Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе: «Дифференциация звуков [с] — [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_starshaya_gruppa.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»
Цель: упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.
Задачи:
1. Упражнять в определении позиции звука в слове.
2. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
3. Воспитывать внимание, активность
Ход НОД:
1. Психогимнастика
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
2. Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
3. Загадки
1) Он большой неимоверно -
Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом - этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И - накормлю, и – почешу.
Но не войдет в квартиру он.
Все потому, что - это ...(Слон)
- С какого звука начинается слово «слон»? (с)
- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)
- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.
- Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)
(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)
- А теперь послушайте другую загадку:
2) Возле дачи есть болото,
Я хожу туда охотно.
Только с краю я стою,
Ближе подойти боюсь!
Но сидит и не боится
На болоте эта птица.
На ноге стоит одной
И с "хвостатой " головой.
Лишь увидит рыбу — цапнет!
И зовётся птица - … (Цапля)
- С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)
- Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)
- На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)
- Давайте все пострекочем, как кузнечики.
- Придумайте слова со звуком ц.
(Цапля, цыплёнок, цифра, царь, цирк, скворец, конец, образец)
4. Чистоговорки
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.
Са-са-са – прилетела к нам оса.
- С каким звуком чистоговорка? (с)
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо
- С каким звуком чистоговорка? (ц)
(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)
5. Игра «Слушай – и не ошибись!»
- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.
(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)
6. Физкультминутка
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
7. Игра «Чудесный мешочек»
- А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.
8. Скороговорки
- Послушайте и повторите скороговорку:
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо.
9 .Рефлексия
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вам понравилось?
- Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звук [ж]
Знакомить детей с согласным твердым звуком [ж]. Занятие составлено в интересной игровой форме с использованием музыкальной записи-распевки "Жуки"....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»
Данное занятие закрепляет правильное произношение звуков с-ц ,развивает умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным...
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»...
МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин
Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....
Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить. Задачи: Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;Учить...