НОД по родному (бурятскому) языку на тему "Сагаан эдеэн" ("Белая пища")
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Сагаан эдеэтэй танилсалга (Познакомить детей с белой пищей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sagaan_edeen.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Марафон профессионального мастерства среди педагогов ведущих бурятский язык в доу
Тема занятия: «Сагаан эдеэн»
Далбаева Мария Александровна, воспитатель СП « Обусинский детский сад» МБОУ «Обусинская СОШ-интернат»
Цель: Знакомство детей с бурятской национальной кухней: «Белой пищей» («Сагаан эдеэн»).
Задачи:
- Познакомить детей с белой пищей – сагаан эдеэтэй танилсалга
- Расширять словарный запас словами: hүн, зөөхэй, шанагдаhан зөөхэй, тараг, ээзгэй.
- Развивать память, внимание.
- Вызвать интерес к традициям и обычаям бурятского народа
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Материал и оборудование к занятию: письмо, посылка (поднос, пиалы с белой пищей), проектор, экран, ноутбук, фломастеры, дидактическая игра:
« Найди и отметь белую пищу», демонстрация презентации, брошюрка «Сагаан эдеэн»
Методы и приёмы: упражнение, проблемно – диалогический метод, игровая мотивация, художественное слово, анализ.
1.Структура занятия:
Организациоонный момент ; Сайн байна, үхибүүд!
Я - Мария Александровна работаю воспитателем и учу детей бурятскому языку детском саду.
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот час мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
(Би ехэ баярланаб, иимэ сэбэр, հайн настроенитэй үхибүүдые харахадаа. Энэ сагаа хамта үнгэргэхэбди. Энэ сагнай танда, олон шэнэ, հонин хадуужа абаհан юумэн асарагалдаа.)
Эмоциональный настрой: Игра «Доброе утро» - «Yглөөнэй мэндээ»
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие:
Yглөөнэй мэндээ, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Yглөөнэй мэндээ, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Yглөөнэй мэндээ, Мария Александровна
(Дети садятся на стульчики)
На столе стоит посылка, рядом лежит письмо
(обращает внимание детей на письмо, спрашивает у детей кто принес)
Педагог: Давайте посмотрим. (читает адрес, кому это письмо). Вот как здорово! Да, это нам! Это от кого же? Сейчас узнаем, читаем письмо.
Содержание письма: Здравствуйте! (Сайн байна!)
Мы дети старшей группы детского сада с.Обуса, отправляем Вам посылку с белой пищей- Сагаан эдеэн бурятского народа для знакомства)
(Проблемная ситуация)
Педагог: Ребята, что такое белая пища – Сагаан эдеэн?
Дети: Может молоко, может мороженное? (Дети выдвигают разные версии)
Наше ли посылка!? (Рассмотреть куда и кому, откуда и от кого.)
Педагог: Содержание посылки нам поможет раскрыть тайну этого выражения – Сагаан эдеэн!
Дети: Сагаан эдеэн
Что же там, в посылке? (открываем, рассматриваем, называем на бурятском языке: hүн, шанагдаhан зөөхэй, үрмэн, тараг, тоhон, ээзгэй) (Дети находятся рядом с посылкой у стола)
Педагог: Сагаан эдеэн- hүн, зөөхэй, шанагдаhан зөөхэй, тараг, ээзгэй
Педагог: Тема нашего занятия – «Белая пища» («Сагаан эдеэн»)
Дети: Сагаан эдеэн (хоровое) и затем индивидуальное произношение с детьми
Дидактическая игра: «Я назову, а ты найди!»
Дети после игры садятся на стульчики
Педагог: Белая пища – сметана, простокваша, творог – из чего получают? (Сагаан эдеэн - зөөхэй, тараг, ээзгэй – юунհээ хэгдэнэб?)
Дети: Все это делается из молока.
Слайд (молоко в кружке!)
В молоке полезных много
Витаминов и веществ.
Пейте молоко парное,
Чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки,
Не болела голова,
Настроение чтобы было
Превеселое всегда.
(Һүн соомнай олон туհатай бодос (вещества) би, հүн халуугаар угаат байгаհатнай шүдэнтнай, толгойтнай эбдэхэбээ, яհатнай бүхэ байха, хододоо настроени հайн (хухюутэй, энеэдհэтэй) байхат.)
«Пейте дети молоко будите здоровы» - Үхибүүд, հү уужа элүүр энхэй ябагты!
Педагог: Кто нам даёт молоко?
Слайд Корова (немного описать)
Корова – это домашнее животное, которое дает молоко. Люди заботяться о корове, ухаживают за ней, кормят. Летом, когда много свежей, зеленой травы, корова пасется на лугу.
(Үнеэмнай – яհала туհатай гэрэй амитан. Тала дайдаар бэлшэнэ, шэмэтэй ногоо шэмхэнэ, хүнэгѳѳр дүүрэн հүгѳѳрѳѳ, хүүгэд бидэниие ундалуулна)
Физминутка «Корова – үнеэн»
Дай молочка коровушка,
Ждут меня котятки,
Малые ребятки
(показывают, как доят корову)
Дай им сливок ,
Творогу немножечко,
Масло, простокваши,
Молочка для каши
(загибают, по одному пальчику на обеих руках)
Всем дает здоровье
Молоко коровье
(снова доят)
Үнеэмни հүн үгышта,
Хүлеэнэл намае миисгээдни,
Бишыхан үхибүүдни
(показывают, как доят корову)
Зѳѳхэй үгыштаа,
Ээзгэй бишыха, 2раза
Тоհо, тараг,
Һүн каша барихын түлѳѳ
(загибают по-одному пальчику на обеих руках)
Үнеэнээмнай հүн
Баранда бэеын тамир үгэнэлдаа
(снова доят)
Слайд (корова)
Разучивание стихотворения «Коровушка – Yнеэхэн»
Коровушка, коровушка.
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай.
Молока им лучше дай!
Yнеэн, үнеэн, үнеэхэн
Эбэртэй толгой!
Yхибүүдые бү мүргэ
hү үгэ!
Дидактическая игра: «Найди и отметь белую пищу - сагаан эдеэн»
(Самостоятельная работа за столами)
На листке бумаги нарисованы рисунки - разная пища, ребенок должен найти и отметить «белую пищу»(«сагаан эдеэ»).
Педагог: Андрей, юу тэмдэглэш? (Таня..Оля. Серёжа и т.д.)
Педагог: Сегодня на занятие, о чём мы говорили? Что вам понравилось?
Дети: Сагаан эдеэн тухай хөөрэлдөөбди!
Педагог: Тиимэ, сагаан эдеэнэй тухай хэлсээбди.
Слайд (Изобилие молочной пищи)
Педагог: У бурят есть древний обычай: бурятский народ гостя встречают белой пищей, на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, саламат или просто молоко. С него начинается любое угощение.
Сейчас идёт месяц февраль, 10 февраля начался – светлый, красивый праздник – Сагаалган. Поздравляю всех вас с праздником Сагаалгаан, желаю крепкого здоровья : Һүе уугаад, сагаан эдеэгээ эдэт, элүүр, энхэ ябагты!
Для вас я приготовила вот такую брошюрку «Сагаан эдеэн». Чтоб вы рассматривали, вспоминали про белую пищу и рассказывали родителям.
Спасибо, ребята, вы молодцы! (Би ехэ баярлааб! Ехэ альбан, бэрхэ үхибүүд байнат.). Давайте попрощаемся с гостями. (Айшадтаа баяртай гээд, бүлгэмдѳѳ ошои). Дети выходят из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр...
«Проектная деятельность в ДО в рамках изучения бурятского языка» Проект: Праздник Белого месяца «Сагаалган hарын Амар мэндэ!»
При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является «Сагаалган». Считается, что это празд...
Конспект занятия по развитию родной (бурятской) речи в старшей группе на тему "Овощи" ("Огородой эдеэн")
Конспект НОД по обучению бурятскому языку в старшей группена тему «Овощи». Цели:- отработать произношение звуков, вызывающих затруднения у детей;- познакомить детей с назв...
"Роль семьи в сохранении и развитии родного бурятского языка"
Роль семьи в сохранении и развитии родного языка н несравнима, т.к. именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности челолвека, приобретаются все навыки, в том чис...
Сагаан эдеэн - Молочная пища. Мяхан табаг - Мясные блюда
Презентация "Сагаан эдеэн - Молочная пища. Мяхан табаг - Мясные блюда"...
НОД по родному (бурятскому) языку на тему "Одежда" в средней группе
Закрепить понятие "Одежда" на родном(бурятском) языке. Обогатить словарный запас....
НОД по родному (бурятскому) языку на тему "Манай нухэд - гэрэй амитад" в старшей группе доу
Продолжать обработку изучаемой лексики...