НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ч и Щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Оборудование: телевизор, картинки, схемы, зеленые кружочки
Ход работы:
1. Организационный момент.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Согласны!
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Будем учиться различать два звука и не путать их. А какие это звуки, вы сами сейчас догадаетесь.
- Давайте покажем, как едет поезд? (чух, чух, чух)
- А как пилят дрова (щух, щух, щух)
- Скажите, с какими звуками мы будем знакомиться? (Ч и Щ)
- Молодцы, правильно угадали. А как выдумаете, они у нас какие? (согласные)
2. основная часть.
А сейчас я предлагаю послушать, как они звучит звук Ч. Давайте проверим, он звонкий или глухой? (Глухой)
А теперь произнесите звук Щ. Давайте проверим, он звонкий или глухой? (глухой)
- Верно! Эти оба звука глухие. Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым кружочком.
Игра «Ч - потопай, Щ - похлопай»
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я вам буду читать рассказ, а вы если услышите звук ч - потопайте, а если услышите звук щ - похлопайте.
- А сейчас присаживайтесь на стульчики. Ребята, назовите слова, в которых живет звук Ч.
Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!
(некоторые слова делим на слоги и определяем позицию звука)
А сейчас назовите слова, в которых живет звук Щ.
Ответы детей: Овощи, вещи, плащ, щётка
(некоторые слова делим на слоги и определяем позицию звука)
Посмотрите, на картину, пожалуйста. Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч:
Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.
Послушайте внимательно текст и прошу назвать слова со звуками ч и щ.
-Добрый доктор Айболит,
он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
и корова и волчица,
и жучок, и червячок,
и медведица! (Айболит)
-А в болоте Медведица рыщет;
Медвежат под корягами ищет.
Только черные совы из чащи,
на нее свои очи таращат. (Краденое солнце)
-Вдруг какой то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
-А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
скок, скок. скок. скок!
За кусток. Под мосток
И молчок! (Муха-цокотуха)
-Он рычит, и кричит.
И усами шевелит.
Таракан, таракан, тараканище!
-Плачут они, убиваются.
С малышами навеки прощаются.
-Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка.
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик! (Тараканище)
Физминутка
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Чистоговорка.
А теперь давайте нашим птичкам, покажем, как мы умеем четко говорить эти звуки, давайте проговорим чистоговорки.
Ча - ча - ча - на столе горит свеча
Чу - чу - чу - молоточком я стучу
Чо - чо - чо - у меня болит плечо
Чу - чу - чу - ты скорей иди к врачу.
Ща - ща - ща - я поймал леща
Щё - щё-щё - поиграй еще
Щу - щу - щу - я тебя ищу
Щи - щи - щи - ты меня ищи.
Молодцы, я вижу что вы стараетесь.
А сейчас присаживайтесь за столы. Вы видите, у каждого из вас есть вот такой прямоугольник и зеленые круги. Как вы думаете, что это за прямоугольник? А зелёный круг? Сейчас я вам буду называть слова, а вы будите определять, где находится звук ч или щ.
Слова: мяч, часы, точить, ящик, окно, чеснок, щука.
Молодцы, а сейчас пришло время поиграть.
Игра Доскажи словечко.
1. Птичка-невеличка,
Желтогрудая ... синичка.
2. Прыгает и скачет
Круглый Танин ... мячик.
3. Мед с цветочков собрала
Работящая ... пчела.
4. У меня пропал носок,
Утащил его… щенок
5. Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой … щетки.
Молодцы! Справились с заданием. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Посмотрите на эти картинки и скажите, где спрятался звук Ч? Щ? (определение позиции звука в слове)
3. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы все хорошо сегодня отвечали, молодцы!
Скажите, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?
Какие это звуки, гласные или согласные? А еще какие, звонкие или глухие?
Скажите, а какой секрет есть у этих букв?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук ш, буква ш
Конспект занятия по развитию речи на закрепление представлений о звуке ш, букве ша...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук П"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук П"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук и буква Т»
Цель: закрепить артикуляцию и характеристику звука «Т»; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко - буквенном анализе и синтезе слов. Познакомить с букв...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звук [З]» «Путешествие в зимний лес»
конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на зимнюю тему и н рзвитие речи....
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи)....
НОД по развитию речи в старшей группе, звуки т, ть
НОД по развитию речи в ствршей группе, звуки т, ть...