Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.
Задачи:
• Определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).
• Закрепить умение составлять предложение.
• Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
• Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки ц и ч (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (Цыпленок, чебурашка, мяч).
• Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова;
• Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте веселые стихи про звуки ц и ч
• Умеет Вася Цаплин
Ходить как Чарли Чаплин!
• Удача ждет Серё жу:
Удаться дело может!
• Посетил сегодня чех
На заводе папин цех!
• В ЦУМе кольца продавали
В чуме чукчи отдыхали!
• Зайцы к дому подбежали
Зайчик, где ты? — закричали.
• В лечебницу волчица
Вела волчат лечиться!
• У цепочки — два конца…
У цветочка есть пыльца,.
А у птицы — три яйца!
Вылупятся три птенца!
• Прочитала ученица
Про ячмень и чечевицу…
Чем бы девочке помочь
Это выучить точь-в-точь?
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить про звуки ц и ч.
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик.)
Дети имитируют движения.
Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып.)
Дети имитируют движения.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Эхо».
(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют) :
Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч-Ц; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.
Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку на развитие зрительного внимания.
Воспитатель: Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук ц и звук ч. (Аналогичные работы с другими картинками).
Воспитатель: Дети, возьмите свои картинки, которые лежат у вас в конвертах и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «ц» или «ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?
Воспитатель: Ребята, Чебурашка и Цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей.
Воспитатель: Ребята, послушайте потешку:
Цок-цок, цок-цок
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу!
Воспитатель: Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).
Воспитатель: Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).
Давайте повторим потешку все вместе (хором).
• Громко и медленно;
• Тихо;
• Тихо и быстро.
Пальчиковая гимнастика.
Повстречались два цыплёнка
И сказали: «Пи-пи».
Повстречались два утёнка
И сказали: «Кря-кря».
Повстречались два котёнка
И сказали: «Мяу-мяу).
Повстречались два щенка
И сказали: «Гав-гав».
Повстречались два быка
И сказали: «Му-му.
Смотрите какие рога!
Забодаю-забодаю!»
Воспитатель: А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.
Игра «Большой – маленький.
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Воспитатель: Послушайте веселые стихи про звуки ц и ч.
Ц
Мой котёнок очень ловко
Ночью мышь поймал в кладовке.
Цепко сцапал: цап-царап!
Мышь не вырвалась из лап.
Цап!
Ч
«Ч-чхи!» - чихаю я с утра.
Пить лекарство мне пора.
Если вылечу простуду,
К вечеру чихать не буду.
Ч-ч-хи!
Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]»
Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.
Задачи:
• Определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).
• Закрепить умение составлять предложение.
• Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
• Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки ц и ч (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (Цыпленок, чебурашка, мяч).
• Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова;
• Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте веселые стихи про звуки ц и ч
• Умеет Вася Цаплин
Ходить как Чарли Чаплин!
• Удача ждет Серё жу:
Удаться дело может!
• Посетил сегодня чех
На заводе папин цех!
• В ЦУМе кольца продавали
В чуме чукчи отдыхали!
• Зайцы к дому подбежали
Зайчик, где ты? — закричали.
• В лечебницу волчица
Вела волчат лечиться!
• У цепочки — два конца…
У цветочка есть пыльца,.
А у птицы — три яйца!
Вылупятся три птенца!
• Прочитала ученица
Про ячмень и чечевицу…
Чем бы девочке помочь
Это выучить точь-в-точь?
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить про звуки ц и ч.
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик.)
Дети имитируют движения.
Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып.)
Дети имитируют движения.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Эхо».
(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют) :
Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч-Ц; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.
Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку на развитие зрительного внимания.
Воспитатель: Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук ц и звук ч. (Аналогичные работы с другими картинками).
Воспитатель: Дети, возьмите свои картинки, которые лежат у вас в конвертах и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «ц» или «ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?
Воспитатель: Ребята, Чебурашка и Цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей.
Воспитатель: Ребята, послушайте потешку:
Цок-цок, цок-цок
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу!
Воспитатель: Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).
Воспитатель: Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).
Давайте повторим потешку все вместе (хором).
• Громко и медленно;
• Тихо;
• Тихо и быстро.
Пальчиковая гимнастика.
Повстречались два цыплёнка
И сказали: «Пи-пи».
Повстречались два утёнка
И сказали: «Кря-кря».
Повстречались два котёнка
И сказали: «Мяу-мяу).
Повстречались два щенка
И сказали: «Гав-гав».
Повстречались два быка
И сказали: «Му-му.
Смотрите какие рога!
Забодаю-забодаю!»
Воспитатель: А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.
Игра «Большой – маленький.
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Воспитатель: Послушайте веселые стихи про звуки ц и ч.
Ц
Мой котёнок очень ловко
Ночью мышь поймал в кладовке.
Цепко сцапал: цап-царап!
Мышь не вырвалась из лап.
Цап!
Ч
«Ч-чхи!» - чихаю я с утра.
Пить лекарство мне пора.
Если вылечу простуду,
К вечеру чихать не буду.
Ч-ч-хи!
Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков з и ж"
Учить различать на слух звуки з и жнаходить слова с задавнными звуками и выделять их из фраз....
Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ц и Ч"
В образовательных дошкольных учреждениях часто стоит вопрос о проведение открытого занятия по развитию речи. Но квалификация воспитателя не всегда позволяет написать и провести НОД по развитию речи со...
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»...
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе: «Дифференциация звуков [с] — [ц]»
Цель: упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками....
НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ч и Щ"
Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических фун...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "
Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Л, Ль"
Дифференциациязвуков Л, ЛЬ Цель: учить детей дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в предложениях. З...