Диагностика речевого развития старшего дошкольника
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Весна - время подведения итогов. Предлагаем вам одну из рабочих диагностик речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 48.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика речевого развития старшего дошкольника
Цель: Определить уровень развития всех сторон речи старшего дошкольника
Все диагностики проводятся индивидуально с каждым ребёнком. Все задания диагностики разделены на основные стороны речевого развития дошкольника.
Словарь.
Цель: изучить предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь (глаголы с пространственными приставками); словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки).
Обследование включает в себя пять заданий.
1.Методика «Части предмета»
Ход: Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением автобуса, дома (многоэтажного) и просит назвать предмет и все возможные его части. Необходимо, чтобы дети указывали не только видимые части и детали, но и те, которых не видно на картинке. дополнительные вопросы при обследовании не задаются.
Примерный перечень частей предметов:
Автобус: видимые части — корпус, колеса, фары, кабина, окна и пр.;
невидимые части — мотор, салон, сиденья, двери, поручни и пр.;
Дом (городской): видимые части — этажи, окна, подъезд, дверь, крыша, водосточная труба и пр.;
невидимые части — лестница, лифт, квартиры, комнаты, почтовые ящики и пр.
2.Методика «Слова-обобщения»
Ход: Педагог предлагает детям по четыре картинки к каждому обобщающему понятию. Просит назвать их одним словом («Каким одним словом можно назвать эти предметы?»). Воспитатель выясняет, владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: животные, транспорт, профессии, движения.
Примерный перечень картинок: животные — муравей, рыба, ворона, заяц, корова, кит;
транспорт — машина, автобус, самолет, корабль;
профессии — повар, строитель, учитель, продавец;
движения — ребенок бежит, прыгает через скакалку, плывет, бросает мяч.
3.Методика «Словарь глаголов»
Ход: Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы. На макете обязательно изображено дерево с гнездом. В гнезде сидит птичка (игрушка). Воспитатель говорит: Я расскажу тебе про птенчика и его первый самостоятельный полет, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на слово летать. Воспитатель перемещает птицу по макету и говорит: Жил-был птенчик. Однажды он понял, что его крылья окрепли, и решил совершить свой первый полет. Птенчик из гнезда ... (вылетел) и вдоль дороги ... (полетел), через дорогу ... (перелетел), к дому ... (подлетел), в открытое окно ... (залетел), испугался и из окна ... (вылетел), в дальний лес ... (улетел).. далее воспитатель предлагает ребенку взять птичку, показать и рассказать, что она делала. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному
4.Методика «Словарь признаков»
Ход: Обследование проводится индивидуально в устной форме (без наглядного материала) в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». За основу взяты относительные прилагательные. Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из хрусталя), а затем ребенок (хрустальная).
Примеры: ваза из хрусталя — хрустальная;
воротник из меха — меховой; кувшин из глины — глиняный; мост из камня. — каменный; кораблик из бумаги — бумажный.
5.Антонимы
Ход: Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком в устной форме. Педагог называет слова, ребенок подбирает пару с противоположным значением.
Воспитатель ребенок
лежать стоять
полежал постоял
вышел зашел
поднялся опустился
взлетел приземлился
открыл закрыл
утро вечер
холод жара
день ночь
дождь снег
веселый грустный
гладкий шершавый
прямой кривой
Интерпретация результатов: За каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл, остальные расчёты при выставлении осуществляются по следующим показателям:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
5-4 баллов | 4-2,5 баллов | 2 – 0 баллов |
Ребёнок смог свободно и правильно описать предмет, называя части, при обобщении группы предметов использовал точное обозначение, при продолжении теста за воспитателем правильно называл нужные глаголы, правильно использовал словарь признаков, при подборе антонимов использовал точные противоположные по значению слова. | Ребёнок смог с помощью наводящих вопросов педагога правильно описать предмет, называя части, при обобщении группы предметов использовал точное обозначение, при продолжении теста за воспитателем правильно называл нужные глаголы, при использовании словаря признаков испытывал затруднения, при подборе антонимов использовал точные противоположные по значению слова. | Ребёнок не мог самостоятельно воспроизвести называние многих частей, при определении групп предметов не всегда мог назвать обобщающее слово, при продолжении теста за воспитателем продолжал только с помощью взрослого, не мог воспроизвести слова признаков, а также испытывал трудности при подборе противоположных по значению слов. |
Звуковая культура.
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха, проверка звукопроизношения, выявление распознания детьми места звука в слове (в начале, середине, конце),
- Методика «Будь внимательным»,
Ход: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».
Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л» из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.
- Методика «Повтори правильно».
Оборудование: сюжетные рисунки.
Ход: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
- Расположение звука в слове.
Ход: Педагог предлагает ребенку игровое упражнение «Звуки играют в прятки и объясняет правила: «Сначала я назову звук, который будет играть с нами в прятки. Затем я покажу тебе картинку и назову, что на ней изображено. Ты внимательно слушаешь и определяешь, где спрятался звук: в начале, середине или конце слова.
Примерный перечень картинок: самолет — на звук [с] в начале слова; зонт — на звук [з] в начале слова; карандаш — на звук [ш] в конце слова; мак — на звук [к] в конце слова; топор на звук [р в конце слова; пиджак — на звук [ж] в середине слова; рога — на звук [г] в середине слова; полка — на звук [л] в середине слова.
Интерпретация результатов: За каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл, остальные расчёты при выставлении осуществляются по следующим показателям:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
3-2,5 балла | 2-1,5 баллов | 1 – 0 баллов |
Ребёнок дифференцировал звуки на слух, правильно определял заданные педагогом из потока других в словах, при произношении чисто проговаривал все звуки, звуки не искажал, не заменял, точно с первого раза определял расположение звука в слове (допускалось не более 1 ошибки) | Ребёнок дифференцировал звуки на слух, по большей части правильно определял заданные педагогом из потока других в словах, при произношении чисто проговаривал все звуки, но некоторые звуки искажал, точно определял расположение звука в слове (в некоторых случаях с повторного раза) | Ребёнок испытывал затруднения в дифференцировании звуков на слух, определял заданные звуки педагогом из потока других в словах только при его помощи, при произношении имело место частое искажение звуков, замена некоторых, затруднялся в точном определял расположение звука в в большинстве словах. |
Грамматический строй речи
Цель: Проверка уровня согласованности существительных с числительными, выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы, образовывать однокоренные слова, умение конструировать простые предложения,
- Методика «Посчитай»
Ход: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.
- Методика «Правильно назови»
Ход: взрослый предлагает ребенку изменить данные слова (глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».
Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.
3. Методика образования однокоренных слов
Ход: Педагог задаёт вопросы: Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
4. Методика: «Проверка умения конструировать предложения».
Оборудование: словесный материал:
Ход:Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:
- дети, гулять, парк;
- рыбка, аквариум, плавать.
- карандаш, нужен, рисовать
Интерпретация результатов: За каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл, остальные расчёты при выставлении осуществляются по следующим показателям:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4-3 балла | 2,5-1,5 баллов | 1-0 баллов |
Ребёнок правильно согласовывал в речи числительное с существительным, глаголы с местоимениями, при образовании однокоренных слов называл более двух слов, логично и свободно выстраивал предложения из предложенных слов. | Ребёнок с небольшой помощью педагога согласовывал в речи числительное с существительным, глаголы с местоимениями, при образовании однокоренных слов называл два слова, логично, но с некоторыми затруднениями выстраивал предложения из слов. | Ребёнок допускал частые ошибки при согласовании в речи числительного с существительным, глаголы с местоимениями, не мог образовать слов, логично выстраивал предложения из слов, но не согласовывал их друг с другом. |
Связная речь.
Цель: Выявление уровня сформированности связной речи, умения составлять связный описательный и повествовательный рассказ,
Задание 1. Опиши куклу.
Ход: Педагог предлагает описать куклу, рассказать. Какая она и что с ней можно делать, как с ней играют.
2.Методика «Составь рассказ»
Оборудование: три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».
Ход: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом случилось и чем завершилось действие? Составь рассказ».
- Методика «Расскажи»
Ход: Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Методика «Пересказ»
Ход: Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
Интерпретация результатов: За каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл, остальные расчёты при выставлении осуществляются по следующим показателям:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4-3 балла | 2,5-1,5 баллов | 1-0 баллов |
Ребёнок особых сильных затруднений смог последовательно описать куклу, используя уточнения о внешности, её функциях. При составлении рассказа по картинкам использовал точные для повествовательного описания слова, самостоятельно составил рассказ на предложенную тему, после прослушивания сказки самостоятельно пересказал её выразительно, используя связанные между собой предложения. | Ребёнок с некоторыми затруднениями (рассказывал по вопросам педагога) смог последовательно описать куклу, используя общие слова о признаках, её функциях. При составлении рассказа по картинкам использовал общие (неточные) слова для повествовательного описания слова, с помощью вопросов педагога составил рассказ на предложенную тему, после прослушивания сказки пересказал её опираясь на подсказки взрослого. | При рассказе о кукле называл отдельные слова, не связывая их в предложение. При составлении рассказа по картинкам называл только односложные предметные обозначающие слова – при помощи педагога собирал их в словосочетания. При составлении рассказа на любую тему только отвечал на вопросы довольно односложно. При воспроизведении художественного текста называл отдельные слова. |
Протокол для оценки уровня речевого развития детей:
Имя ребёнка | Показатели в баллах/ уровень | Сумма балов | Общий уровень | |||
Словарь | Звуковая культура. | Грамматический строй речи | Связная речь | |||
Динур | 3 балла/ средний | 1,5 баллов/ средний | 2,5 баллов/ высокий | 3 балла/ высокий | 10 баллов | Средний |
Андрей | 3 балла/ средний | 1,5 балла/ средний | 1,5 балла/ средний | 2 баллов/ средний | 8 баллов | Средний |
Яна | 2,5 балла/ средний | 1,5 балла/ средний | 2 балла/ средний | 2 баллов/ средний | 8 баллов | Средний |
Маша | 1 балл/ низкий | 0,5 баллов/ низкий | 1 балл/ низкий | 0,5 баллов/ низкий | 3 балла | Низкий |
Артём | 4,5 баллов/ высокий | 2 балла/ средний | 3 балла/ высокий | 2,5 баллов/ средний | 12 баллов | Средний |
Кирилл | 2 балла/ низкий | 2 балла/ средний | 2 балла/ средний | 1,5 балла/ средний | 7,5 баллов | Средний |
Флорид | 3,5 балла/ средний | 2 балла/ средний | 3 балла/ высокий | 2,5 баллов/ средний | 11 баллов | Средний |
Милана | 1 балл/ низкий | 0,5 баллов/ низкий | 1 балл/ низкий | 0,5 баллов/ низкий | 3 балла | Низкий |
Филипп | 3,5 баллов/ средний | 1,5 баллов/ средний | 2 балла/ средний | 2,5 балла/ средний | 9,5 баллов | Средний |
Настя | 1,5 баллов/ низкий | 1 балл/ низкий | 1 балл/ низкий | 0,5 баллов/ низкий | 4 баллов | Низкий |
Артемий | 3 балла/ средний | 1,5 баллов/ средний | 2 балла/ средний | 2,5 балла/ средний | 9 баллов | Средний |
Эрнест | 4 балла/ высокий | 2 баллов/ средний | 3 балла/ высокий | 3 балла/ высокий | 12 баллов | Средний |
Матвей | 3,5 баллов/ средний | 1,5 баллов/ средний | 2 балла/ средний | 2,5 балла/ средний | 9,5 баллов | Средний |
Святослав | 4,5 баллов/ высокий | 3 балла/ высокий | 3,5 баллов/ высокий | 3,5 баллов/ высокий | 14,5 баллов | Высокий |
Даниэль | 4 баллов/ средний | 2 балла/ низкий | 3 балла/ высокий | 3 балла/ высокий | 12 баллов | Средний |
Определение уровня речевого развития детей старшей группы осуществляется по следующим показателям.
Общий протокол оценки речевого развития ребёнка.
Уровни/ баллы | Критерий | |||
Словарь | Звуковая культура. | Грамматический строй речи | Связная речь | |
Высокий 16-12,5 баллов | Ребёнок смог свободно и правильно описать предмет, называя части, при обобщении группы предметов использовал точное обозначение, при продолжении теста за воспитателем правильно называл нужные глаголы, правильно использовал словарь признаков, при подборе антонимов использовал точные противоположные по значению слова. | Ребёнок дифференцировал звуки на слух, правильно определял заданные педагогом из потока других в словах, при произношении чисто проговаривал все звуки, звуки не искажал, не заменял, точно с первого раза определял расположение звука в слове (допускалось не более 1 ошибки) | Ребёнок правильно согласовывал в речи числительное с существительным, глаголы с местоимениями, при образовании однокоренных слов называл более двух слов, логично и свободно выстраивал предложения из предложенных слов. | Ребёнок особых сильных затруднений смог последовательно описать куклу, используя уточнения о внешности, её функциях. При составлении рассказа по картинкам использовал точные для повествовательного описания слова, самостоятельно составил рассказ на предложенную тему, после прослушивания сказки самостоятельно пересказал её выразительно, используя связанные между собой предложения. |
Средний 11-7 баллов | Ребёнок смог с помощью наводящих вопросов педагога правильно описать предмет, называя части, при обобщении группы предметов использовал точное обозначение, при продолжении теста за воспитателем правильно называл нужные глаголы, при использовании словаря признаков испытывал затруднения, при подборе антонимов использовал точные противоположные по значению слова. | Ребёнок дифференцировал звуки на слух, по большей части правильно определял заданные педагогом из потока других в словах, при произношении чисто проговаривал все звуки, но некоторые звуки искажал, точно определял расположение звука в слове (в некоторых случаях с повторного раза) | Ребёнок с небольшой помощью педагога согласовывал в речи числительное с существительным, глаголы с местоимениями, при образовании однокоренных слов называл два слова, логично, но с некоторыми затруднениями выстраивал предложения из слов. | Ребёнок с некоторыми затруднениями (рассказывал по вопросам педагога) смог последовательно описать куклу, используя общие слова о признаках, её функциях. При составлении рассказа по картинкам использовал общие (неточные) слова для повествовательного описания слова, с помощью вопросов педагога составил рассказ на предложенную тему, после прослушивания сказки пересказал её опираясь на подсказки взрослого. |
Низкий 6-0 баллов | Ребёнок не мог самостоятельно воспроизвести называние многих частей, при определении групп предметов не всегда мог назвать обобщающее слово, при продолжении теста за воспитателем продолжал только с помощью взрослого, не мог воспроизвести слова признаков, а также испытывал трудности при подборе противоположных по значению слов. | Ребёнок испытывал затруднения в дифференцировании звуков на слух, определял заданные звуки педагогом из потока других в словах только при его помощи, при произношении имело место частое искажение звуков, замена некоторых, затруднялся в точном определял расположение звука в большинстве словах. | Ребёнок допускал частые ошибки при согласовании в речи числительного с существительным, глаголы с местоимениями, не мог образовать слов, логично выстраивал предложения из слов, но не согласовывал их друг с другом. | При рассказе о кукле называл отдельные слова, не связывая их в предложение. При составлении рассказа по картинкам называл только односложные предметные обозначающие слова – при помощи педагога собирал их в словосочетания. При составлении рассказа на любую тему только отвечал на вопросы довольно односложно. При воспроизведении художественного текста называл отдельные слова. |
Вывод: По полученным результатам диагностики можно увидеть, что уровень речевого развития детей данной группы достаточно низкий, что свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении. На наш взгляд наиболее эффективной в данном случае формой работы может быть индивидуальная, поскольку она больше чем коллективная позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития речи для каждого ребёнка.
Также для всех детей необходимо продумать и реализовать серию игр, чередующихся с занятиями, на каждой неделе в разных видах деятельности (включая прогулки, самостоятельную игровую деятельность детей, чтение художественной литературы и т.д.). Необходимо помнить о работе с родителями в направлении речевого развития детей, а также относительно некоторых детей о сотрудничестве с логопедом.
Источник:
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"
Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
quot;Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "...
Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»
Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...
Диагностика речевых нарушений старших дошкольников
Презентация "Диагностика речевых нарушений старших дошкольников"....
Консультация для родителей "Диагностика речевого развития у дошкольников в общеразвивающей группе детского сада"
Экспресс-диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
Диагностика уровня речевого развития старшего дошкольника
В данном материалле представлена подробная интерпретация диагностики сторон развития речи дошкольника....