей на занятиях по формированию математических представлений проводится в определенной последовательности, планомерно и систематически. Новое основывается на уже знакомом. Схожие задания постепенно увеличиваются и обогащаются не только путем увеличения количества изучаемых объектов, но и увеличением количества определяемых признаков.
Все дошкольники с ОНР при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и в ходе специальных логопедических занятий и повседневно воспитателями в ходе различных режимных мероприятий.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В УСВОЕНИИ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ОСОБОГО СОГЛАСОВАНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Количественные числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО согласуются с существительными в роде, числе, падеже:
а)упражнение в употреблении этих числительных(с существительными) в именительном падеже,
б)изменение вместе с существительными в косвенных падежах (одного коня, с одним конем, одну книгу )
2. Количественные числительные ДВА, ДВЕ согласуются с существительными в роде:
а)им. падеж числительных употребляется с существительными в родительном падеже единственного числа (две ложки, два стула)
б) числительные в косвенных падежах(кроме винительного)согласуются с существительными в падеже (двух кукол, двум зайцам)
3. Количественные числительные от ПЯТИ до ДЕСЯТИ употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа:
а ) пять домов, девять коней, семь стульев,
б) пять конфет, девять лошадей,
в) пять окон, девять полей, шесть перьев
4. При изменении по падежам числительных от ПЯТИ до ДЕСЯТИ существительные согласуются с ними в падеже
5. С количественными числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ в винительном падеже
а) одушевленные существительные употребляются в родительном падеже множественного числа(вижу двух медведей, трех кошек, четырех коней)
б) неодушевленные существительные - в родительном падеже единственного числа(вижу две книги, два утюга)
6. Творительный и предложный падежи числительных от двух до десяти трудно усваиваются детьми - логопатами и требуют длительных упражнений.
Таким образом, изучение количественных отношений между предметами не только помогает ребенку - логопату лучше усвоить их название и числовое обозначение, но и способствует активному использованию этих понятий в самостоятельной речи.
На фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях учитель-логопед использует задания на развитие математических представлений у детей. Но все эти задания направлены не только на развитие математических представлений, но и на коммуникативность, самостоятельность, инициативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, что особенно важно для будущих первоклассников. Включение в работу всех анализаторов (зрительного, слухового, двигательного), развитие их слаженной деятельности – обязательное условие успешности занятий в логопедической группе. Первоочередными задачами на логопедических занятиях являются формирование правильного звукопроизношения, развитие грамоты и связной речи. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы делается на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формирование и актуализацию словаря. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в логопедической группе задач.
При работе с детьми с ОНР необходимо учитывать особенности общего и речевого развития. В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, то у ребенка с нарушениями речи при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития, отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия.
На занятиях активно применяются различные способы познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам, сравнение, эксперементирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений в логопедической практике
На фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях учитель-логопед использует задания на развитие математических представлений у детей. Но все эти задания направлены не только на развитие м...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе «Математический КВН- Хочу всё знать!»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Математический КВН- Хочу всё знать!» предназначен ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Формирование элементарных математических представлений на логопедических занятиях
Игры по автоматизации звуков в слогах и словах с элементами математических занятий....
Формирование элементарных математических представлений на логопедических занятиях
На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способо...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...