Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Мозговой штурм» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сираченко Светлана Николаевна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Мозговой штурм» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mozgovoy_shturm.pptx382.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Мозговой штурм» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Подготовила воспитатель : ГБОУ Школа 1080 ДО-2 Сираченко С.Н.

Слайд 2

ЦЕЛЬ : формирование навыка речевого общения, умения принимать собственные решения, опираясь на свои знания в различных видах деятельности, формирование звуковой аналитико-синтетической активности, развитие инициативности и самостоятельности. ЗАДАЧИ : ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: учить детей определять тему занятия, целеполагание; формировать умение действовать в соответствии с поставленной задачей ; актуализировать имеющиеся у воспитанников знания , умения, навыки: умение проводить звукобуквенный анализ слова, составлять предложения и читать их с различной интонацией , умение подбирать слова по заданной модели; познакомить воспитанников с правилом русского языка («ши» пиши с буквой «и »); формировать интерес к содержанию занятия;

Слайд 3

РАЗВИВАЮЩИЕ : развивать фонематическое восприятие ; развивать словарь: умение подбирать синонимы, антонимы к словам, умение называть многозначные слова ; развивать чувство ритма и рифмы ; развивать умение слушать музыку и определять её характер, двигаться под музыку ; развивать умение слушать собеседника ; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : учить строить межличностные отношения со сверстниками и со взрослыми ; воспитывать умение работать в группе сверстников; воспитывать положительное отношение к деятельности; воспитывать умение контролировать и корректировать выполнение действий

Слайд 4

Прогнозируемый образовательный результат - воспитанники самостоятельно могут провести звукобуквенный анализ, составить и прочитать предложения ; выполнить предложенные задания. Образовательные области : «Речевое развитие », «Социально-коммуникативное развитие », « Художественно-эстетическое развитие», « Познавательное развитие », « Физическое развитие ».

Слайд 5

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Демонстрационный материал: музыкальный центр , подборка музыки по теме («Песенка об улыбке », автор текста М. Пляцковский , композитор В. Шаинский ; Арам Хачатурян «Танец с саблями »); коробка с кругами, флажки двух цветов (красного и зелёного), мольберты, магнитная доска, фишки для звукового анализа, опорные слова: «антонимы», «синонимы», схема эмоционального настроения . Раздаточный материал: круги красного и зелёного цвета, буквы, подставка под буквы, указки , маркеры, раздаточные фишки; магниты на каждого ребёнка.

Слайд 6

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : проведение звукового анализа слов разного звукового состава ; знакомство с буквами русского алфавита, обучение слоговому чтению; знакомство с правилом правописания гласных букв ; знакомство с понятиями «многозначные слова», «синонимы », « антонимы», проведение упражнений на подбор многозначных слов, слов синоним и антоним; знакомство со знаками препинания, упражнение в чтении предложений с различной интонацией ; проведение упражнений по выкладыванию слов ; знакомство со схематическим обозначением предложения

Слайд 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : Наглядные: использование демонстрационного и раздаточного материалов. Словесные: вопросы, беседа, объяснение, художественное слово. Игровые: игровая форма организации занятия. Практические: выкладывание гласных букв, слов с помощью фишек и букв.

Слайд 8

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ЭТАП НОД 1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ХОД НОД Групповое помещение разделено на две зоны, в которых расположены по два стола, соединённых между собой, для каждой команды, на столах - флажок с определённым цветом , около столов – мольберты, по центру стоят магнитная доска и стол с демонстрационным и раздаточным материалом, музыкальным центром.

Слайд 9

2 ЭТАП : Мотивационно – ориентировочный этап (вхождение в тему) Дети под музыку заходят в группу, встают полукругом. Воспитатель: - Ребята, вы заметили, под какую песню вы зашли? («Песенка об улыбке»). Какое настроение она у вас вызвала? (радостное, весёлое). Улыбнёмся друг другу! У вас хорошее настроение? (да). Тогда продолжаем. - Послушаем другую музыку и подумаем над тем, чем сегодня мы с вами будем заниматься (звучит отрывок Арама Хачатуряна «Танец с саблями»). Какое настроение вызывает эта музыка? Что она вам напоминает? ( тревожное настроение , напоминает сражение). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (сражаться, …). Верно, у нас будет сражение, по-другому это называется «штурм », « мозговой штурм». Вы хотите попробовать? (да ).

Слайд 10

- Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Как нам это сделать быстро? (посчитаться, поделиться на мальчиков и девочек и т.д.). Если дети не предложат вариант , что можно разделиться по цвету, то воспитатель предлагает воспитанникам: а можно разделиться по цвету ? ( да, можно). Тогда подойдём к столу, возьмём цветной круг и занимаем место за столами в своей команде. В этом вам помогут флажки. Итак, это команда - «Красных», а это команда - «Зелёных». - Вы готовы штурмовать трудные задания и показать, чья команда с этим справится лучше? (ответы детей). Хорошо, начинаем .

Слайд 11

3 ЭТАП : ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 ЗАДАНИЕ. Правописание гласных букв. Воспитатель: - Первое задание. Посмотрите, что у вас на столах лежит ? ( фишки (синие, зеленые) и гласные буквы). Подумайте и скажите , какое задание можно выполнить с ними ? ( расположить гласные буквы после твёрдого и мягкого согласных звуков). Возьмите их и подойдите к мольбертам, приступаем к выполнению. - Что вы сделали? (Мы расставили гласные буквы, как они пишутся после мягкого и твердого согласных звуков). Расскажите, как вы выполнили задание. (ответы детей). Педагог и члены команды отмечают, как обе команды справились с заданием (кто быстрее и правильно выполнил )

Слайд 12

2 ЗАДАНИЕ. Звукобуквенный анализ слова «машина », знакомство с правилом написания сочетания «ши ». Решение проблемной ситуации. Воспитатель: - Переходим к следующему заданию нашего « мозгового штурма ». Подумайте и скажите, что можно составить из букв ? (слоги, слова, предложения). - Верно, из букв можно составить слова. Послушайте загадку про какое-то слово : «Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко , Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней »

Слайд 14

Этап создания проблемной ситуации - Этап решения проблемной ситуации - Что это за слово? (машина). Какое задание мы можем выполнить с этим словом? (провести звукобуквенный анализ , составить предложение). Предложение мы составим чуть позже, а сейчас проведём звукобуквенный анализ . Кто желает выполнить у доски звуковой анализ слова «машина»? (выходят по одному желающему от каждой из команд). - А остальные члены команды попробуют на местах выложить это слово с помощью букв. - Посмотрим, что у нас получилось. Дети по очереди проводят звуковой анализ слова. Вместе с воспитанниками выясняем правильность выполнения задания. - А теперь посмотрим, как вы выложили это слово с помощью букв. Слова выставляются на мольберте, под звуковым составом слова. Прочитаем. Далее беседа строится в разных вариантах в зависимости от выполненного задания.

Слайд 15

1 ВАРИАНТ: если обе команды допустили ошибку при написании сочетания «ши». Воспитатель: - Посмотрите, какая буква стоит после «ш»? («ы»). А почему ? (ответы детей). Вы правильно рассуждали, ведь мы действительно слышим в этом месте звук [ы]. Но у нас русский язык такой необычный. Оказывается, несмотря на то , что мы слышим звук [ы], пишем всегда букву «и », потому что есть такое правило: «ши» - пиши с буквой «и ». Итак , вы сначала как написали? (ответы детей). А как на самом деле? (ответы детей). Заменим эту букву в слове.

Слайд 16

2 ВАРИАНТ: если одна из команд допустила ошибку при написании сочетания «ши». Воспитатель: - Вы ничего не заметили необычного? Задание было одно ? ( да). А как его выполнили? (по-разному. У одной из команд слово «машина» написано с буквой «ы», а у другой – с буквой «и»). Чего мы не знаем? (какую букву надо писать после буквы «ш»). У нас русский язык такой необычный. Оказывается , несмотря на то, что мы слышим звук [ы ], пишем всегда букву «и», потому что есть такое правило : « ши» - пиши с буквой «и». Вот почему команды выполнили задание по-разному. Заменим эту букву в слове.

Слайд 17

3 ВАРИАНТ: если команды слово выложили правильно. Воспитатель спрашивает детей о том, почему после буквы «ш » они написали букву «и», мы ведь слышим звук [ы]? (ответы детей). Да, у нас русский язык такой необычный. Оказывается , несмотря на то, что мы слышим звук [ы ], пишем всегда букву «и», потому что есть такое правило : « ши» - пиши с буквой «и ». Педагог подводит итог выполнения этого задания.

Слайд 18

3 ЗАДАНИЕ. Многозначные слова, слова антонимы, синонимы . Воспитатель: - А теперь ещё раз прочитаем это слово (машина ). Подумайте , какое оно? (многозначное). Что оно может обозначать ? (автомобиль, стиральную машину, швейную машину , кофеварочную машину и т.д.). Какие ещё вы знаете многозначные слова? Кто знает, тот руку поднимает. Спрашиваю по очереди.

Слайд 19

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», а вы постарайтесь подсказать словечко. « Скажу я слово высоко А ты ответишь … (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь … (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты … (храбрец). Теперь начало я скажу – Ну, отвечай … (конец)»

Слайд 20

Как называются слова, противоположные по смыслу ? ( антонимы). Выставляется слово на мольберт. Хотите поиграть в игру «Назовите антонимы»? (Да). Каждая команда отвечает по очереди . высокий - … ?, кислый - … ?, белый - … ?, верх - … ?, глупый - … ?, светло - … ?, забывать - … ?, старт - … ?, весёлый - … ?, покупать - … ?, узкий - … ?, день - … ?, ближе - … ?, больше - … ? Воспитатель : Как называются слова, похожие по смыслу? (синонимы ). Выставляется слово «синонимы» на мольберт. Хотите поиграть в игру «Подберите синонимы»? Вам предлагаю слово «смелый» (члены команды подбирают синонимы: отважный , храбрый и др.). А другой команде противоположное по смыслу слово - «трусливый» ( члены команды подбирают синонимы: пугливый, боязливый и др .). Педагог подводит итог выполнения задания.

Слайд 22

4 ЭТАП : ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Музыкальная пауза. «Звонко песенка поёт, Танцевать нас всех зовёт». Дети под музыку выполняют танцевальные движения.

Слайд 23

5 ЭТАП : ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4 ЗАДАНИЕ. Работа над предложением. - Продолжим «мозговой штурм»? (ответы детей). Тогда вспомним , о чём с вами говорили в начале занятия, что можно ещё составить из букв? (можно составить предложение ). Составим со словом « машина» предложение . Каждая команда составляет по одному предложению . Сколько слов в предложении? Запишем предложение с помощью схемы. Кто желает это сделать ? ( записываются две схемы, по одной от каждой команды). Что обозначает вертикальная линия на схеме? ( начало предложения ). Что ставится в конце предложения? ( знак препинания ). Какой у вас знак препинания стоит? (точка ). Когда в конце предложения стоит точка, как мы его прочитаем ? (спокойно). Прочитаем (каждая команда читает своё предложение). Какие ещё знаки могут стоять в конце предложения ? (восклицательный, вопросительный ). Меняются знаки препинания, и дети читают свои предложения с соответствующей интонацией. Хорошо , справились вы и с этим заданием. Подведение промежуточного итога.

Слайд 24

5 ЗАДАНИЕ. Придумывание рифмы. - С какой интонацией я скажу следующее предложение: - Ты, лисичка, где гуляла? (вопросительной). Сможем мы придумать к ней рифму? (да). Попробуем. Руку поднимаем, по очереди отвечаем. - Какие у вас интересные получились рифмовки. Молодцы! Каждая из команд очень постаралась. Воспитатель подводит промежуточный итог . 6 ЗАДАНИЕ. Игра «Составь слово по модели». Воспитатель: - Хотите ещё поиграть? (Да). В конце нашего «мозгового штурма» предлагаю вам поиграть в игру. А в какую, вы мне скажете сами. Педагог выставляет фишки ( ЗКСК, ЗКССК ). Во что мы будем с вами играть? (составлять слова по модели, игра «Назови слова»). - Верно. Задача команд, придумать как можно больше слов по предложенным моделям. В конце подводим промежуточный и общий итоги.

Слайд 25

6 ЭТАП : РЕФЛЕКСИВНЫЙ - Вам понравилось играть в «мозговой штурм?» ( ответы детей ). - Что вам больше понравилось? (ответы детей). - Что вы нового узнали сегодня? (ответы детей). - А что вам было трудно? (ответы детей). - Мы смогли преодолеть трудности? (да). Что нам в этом помогло? (ответы детей). - Значит мы какие? (ответы детей). - Благодарю вас за участие. Покажем на доске, какое у вас настроение сейчас. Дети под музыку выставляют магниты в форме цветочка (красный – «отличное», жёлтый – «хорошее», синий – «грустное»). Педагог беседует с детьми , почему они выбрали данный цвет.

Слайд 26

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

авторский конспект образовательной деятельности по речевому развитию по теме: "День Матери" для детей средней группы

В конце ноября отмечаем праздник День Матери. Очень важно с детьми провести образовательное мероприятие ,где можно поговорить о мамах. Поиграть,рассказать о своей семье, рассмотреть фотоальбом,сделать...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию в форме развлечения «Книжкины именины» в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельностипо речевому развитию в форме развлечения «Книжкины именины»в  подготовительной к школе  группе...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием методики В.Воскобовича в подготовительной к школе группы «Звук ш и буква Ш»

Цель : закрепить знания детей о гласных звуках и согласном звуке «Ш», познакомить с буквой «Ш»  Задачи: Образовательные: 1.Познакомить детей с буквой «Ш»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Заколдованная книга» для детей подготовительной к школе группе

В конспекте занятия представлены развивающие задания применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении дошкольников речевому творчеству и  разв...

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему «Помоги гномам» для детей подготовительной к школе группе

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему «Помоги гномам» для детей подготовительной к школе группе...