Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект квест-игры по речевому развитию «Приключения в зимнем лесу» для детей подготовительной к школе группы
Цель. Создание условий для формирования основ экологической культуры, развития связной речи.
Задачи.
Обучающие:
- способствовать уточнению, расширению и активизации словаря детей по теме «Зимующие птицы»
- создавать условия для совершенствования лексико-грамматического строя речи: упражнения в подборе образования однокоренных слов, образования существительных в родительном падеже множественного числа, сложных прилагательных
- формировать умение использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
Развивающие:
- развивать связную речь, навыки речевого общения, интонационную выразительность речи
- закреплять умение говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать
- совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей, воображение, память, логическое мышление, умение координировать речь с движениями, мелкую моторику.
Воспитывающие:
- воспитывать бережного отношения к природе, самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма
- способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи
- поощрять умение слушать сверстников и слышать их ответы.
Предварительная работа. Чтение сказки «Как сорока клеста судила», рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание загадок, решение кроссвордов, выполнение звукового анализа слов.
Оборудование. Иллюстрации с зимующими птицами, запись пения воробья, 2 домика с ключами, контейнер с пуговицами, маски зимующих птиц, простые карандаши, карточки для игры «Четвертый лишний», кроссворд для каждого ребенка, буквы на магнитах, настенная доска, раскраски «Зимующие птицы»
Ход занятия.
Детям предлагается выбрать карточки с изображением времен года и карточки, где написаны времена года (зима, весна, лето, осень). Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Исэнмесез, балалар.
Воспитатель. Перед началом занятия каждый из вас выбрал карточку. У некоторых из вас написано время года, у кого-то рисунок с определенным временем года.
Игровое упражнение «Найди своё время года» Сейчас мы поделимся на команды по временам года. У кого написано время года, назовите его и садитесь за отдельные столы. У кого картинка, подумайте, какое время года изображено и садитесь за нужный стол.
(Команды занимают свои места, согласно времени году)
Воспитатель. Почему ты сел в команду «Зима»?
Дети. Потому что снег и дети лепят снеговика зимой.
Воспитатель. Почему ты сел в команду «Осень»?
Дети. Потому что листья на деревьях желтеют и опадают.
Воспитатель. Вы все правильно нашли свое место в командах. Сегодня в нашей игре будут участвовать четыре команды: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень»
(Запись чириканья воробья)
Воспитатель. Ребята, когда я шла утром в садик, ко мне подлетел воробей и зачирикал: «Был я сегодня в лесу, ничего не пойму, шум в лесу стоит, сорока трещит, птиц зовет. Неужели пришла в лес беда?»
Воспитатель. Ребята, вы хотите узнать, что же произошло в лесу?
Дети. Да, хотим!
Воспитатель. Но сделать это не просто. Сорока запутала дорогу в лес. Она нам оставила несколько заданий, выполнив которые мы попадем в зимний лес. Задания спрятаны в домике, а ключи нужно найти в коробке с пуговицами. Это сорока -воровка собрала много пуговиц и спрятала там ключи.
Воспитатель. Ребята из команды «Зима», кого отправите на поиски ключа? (дети назначают участника команды)
Ребенок находит ключ, открывает дверь и достает задание.
Игра «Поломанные слова»
Воспитатель. Посмотрите на доску, какие птицы здесь прикреплены?
Дети. Сорока, ворона, снегирь, сова, синица, воробей, дятел, голубь.
Воспитатель. Как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель: Слова, которые обозначают птиц, «поломанные». (ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ, БЕЙ-РО-ВО, ЛУБЬ-ГО) Вам нужно исправить «поломанные» слова и прочитать название зимующей птицы.
Воспитатель. Каждая команда должна решить, кто будет выполнять задание.
Дети выкладывают слова: сова, сорока, синица, дятел, ворона, снегирь, воробей и голубь.
Воспитатель. Ребята из команды «Весна», кого отправите на поиски ключа? (дети назначают участника команды)
Ребенок находит ключ, открывает дверь и достает задание.
Упражнение «Назови одним словом»
Воспитатель. Следующее наше задание игра «Назови одним словом». Каждая команда будет отвечать отдельно. Вопрос команде «Зима».
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют…
Дети: желтогрудой.
Воспитатель. Вопрос команде «Весна».
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют…
Дети: красногрудым.
Воспитатель. Вопрос команде «Лето».
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…
Дети: белобокой.
Воспитатель. Вопрос команде «Лето».
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…
Дети: длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Воспитатель: Все команды правильно ответили на вопросы. Кто из команды «Лето», пойдет на поиски ключа? (дети назначают участника команды)
Ребенок находит ключ, открывает дверь и достает задание.
Игра «Верю – не верю»
Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
Воспитатель обращается к каждой команде отдельно. Дети отвечают «Верю» или «Не верю»:
-У птиц тело покрыто шерстью. (Не верю)
-Тело покрыто перьями. (Верю)
- Есть клюв. (Верю)
-Птицы летают. (Верю)
- Клесты выводят птенцов зимой. (Верю)
- У синицы жёлтое брюшко. (Верю)
- У воробья большой сильный клюв. (Не верю)
- У сороки короткий хвост. (Не верю)
- Для птиц самое страшное зимой – это голод. (Верю)
- Клесты любят семена шишек. (Верю)
-Синицы любят сало. (Верю)
-Ворона- маленькая птица. (Не верю)
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Продолжаем выполнять задания. Ребята из команды «Осень», кого вы отправите на поиски ключа? (дети назначают участника команды)
Ребенок находит ключ, открывает дверь и достает задание.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Сорока хочет узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, оставила нам в игру «Четвертый лишний». Представители каждой команды подойдите ко мне и выберите карточку. Внимательно посмотрите на картинки, и назовите четвертого лишнего?
Дети называют птиц на карточке и объясняют свой выбор
Воспитатель. Я предлагаю поиграть в игру «Сова»
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек». В стороне "гнездо совы". Давайте считалкой выберем сову. «Раз, два, три, четыре, пять- выходи сова летать» Выбранный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети- «маленькие птички» встают в круг.
Воспитатель. День
Дети летают по кругу
Воспитатель. Ночь
Дети быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо).
Воспитатель: продолжаем выполнять задания. Ребята из команды «Осень», кого отправите на поиски ключа? (дети назначают участника команды)
Ребенок находит ключ, открывает дверь и достает задание.
«Разгадайте кроссворд»
Воспитатель: перед вами кроссворд. Я буду загадывать загадки. Вы будете записывать ответ. В каждую клеточку пишите одну букву
1Красногрудый, ленивый, малоподвижный (снегирь)
2 Белобокая стрекотунья и воровка (сорока)
3 Черная с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает (ворона)
4 Желтогрудая, веселая, юркая (синица)
Воспитатель. Вот и выполнили мы все задания, и мы рядом с лесом.
Дет. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
Воспитатель. Мы оказались в сказке «Как сорока клеста судила»
Дети надевают маски птиц и готовятся рассказывать сказку.
Воспитатель. Прилетел воробей в зимний лес.
Воробей. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки.
Воспитатель. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
Клест. Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
Сорока. что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.
Воспитатель. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
Снегирь. Что за шум? За что клеста судить?
Клест. Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
Снегирь. И холодов не боишься?
Клест. Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Воспитатель. Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.
Свиристель. А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.
Клёст. Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
Синица. А как же она питается?
Клёст. Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы.
Воспитатель. Включился в разговор дятел.
Дятел. Молодцы, клесты! Не страшатся морозов. Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Я тоже люблю еловые семена.
Воспитатель. Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала.
Сова. Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
Снегирь. Не права ты, сорока.
Синица. Трещишь без толку.
Дятел. Не за что клеста судить.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А воробей, который наблюдал за этой историей, улыбнулся.
Воробей. Молодец, клёст!
Воспитатель. Порадовался и полетел дальше.
Воспитатель. Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
Дети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».
Воспитатель. За что сорока собралась судить клеста?
Дети. Сорока решила судить клеста зато, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.
Воспитатель. Поддержали лесные птицы сороку?
Дети. Лесные птицы не поддержали сороку.
Воспитатель. А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?
Дети. Мы встретились в сказке со снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, с совой.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня были молодцы! Вы справились со всеми заданиями, которые оставила сорока. Вы побывали в сказке и узнали еще о жизни зимующих птиц. Кому вы расскажете, с кем поделитесь своими знаниями? Какие задания вы выполняли? Чему вы научите маму, папу или брата с сестрой?
Воспитатель. В подарок воробей вам передал раскраски зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию на тему «Зимние игры и забавы» (подготовительная к школе группа с ЗПР)
Досуг с использованием мультисистемы (ИКТ): позволяющий закрепить обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе....
Конспект НОД по познавательному развитию "Главный человек в лесу" для детей подготовительной к школе группы
Фор Формировать у детей представление о труде лесника, его экологическом значении....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Мозговой штурм» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Мозговой штурм» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Животные Севера" для детей подготовительной к школе группе
Занятие по речевому развитию с использованием технологии "синквейн"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Заколдованная книга» для детей подготовительной к школе группе
В конспекте занятия представлены развивающие задания применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении дошкольников речевому творчеству и разв...
Конспект открытой ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Лесная сказка" (по произведению М.Ю.Картушиной "Заяц - портной").")
Конспект открытой ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Лесная сказка" (По мотивам произведения М.Ю.Картушиной "...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»....