Занятие по звуковой культуре речи для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема: «Звуки «С» и «Сь»» (звуковая культура речи)
Цель: формирование звуковой культуры речи в процессе знакомства со звуками «с», «сь».
Задачи образовательной деятельности:
Воспитательные:
- -Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Развивающие:
- -Развивать артикуляционную моторику.
- -Обогащать активный словарь детей.
- -Развивать фонематический слух.
- -Развивать у детей умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки «с», «сь».
- -Закреплять правильное произношение звуков «с», «сь».
Обучающие:
- -Формировать умение правильно произносить звуки «с», «сь» в слогах, словах, предложениях.
- -Формировать умение правильно произносить звуки «с» «сь» во фразах и в связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_zvukovoy_kulture_rechi_dlya_detey_4-5_let.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема: «Звуки «С» и «Сь»» (звуковая культура речи)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Вид НОД: Речевое развитие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
-Дети проявляют доброжелательное отношение к окружающим.
-У детей развита артикуляционная моторика.
-У детей развивается активный словарь.
-У детей развивается фонематический слух.
-Дети различают на слух твердые и мягкие согласные звуки «с», «сь».
-Дети правильно произносят звуки «с», «сь» в слогах, словах, предложениях, фразах и в связной речи.
Цель: формирование звуковой культуры речи в процессе знакомства со звуками «с», «сь».
Задачи образовательной деятельности | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
| Миша – закреплять умение отвечать полным предложением. |
Учебно-методический комплект:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования – Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. Регистрационный № 71847)
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип развития языкового чутья, принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, словотолкование).
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, чтение художественного слова, объяснение, эмоциональное стимулирование, чёткий показ образца с правильной артикуляцией, показ, упражнение, иллюстрация.
Методы развития речи: словесные (речевой образец, объяснение, указания, оценка детской деятельности, вопрос).
Оборудование: игрушка собаки, картинки: карась, семья, носок, ваза, лиса, зебра, замок, змея, яблоко, семена, кошка, собака, раскраски шариков.
Предварительная работа: «Поможем совушке Соне». Цель: развитие фонематического слуха, умения отгадывать загадки.
Ход:
-Ребята, смотрите, кто к нам пришел. Это совушка Соня. Она сказала, что ее друзья из волшебного леса приготовили для нее сюрприз, но отдадут они его, только после того, как Соня отгадает их загадки. Но Соня никак не может из отгадать. Поможем Соне? Тогда сейчас я буду читать загадки, а вы их отгадывать.
1) Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … (зарядку) 2) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) 3) Лежит веревка, Шипит, плутовка. Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея) | 4) В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нём таких, как я, Будет целая семья! (Зерно) 5) Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт) 6) В холод он в берлоге спит Тихо в дырочки сопит Как проснется, ну реветь, И зовут его (медведь) | -Молодцы, ребята, вы помогли отгадать все загадки. Теперь друзья отдали совушке Соне сюрприз. Вот такую коробочку они ей дали. Хотите посмотреть что там? Давайте откроем ее. -Ребята, смотрите, здесь раскраски. Совушка Соня говорит вам большое спасибо за помощь. А еще она решила поделиться с вами раскрасками. Вы сможете их раскрасить в свободное время. Я положу их в центр творчества. Туда же я положу карандаши. А теперь, совушке Соне пора улетать обратно в волшебный лес. До свидания, совушка Соня. |
Индивидуальная работа: Игра «Найди звук». Цель: продолжение формирования умения ребёнка подбирать картинки со звуком «В».
Ход:
Артем, посмотри, какая интересная игра у меня есть, но мне совсем не с кем поиграть. Давай поиграем вместе?
-Смотри какие карточки у меня есть. Что изображено на этой карточке? (волк) В этом слове есть звук «В»? (да) Все верно. А что на этой карточке? (лук) В этом слове есть звук «В»? (нет) Молодец. Разложи остальные карточки самостоятельно.
Ребенок самостоятельно раскладывает оставшиеся карточки. После этого педагог совместно с ребенком обсуждают его выбор.
-Замечательно. Мне очень понравилось играть с тобой.
Ход
Этапы | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивация Задача: -Смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Эмоциональное стимулирование Беседа Чтение худ. слова | Педагог эмоционально включает детей в работу -Становитесь дети в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся -Ребята, сегодня к нам снова пришел гость из волшебного леса. Смотрите, кто же это? (Собачка) Да, это собака. Давайте с ней поздороваемся с ней. Здравствуй, собачка. Ты что-то хочешь нам рассказать? Педагог подносит игрушку к уху. -Ребята, собачка говорит, что недавно она узнала об одном очень интересном звуке. Хотите, чтобы собачка и нам о нем рассказала? (Да) Тогда давайте сядем на стульчики. | Дети слушают воспитателя. Проявляют желание узнать о новом звуке. | Дети готовы к предстоящей деятельности. |
2. Артикуляционная гимнастика Задача: -Развивать артикуляционную моторику. | Показ Объяснение Поощрение Чёткий показ образца с правильной артикуляцией | Педагог подносит игрушку собаки к уху. -Ребята, для начала, собачка хочет с вами поиграть. Повторяйте за мной. -Давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты (3-4 повторения) -А теперь сделаем «Трубочку». Вытяните губы вперед, затем назад. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной. (3-4 повторения) -А теперь давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед. (3-4 повторения) Педагог следит за точностью выполнения упражнения, при необходимости поправляет детей. | Дети слушают воспитателя. Делают артикуляционную гимнастику по показу педагога. | У детей развита артикуляционная моторика.
|
3. Уточнение артикуляционного уклада звука и закрепление изолированного звука Задачи: -Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. -Развивать артикуляционную моторику. -Развивать у детей умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки «с», «сь». -Закреплять правильное произношение звуков «с», «сь». | Беседа Объяснение Упражнение Чёткий показ образца с правильной артикуляцией | -Ну что, собачка, ты нам расскажешь про тот интересный звук, о котором ты недавно узнала? Педагог подносит игрушку к уху. -Ребята, собачка сказала, что недавно она узнала про звук «с». Собачка сказала, что узнала этот звук, когда у нее развязался большой шарик и он начал петь песенку: «С-с-с». Чтобы нам быстрее научиться произносить звук «с», давайте все вместе споем песенку большого шарика. Внимательно смотрите, как я это делаю: я немного улыбаюсь; зубы сближены, но не сомкнуты; язык широкий, лежит внизу, а его кончик упирается в нижние зубы; а посередине языка струя тонкая и холодная. Можете даже поднести свою ладонь ко рту, чтобы почувствовать, какая струйка холодная. «С-с-с». -Вот как здорово. Ребята, как думаете, если шарик будет близко к нам, как он будет петь свою песенку: тихо или громко? (Громко) Давайте представим, что шарик близко-близко к нам и будем петь его песенку громко-громко. «С-с-с!» -Ребята, а если бы шарик был далеко от нас, как он пел бы свою песенку: громко или тихо? (Тихо) А давайте представим, что шарик от нас далеко-далеко и споем его песенку тихо-тихо. «С-с-с…» Вот здорово. -Ребята, собачка сказала, что песенку «С-с-с» она услышала от большого шарика. А как думаете, если бы у собачки был маленький шарик, какую бы он песенку пел? (Ответы) Он бы пел мягкую песенку, послушайте: «Сь-сь-сь». Давайте попробуем все вместе: «Сь-сь-сь». Здорово. А теперь давайте так же представим что шарик близко к нам и запоем вместе его песенку громко-громко: «Сь-сь-сь!». А теперь шарик далеко-далеко и теперь давайте все вместе споем его песенку тихо-тихо: «Сь-сь-сь…». Молодцы! | Дети слушают педагога, повторяют за ним, отвечают на вопросы. | Дети проявляют доброжелательное отношение к окружающим. У детей развита артикуляционная моторика. Дети различают на слух твердые и мягкие согласные звуки «с», «сь». Дети правильно произносят звуки «с», «сь». |
Физминутка Задача: -Переключить внимание детей | Показ Чтение худ. слова Поощрение | -Ребята, а теперь собачка предлагает нам немного поиграть на ковре. Хотите? (Ответы) Тогда пойдемте скорей! Повторяйте движения за мной. Вот сидит наш пес Барбос. (Сидят на корточках) В лапы спрятал черный нос. (Прикрывают нос руками) Пёсик дремлет или спит. (Руки под одну щеку, под вторую) На ребяток не глядит. (Прикрыли глаза) Наши дети тихо встали (Встали) И к собачке подбежали (Ходьба на месте) — Ну-ка пёс скорей вставай (Прыжки на месте) И ребяток догоняй! (Хлопки в ладоши) -Как весело было! А теперь давайте снова сядем на стульчики. | Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем. | Внимание детей переключено. |
4. Закрепление звука в слогах, словах Задачи: -Развивать артикуляционную моторику. -Обогащать активный словарь детей. -Формировать умение правильно произносить звуки «с», «сь» в слогах, словах, предложениях. -Формировать умение правильно произносить звуки «с» «сь» во фразах и в связной речи. | Игра Объяснение Иллюстрация Демонстрация Поощрение Чтение худ. слова | Педагог подносит игрушку к уху. -Ребята, собачка сказала, что у нее есть для вас очень интересное стихотворение. Сейчас я вам его прочитаю, а вы повторяйте за мной. СИ-СИ-СИ В водоёме караси. СЯ-СЯ-СЯ Вот поймать бы карася! СЕ-СЕ-СЕ Карасей ловили все. СЯ-СЯ-СЯ Не поймали карася. (Повторяется еще 1 раз) -Какое интересное стихотворение. А вы знаете, кто такие караси? (Ответы) Педагог помещает на мольберт изображение карася. -Карась – это рыба. Чешуя у него крупная, блестит, играет на солнце, как будто золотая. У него высокая спинка, с горбом. Поэтому рыбаки частенько зовут его «горбатым». Караси любят жить в тихих, неглубоких местах, там, где густо растут подводные травы. Любой рыболов обрадуется, если на крючок к нему попадется карась — красивая золотистая рыба. | Дети повторяют за педагогом, узнают новое слово. | У детей развита артикуляционная моторика. У детей развивается активный словарь. Дети правильно произносят звуки «с», «сь» в слогах, словах, предложениях, во фразах и в связной речи. |
5. Закрепление звука во фразах и в связной речи Задача: -Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. -Развивать фонематический слух. | Игра Объяснение Иллюстрация Демонстрация Поощрение | -Ребята, собачка хочет сыграть с вами еще в одну игру. Я вам буду называть слово, а вам надо будет захлопать, если в этом слове есть звуки «с» или «сь». Договорились? Педагог сопровождает слова картинками -Семья, носок, ваза, лиса, зебра, замок, змея, солнце, семена, кошка, собака. -Молодцы, ребята, почти никто не запутался. | Дети слушают воспитателя, выделяют звук «с», «сь» в словах. | Дети проявляют доброжелательное отношение к окружающим. У детей развивается фонематический слух. |
6. Подведение итогов Задача: -Формировать у детей умение анализировать свою деятельность. | Беседа Поощрение | Педагог подносит игрушку к уху -Ребята, собачка говорит, что ей было очень весело с вами, но ей пора бежать домой. Давайте попрощаемся с собачкой. До свидания, собачка, приходи к нам еще! -Ребята, вам понравилось играть с собачкой? (Ответы) -А что понравилось вам больше всего? (Ответы) -О каком звуке мы сегодня узнали? («с», «сь») | Дети делятся впечатлениями, вступают в диалог. | Дети анализируют свою деятельность. |
7. Открытость Задача: -Смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа Эмоциональное стимулирование | -Ребята, а кто помнит, чью мы сегодня песенку пели? (Шариков) Да, ребята. Собачка, прежде чем уйти, оставила нам раскраски с шариками. Вы можете нарисовать на них абсолютно любой узор, какой только захотите. Потом можете показать родителям и друзьям, а еще собачке, когда она снова к нам придет. Раскраски и карандаши я оставлю в центре творчества. Можете раскрасить их в свободное время. | Дети слушают педагога. | Дети смотвированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы.
Тема: звук «р»Цель: упражнять детей в правильном произношении звука «р» в слогах, в словах. Преобразование слов путем замены первого звука. Составление предложений по демонстрации действия с глаголами...
Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы.
Тема: звуки к и к’ Цели:Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков к и к’ в самостоятельной речи.Звуковой анализ...
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы " Учимся правильно произносить звук С "
Задачи:- Обогатить словарь детей прилагательными:-качественными- относительными- притяжательнымиПознакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложе...
Занятие по звуковой культуре речи для детей старшей группы с НОДа.
Занятие по звуковой культуре речи для детей старшей группы с НОДа. Артикуляционная гимнастика, игра "Лабиринт"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей средней группы Тема: Правильное произношение звука [ж]
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей средней группы Правильное произношение звука [ж]...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей 5 – 6 лет «В гости к бабушке Полине»
Цель: учить детей различать на слух звуки [ П] – [Б]. Задачи:Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата.Развивать фонематический слух.Дать понятие слог.4. Учить делить слова...