Конспект занятия по развитию родной (бурятской) речи в старшей группе на тему "Овощи" ("Огородой эдеэн")
план-конспект занятия (старшая группа)

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Конспект НОД по обучению бурятскому языку  в старшей группе

на тему «Овощи».

 

Цели:
- отработать произношение звуков, вызывающих затруднения у детей;
- познакомить детей с  названиями  овощей на бурятском языке (yгэрсэ, морхооб, хартаабха,hонгино)  и  научить употреблять их в устной речи.


Задачи:
• Образовательная. Закрепление в памяти детей  лексических единиц и активизация их в устной речи, совершенствование фонетических навыков.
• Воспитательная. Развитие речевых навыков и навыков сотрудничества. Повышение мотивации обучения, формирование навыка взаимопомощи, повышение коммуникативной культуры, формирование навыка коллективного труда. Формирование устойчивой мотивации к изучению бурятского  языка
• Развивающая. Формирование приёмов умственной деятельности, развитие визуальной, аудиальной памяти, внимания, мышления, положительных эмоций, развитие самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Формирование общих умений коммуникации.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Перчаточная кукла - собачка, демонстрационные картинки с овощами, муляжи овощей, аудиозаписи, разрезные картинки с изображением овощей, плоскостные конверты – «корзинки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ovoshchi_na_bur.yazyke.baraghan.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению бурятскому языку  в старшей группе

на тему «Овощи».

Цели:
- отработать произношение звуков, вызывающих затруднения у детей;
- познакомить детей с  названиями  овощей на бурятском языке (yгэрсэ, морхооб, хартаабха,hонгино)
  и  научить употреблять их в устной речи.


Задачи:
• 
Образовательная. Закрепление в памяти детей  лексических единиц и активизация их в устной речи, совершенствование фонетических навыков.
• 
Воспитательная. Развитие речевых навыков и навыков сотрудничества. Повышение мотивации обучения, формирование навыка взаимопомощи, повышение коммуникативной культуры, формирование навыка коллективного труда. Формирование устойчивой мотивации к изучению бурятского  языка
• 
Развивающая. Формирование приёмов умственной деятельности, развитие визуальной, аудиальной памяти, внимания, мышления, положительных эмоций, развитие самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Формирование общих умений коммуникации.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Перчаточная кукла - собачка, демонстрационные картинки с овощами, муляжи овощей, аудиозаписи, разрезные картинки с изображением овощей, плоскостные конверты – «корзинки».

Ход НОД.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Сайн байна, ухибууд! Здравствуйте, ребята! Танилсая, би ….нэрэтэйб. Давайте познакомимся, меня зовут … Это мой друг Бамбар. Он сторожит огород.  ( показываю перчаточную куклу- собаку).Бамбар , поздоровайся.

Бамбар: Сугтаа дуулая, споемте вместе!

(песенка)

Нэгэ, хоер-сайн

Гурба, дурбэ- байна

Таба, зургаа- ухибууд.

Нэгэ, хоер- сайн,

Гурба, дурбэ-байна

Таба, зургаа- багша.

 II.Фонетическая разминка. (Отработка звуков  и дифтонгов [h], [y], [ай], [],  [hэй].)

Воспитатель: Бамбар приглашает нас в свой  огород.

( На доске прикреплен макет огорода).  Посмотрите, как в нем красиво.  Какой большой огурец   [у-у-у].(Бамбар спрятался за куст  и выскакивает.) Мы испугались и говорим: [ай]. А повернувшись говорим [hэй]. Здесь спряталась морковь, какая она длинная! [оо]! А вот и ветер подул: [h-h-h].

III.Основная часть.

 1. (Бамбар «приносит» мешочек)

Воспитатель: - Смотрите, ребята, что же это?  А что же в нем?

- «Волшебный мешочек» («Шэдитэ тулам»), в котором сложены овощи.

- А как нам узнать, что в этом волшебном мешочке? Правильно, надо его пощупать. Ребята, вы будете подходить, отгадывать овощ и называть его. Я  буду называть этот овощ на бурятском языке, вы будете повторять за мной. (Ребенок  подходит, определяет, называет овощ, который нашел  в мешке. Затем ребенок достает этот овощ из мешка и показывает его всем детям. Воспитатель   просит всех детей уточнить  название овоща на русском языке, называет овощ на бурятском языке и просит детей повторить).

Огурец - угэрсэ

Картофель- хартаабха

Лук-hонгино

Морковь – морхооб

2.Физкультминутка
(проходит в виде игры «Готовим салат»)
Цель: закрепление лексики с активизацией двигательной памяти.
Дети садятся на коврик, у каждого в руках муляж  овоща. Когда воспитатель  произносит название по-бурятски, ребенок с соответствующим овощем  должен встать и снова присесть. Тот, кто пропустил или встал не в свою очередь, выбывает из игры и садится на стульчик – он попал в салат. Игра продолжается до победителя.
3
. Игра «Собери картинку»

Воспитатель: (вносит 2  конверта  -  «корзины» с  разрезными картинками-овощами)  В этих корзине все овощи перепутались.   Ребята, Бамбар  просит  нас помочь ему собрать овощи и з кусочков. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся, кто быстрее соберет их и назовет на бурятском языке. ( Дети делятся на две команды, собирают разрезные картинки и называют их на бурятском языке)

4. Игра «Угадай на вкус»

Воспитатель:  Ребята, Бамбар приглашает нас в необычное кафе. Чтобы попасть в него нам надо будет завязать глаза платочком и сосчитать до 5-  ти на бурятском языке (воспитатель помогает детям завязать глаза  заранее приготовленными  платочками).

 Повторяем за мной: нэгэн, хоер, гурбан, дурбэн, табан. Вот мы и в кафе. Ребята, вы будете стоять с завязанными глазами. Мы с Бамбаром будем вас угощать. Вы должны попробовать,  угадать по вкусу какой это овощ и назвать его на бурятском языке.

Подведение итогов. Рефлексия.

Вы сегодня хорошо работали! Мы с вами выучили несколько новых слов, какие? Вам понравилось? Тогда увидимся с вами еще? До свидания! Баяртай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: "В гостях у Песочной феи. Дифференциация звуков [с] и [ш]".

Конспет направлен на реализацию следующих задач:1.Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш].( умение произносить их протяжно, на одном выдохе)Научить детей различать эти звуки на слух и в пр...

Открытое занятие по развитию родной тувинской речи в старшей группе по теме: " Хоглуг уруг".

Темазы: А.Шоюн шулук «Хоглуг уруг» Сорулгалары: ооредиглиг сорулгазы: уругларны состу шын , тода кылдыр адаарын чедип алыры; Шулуктун маадырынын аажы-чанын тыварынга болгаш утказын чугаалап били...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Овощи, огород"

Целью этого занятия, является научить детей правильно называть и различать овощи. Дети учатся составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно - ласкательную форму, больше употребляют в св...