Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.

Задачи:

• Определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).

• Закрепить умение составлять предложение.

• Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

• Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Оборудование:

• Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки ц и ч (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (Цыпленок, чебурашка, мяч).

• Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова;

• Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте веселые стихи про звуки ц и ч

• Умеет Вася Цаплин

Ходить как Чарли Чаплин!

• Удача ждет Серё жу:

Удаться дело может!

• Посетил сегодня чех

На заводе папин цех!

• В ЦУМе кольца продавали

В чуме чукчи отдыхали!

• Зайцы к дому подбежали

Зайчик, где ты? — закричали.

• В лечебницу волчица

Вела волчат лечиться!

• У цепочки — два конца…

У цветочка есть пыльца,.

А у птицы — три яйца!

Вылупятся три птенца!

• Прочитала ученица

Про ячмень и чечевицу…

Чем бы девочке помочь

Это выучить точь-в-точь?

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить про звуки ц и ч.

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик.)

Дети имитируют движения.

Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып.)

Дети имитируют движения.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Эхо».

(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют) :

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч-Ц; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку на развитие зрительного внимания.

Воспитатель: Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук ц и звук ч(Аналогичные работы с другими картинками).

Воспитатель: Дети, возьмите свои картинки, которые лежат у вас в конвертах и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «ц» или «ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?

Воспитатель: Ребята, Чебурашка и Цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей.

Воспитатель: Ребята, послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

Воспитатель: Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).

Воспитатель: Вспомните слова со звуком Ц(Цок-цок, копытцем).

Давайте повторим потешку все вместе (хором).

• Громко и медленно;

• Тихо;

• Тихо и быстро.

Пальчиковая гимнастика.

Повстречались два цыплёнка

И сказали«Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали«Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали«Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Воспитатель: А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

Игра «Большой – маленький.

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Воспитатель: Послушайте веселые стихи про звуки ц и ч.

Ц

Мой котёнок очень ловко

Ночью мышь поймал в кладовке.

Цепко сцапал: цап-царап!

Мышь не вырвалась из лап.

Цап!

Ч

«Ч-чхи!» - чихаю я с утра.

Пить лекарство мне пора.

Если вылечу простуду,

К вечеру чихать не буду.

Ч-ч-хи!

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]»

Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.

Задачи:

• Определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).

• Закрепить умение составлять предложение.

• Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

• Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки ц и ч (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (Цыпленок, чебурашка, мяч).

Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова;

• Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте веселые стихи про звуки ц и ч

• Умеет Вася Цаплин

Ходить как Чарли Чаплин!

• Удача ждет Серё жу:

Удаться дело может!

• Посетил сегодня чех

На заводе папин цех!

• В ЦУМе кольца продавали

В чуме чукчи отдыхали!

• Зайцы к дому подбежали

Зайчик, где ты? — закричали.

• В лечебницу волчица

Вела волчат лечиться!

• У цепочки — два конца…

У цветочка есть пыльца,.

А у птицы — три яйца!

Вылупятся три птенца!

• Прочитала ученица

Про ячмень и чечевицу…

Чем бы девочке помочь

Это выучить точь-в-точь?

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить про звуки ц и ч.

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик.)

Дети имитируют движения.

Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып.)

Дети имитируют движения.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Эхо».

(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют) :

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч-Ц; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку на развитие зрительного внимания.

Воспитатель: Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук ц и звук ч. (Аналогичные работы с другими картинками).

Воспитатель: Дети, возьмите свои картинки, которые лежат у вас в конвертах и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «ц» или «ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?

Воспитатель: Ребята, Чебурашка и Цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей.

Воспитатель: Ребята, послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

Воспитатель: Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).

Воспитатель: Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).

Давайте повторим потешку все вместе (хором).

• Громко и медленно;

• Тихо;

• Тихо и быстро.

Пальчиковая гимнастика.

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Воспитатель: А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

Игра «Большой – маленький.

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Воспитатель: Послушайте веселые стихи про звуки ц и ч.

Ц

Мой котёнок очень ловко

Ночью мышь поймал в кладовке.

Цепко сцапал: цап-царап!

Мышь не вырвалась из лап.

Цап!

Ч

«Ч-чхи!» - чихаю я с утра.

Пить лекарство мне пора.

Если вылечу простуду,

К вечеру чихать не буду.

Ч-ч-хи!

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков з и ж"

Учить различать на слух звуки з и жнаходить слова с задавнными звуками и выделять их из фраз....

Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ц и Ч"

В образовательных дошкольных учреждениях часто стоит вопрос о проведение открытого занятия по развитию речи. Но квалификация воспитателя не всегда позволяет написать и провести НОД по развитию речи со...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»...

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе: «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Цель: упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками....

НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ч и Щ"

Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических фун...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "

Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Л, Ль"

Дифференциациязвуков Л, ЛЬ Цель: учить детей  дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в             предложениях. З...