Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Заколдованная книга» для детей подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В конспекте занятия представлены развивающие задания применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении дошкольников речевому творчеству и развития креативного мышления у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Заколдованная книга»
для детей подготовительной к школе группе
Составила воспитатель:
Карабанова О. И.
Белгород 2021
Тема: «Чудеса волшебной книги»
Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству.
Задачи:
Образовательные: Учить детей составлять описательный рассказ о предмете с помощью алгоритма. Упражнять в умении подбирать рифмы к словам и сочинять рифмующие сторчки. Закрепить навыки пересказа с опорой на схематичные карточки, отражающие последовательность событи. Упражнять в умении выдвигать предположения, формулировать выводы, развивать речь – объяснение, рассуждение. Упражнять в декодировании информации.
Развивающие: Развивать умение сочинять новую сказку по схематичным карточкам с опорой на алгоритм. Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, самостоятельнсть и инициативность; умение работать в микрогруппах, коллективе, формировать навыки сотрудничества.
Материалы и оборудование: короб большой с гелевыми шарами, книга, коробки 3 – х цветов желтая, оранжевая, голубая. 2 – мольберта, магнитная доска, алгоритмы по составлению сказки, рифмы, описания предмета. Предметные картинки, фольга на 8 человек, резиночки, схематичные картинки по сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». Предметы: варежка, карандаш, мяч, хлеб.
Технические средства: Диско шар, музыкальный центр.
Компоненты деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Материалы |
Погружение в проблемную ситуацию | Здравствуйте ребята! Зовут меня Ольга Ивановна. Я очень рада нашей встречи с вами, рада видеть вас таких красивых, с хорошим настроением и хочу пожелать, чтобы этот день принес много интересных впечатлений и новых открытий и сегодня я не случайно... (речь воспитателя прерывается звуком волшебной музыки). | Дети приветсвуют воспитателя | Короб, книга, диско шар, волшебная музыка. |
Проблемный этап | Ребята, что это? - Это ваша книга? (и не моя) -Интересно, чья она, как нам это узнать? - Ну, что попробуем её открыть? (Воспитатель берет в руки книгу, и из неё выпадает листок, на котором написано: «Книга это не простая. Она волшебная, много лет она была хорошим помощником и другом детей. Пролистывая страницы, ребятишки погружались в мир чудес и фантазий, но злой колдун заколдовал страницы этой книги, того кто поможет снять колдовские чары, восстановить испорченные страницы, ждут невероятные чудеса! -Чудеса..., невероятные чудеса!!! -Как вы думаете, мы сможем это сделать? -Вы же ведь не волшебники, а обычные ребятишки из детского сада ... , да и я не волшебница. - Конечно, я тоже так думаю, вместе у нас все получится!!! Давайте не будем терять времени, и начнем восстанавливать странички книги. - С какой же страницы нам начать? Как правильно читать книги? | Ответы детей | |
Информационный этап | Страница «Красная» - Итак,открываем первую страницу. - Ребята, интересная страница. Какая она? Но как же узнать, как расколдовать её? Воспитатель обращает внимание на картинки, которые находся на странице и начинает читать первую строчку из знакомых стихотворений
Воспитатель предлагает (с конверта) взять по одной картинке, встать в круг, рассмотреть картинки товарищей и найти среди них пары рифмующих слов. Смотрите, я уже нашла киска-миска -Ребята, картинки на странице подсказали, что нужно найти рифмы, мы рифму нашли, но страницу не расколдовали. - Может какое то свойство страницы нам подскажет? -Да, страница красная и нам нужно найти что - то красное. - ребята посмотрите это схема помощница, которая нам поможеть придумать свои собственные маленькие стишки. (Обращает внимание детей на схему- круг – опиши какой предмет, картинка со словом, стрелки- действие этого предмета, картинка с рифмующимся словом). - Я уже сочинила, послушайте: Маленькая киска кушала из миски. После, образца воспитателя, дети парами, подходят к мольберту выставляют картинки и произносять свою придуманную рифму. Когда последний ребенок прочитал рифму. Воспитатель снимает схему, а под ней карточка с закодированным словом.
Страница «Желтая» - Как вы думаете, о чем нам говорит эта страница книги? - Что изображено на ней? Из конверта вынимает алгоритм по составлению сказки. - Что же нам делать с этой схемой? -Может быть нужно найти какую - то подсказку? (Дети находят желтую коробочку, в ней 4 конверта.) -В конвертах сложены картинки к сказкам, вы должны разложить их в правильной последовательности и назвать какая это сказка. - Но конвертов всего 4, а значит 4 и сказки, а вас ребята восемь человек, как нам быть? - А почему вы отложили в сторону эти картинки? Воспитатель спрашивает после того, ка дети разложили сказки -Как называется каждая сказка? - Мне кажется, что герои и предметы, которые остались они тоже должны побывать в сказке, и для этого мы сейчас сочините свою собственную сказку, а в этом нам и поможет схема. - Ребята, но прежде, чем приступить к сочинению сказки, вы должны знать, что у каждой сказки есть определенные правила: есть начало, кульминация (где происходят основные события, и конец). -Как могут начинаться сказки? (Жили- были, в тридевятом царстве, в некоторм государстве, давным –давно, однажды, в некоторм царстве.) - Как могут заканчиваться сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. И стали они жить по-живать и добра наживать). Воспитатель объясняет условные обозначения на схеме. -У меня есть палочка –помощница, у кого в руках палочка тот и рассказывает, а затем предает её следующему, итак у нкас получится сказка по кругу. - Кто желает начать? - Давайте положим нашу сказку в конвертик книги и может, быть она когда – то появиться на странице этой волшебной книги. - Как будет называться ваша сказка? Кладет картинки в конверт, а от туда вынимает еще одну карточку с зашифрованным словом) -Ой, посмотрите, еще карточка с какими - то символами. - Берем? Желтая страница тоже нам дала нам подсказку, открываем следующую страницу? Страница «Оранжевая» -Ребята, на странице зашифрованна загадка, давайте её отгадаем. Круглый, но не апельсин. Надут, но не воздушный шар. Прыгает, но не лягушка. Это мяч. -Вам хотелось бы поиграть в мяч? -Его нужно где то найти. Находят коробку с картинкой мяча. - Здесь наверное и находится мяч. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, и присаживается вместе с ними, открывают коробку. В ней лежит фольга, резиночки. - Предлагает достать листочки с конверта очень аккуратно, не испортив их. -Как называется эта бумага? -Как вы думаете, как из фольги можно сделать мячик? Воспитатель предлагает сделать мяч -Что можно делать с мячом? В процессе работы вспоминают стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» -Какой мяч хорошо прыгает? (резиновый) -Ну тогда, вот вам резиночки, чтобы мяч был прыгучим, нужно надеть на него много резиночек. Далее воспитатель предлагает закончить работу в группе, запомните каждый свой мячик. (На дне коробки находят еще один символ) Оранжевая страница тоже нам дала подсказку, посмотрим следующую страницу? Страница «Голубая» - Ребята, что продолжаем дальше восстанавливать заколдованные страницы книги? -Что же мы должны выполнить на этой страничке? Воспитатель достает алгоритм описания предмета.
Воспитатель объясняет алгоритм и составляет описательный рассказ. После того, как все предметы угаданы, на дне карточка с шифром. - Ребята, я вижу вам игра понравилась, теперь вы научились в неё играть , и поиграете в группе. - Посмотрите, у нас осталась последняя не разгаданная страница. Страница «Зеленая» Воспитатель достает из конверта символы и расшифровку к ним и предлагает расшифровать найденные карточки. -Посмотрите ребята, у вас получаются какие то слова, что это за слова, прочтем вместе. -Ребята, как вы понимаете эту пословицу «Книга – ключ к знаниям»? | Дети размышляют, какое задание нужно выполнить (Находят мольберт на которм расположена схема) Подбирают картинки с созвучными словами Нахордят пары рифмующих слов Сочиняют рифмующую сторчку Ответы детей разбиваются на пары и раскладывают схематичные картинки сказки последовательно Выкладывают лишние картинки. Знакомятся с обозначением символов алгоритма Ответы детей Сочиняют сказку по кругу Ответы детей Дети вынимают фольгу с конверта. Ответы детей Дети сминают листы фольги, придавая круглую форму Надевают резиночки на мячик Складывают мячики в коробочку Ответы детей Один ребенок описывает предмет не называя его, остальные его угадывают. Расшифровывают все три схемы, которые были собраны в течении всего занятия, читают слова - Книга, ключ, к знаниям. Вкладывают в страницу книги «Книга- ключ к знанию» Объясняют смысл пословицы. | Небольшой мольберт для книги, мольберт с магнитной доской. Стол с желтой коробкой. Оранжевая коробка в ней листы фольги на 8 человек; 2 баночки с резинками. Голубая коробка с предметами: варежка, мяч, карандаш, кусочек хлеба. |
Рефлексивный этап | -А сегодня какие знания вы получили, чему вы научились и можете научить своих друзей? - Как вы думаете, то о чем просила нас книга, мы смогли это сделать? Восстановили страницы книги? - Давайте закроем нашу волшебную кгигу. Когда воспитатель закрывает книгу, звучит музыка и освещается диско шаром. Воспитатель предлагает подойти к коробу, снимает скатерть и от туда вылетают возлушные шарики.
- Ребята, а вот и чудеса! Я благодарна вам, за нашу встречу и желаю, чтобы вы как эти воздушные шарики, были такими же яркими в своих высказываниях и стремились все выше и выше к новым знаниям!!! | Ответы детей Выбирают шарик. Прощаются уходят | Большой короб в нем гелевые шары по количеству детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по Образовательной Области "Речевое развитие" по теме "Звук "С" для детей средней группы.
Знакомство со звуком"С" и произношение его в словах, слогах и фразах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» по теме: «Космонавтом быть хочу» в подготовительной к школе группе
Программные задачиОздоровительные задачи:1. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Обучающие задачи:1....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" на тему: "Дары осени" для детей 4-5 лет
Цель помещаемого материала: развитие речи детей, обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, развитие фонематического слуха, обогащение словаря детей, за...
Конспект Итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в страну Знаний» В подготовительной к школе группе №11
Тема: «Путешествие в страну знаний».Цель:Задачи:Образовательные задачи:Совершенствовать речь как средство общения.Закрепить знания о гербе, флаге, гимне России.Различать понятия «зву...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Незнайка идет в школу» для детей подготовительной группы
Тема: рассказывание по картине «Незнайка идет в школу»Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовате...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: «Путешествие по математическим островам»подготовительная к школе...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа(РМО2)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к ш...