НОД по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков Ч и Щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Диасамидзе Любовь Викторовна

Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.

Развивающие задачи: Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Оборудование: телевизор, картинки, схемы, зеленые кружочки

Ход работы:

1. Организационный момент.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.  

Мы будем разговаривать      

И будем выговаривать      

Все правильно и внятно,  

Чтоб было всем понятно. Согласны!

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками.  Будем  учиться  различать  два  звука  и  не  путать  их.  А какие это звуки, вы  сами  сейчас  догадаетесь. 

- Давайте покажем, как едет поезд? (чух, чух, чух)

- А как пилят дрова (щух, щух, щух)

- Скажите, с какими звуками мы будем знакомиться? (Ч и Щ)

- Молодцы, правильно угадали. А как выдумаете, они у нас какие? (согласные)

2. основная часть.

А сейчас я предлагаю послушать, как они звучит звук Ч. Давайте проверим, он звонкий или глухой? (Глухой)

А теперь произнесите звук Щ. Давайте проверим, он звонкий или глухой? (глухой)

- Верно! Эти оба звука глухие. Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым кружочком.

Игра «Ч - потопай, Щ - похлопай»

Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я вам буду читать рассказ, а вы если услышите звук ч - потопайте, а если услышите звук щ - похлопайте.

- А сейчас присаживайтесь на стульчики. Ребята, назовите слова, в которых живет звук Ч.

Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, чебурашка, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!

(некоторые слова делим на слоги и определяем позицию звука)

А сейчас назовите слова, в которых живет звук Щ.

Ответы детей: Овощи, вещи, плащ, щётка

(некоторые слова делим на слоги и определяем позицию звука)

Посмотрите, на картину, пожалуйста.  Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч:

Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.

Послушайте внимательно текст и прошу назвать слова со звуками ч и щ.

-Добрый доктор Айболит,

он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться,

и корова и волчица,

 и жучок, и червячок,

 и медведица! (Айболит)

-А в болоте Медведица рыщет; 

Медвежат под корягами ищет.

Только черные совы из чащи,

на нее свои очи таращат. (Краденое солнце)

-Вдруг какой то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

-А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек, 

скок, скок. скок. скок!

За кусток. Под мосток

И молчок! (Муха-цокотуха)

-Он рычит, и кричит.

И усами шевелит.

Таракан, таракан, тараканище!

-Плачут они, убиваются.

С малышами навеки прощаются.

-Только вдруг из-за кусточка,

 Из-за синего лесочка.

Из далеких из полей

Прилетает Воробей.

Прыг да прыг

Да чик-чирик,

Чики-рики-чик-чирик! (Тараканище)

Физминутка

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Чистоговорка.

А теперь давайте  нашим птичкам, покажем, как мы умеем четко говорить эти звуки, давайте проговорим чистоговорки.

Ча - ча - ча - на столе горит свеча

Чу - чу - чу - молоточком я стучу

Чо - чо - чо - у меня болит плечо

Чу - чу - чу - ты скорей иди к врачу.

Ща - ща - ща -  я поймал леща

Щё - щё-щё - поиграй еще

Щу - щу - щу - я тебя ищу

Щи - щи - щи - ты меня ищи.

Молодцы, я вижу что вы стараетесь.

А сейчас присаживайтесь за столы. Вы видите, у каждого из вас есть вот такой прямоугольник и зеленые круги. Как вы думаете, что это за прямоугольник? А зелёный круг? Сейчас я вам буду называть слова, а вы будите определять, где находится звук ч или щ.

Слова: мяч, часы,  точить, ящик, окно, чеснок, щука.

Молодцы, а сейчас пришло время поиграть.

Игра Доскажи словечко.

1. Птичка-невеличка,
Желтогрудая ... синичка.

2. Прыгает и скачет
Круглый Танин ... мячик.

3. Мед с цветочков собрала
Работящая ... пчела.

4.  У меня пропал носок,

Утащил его… щенок

5.  Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой … щетки.

Молодцы! Справились с заданием. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Посмотрите на эти картинки и скажите, где спрятался звук Ч? Щ? (определение позиции звука в слове)

3. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы все хорошо сегодня отвечали, молодцы!

Скажите, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

Какие это звуки, гласные или согласные? А еще какие, звонкие или глухие?

Скажите, а какой секрет есть у этих букв?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук ш, буква ш

Конспект занятия по развитию речи на закрепление представлений о звуке ш, букве ша...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук П"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук П"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук и буква Т»

Цель: закрепить артикуляцию и характеристику звука «Т»; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко - буквенном анализе и синтезе слов. Познакомить с букв...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звук [З]» «Путешествие в зимний лес»

конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на зимнюю тему и н рзвитие речи....

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи)....

НОД по развитию речи в старшей группе, звуки т, ть

НОД по развитию речи в ствршей группе, звуки т, ть...