Задачи:
- Обогатить словарь детей прилагательными:
-качественными
- относительными
- притяжательными
Познакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложения.
Материал:
Картинки: Мак, шар, большой и маленький чайник. Картинки: пластмассовое ведро, кожаные перчатки, резиновый мяч, меховая шуба. Раздаточный материал: иллюстрации образцов материалов: стекло, мех, дерево, резина.
Ход ООД.
I Организационная часть:
Дети проходят и садятся за столы.
II Основная часть:
Логопед: Ребята, посмотрите на экран что вы видите?
Дети: Шар.
Логопед: Шар какой? .
Дети: Красный.
Логопед убирает и показывает другую картинку ярко-красный мак.
Логопед: Мак какой?
Дети: Красный.
Логопед обе картинки ставит рядом.
У шара или у мака более яркий, красный цвет?
Дети: У мака.
Логопед: Значит можно сказать что шар красный, а мак ещё.
Дети: Краснее
Логопед объясняет что на этом примере можно увидеть, как сравнивать предметы по цвету.
Затем логопед выставляет картинки: большой и маленький чайник.
Логопед: Дети, эти предметы надо сравнить по величине. А сейчас поиграем в игру «Найди свою пару»
Ход игры: Каждый ребёнок находит среди детей у кого есть картинка с изображением предмета похожего качества, например: «толстая книга, тонкая книга. », принадлежности: «мех»- «меховой воротник »
Далее идёт объяснение относительных прилагательных, используя иллюстративный материал.
Логопед: Ребята, если мы говорим кирпичный дом, то всем ясно, что это дом построенный из кирпичей.
Кирпич- строительный материал.
Ребята, если мы говорим кожаные перчатки значит, перчатки сделаны из материала, который называется кожа.
Резиновые перчатки сделаны из материала который называется-резина.
Пластмассовое ведро- из материала пластмасса.
Меховая шапка- шапка сшита из меха, деревянный стол, стеклянная ваза, железный лом.
Логопед обращает внимание на материалы, из которых сделаны предметы.
Зная из чего сделаны предметы, можно рассказать, какие они.
На экране логопед показывает картинки: Мяч, шапка, стул.
На столе у детей разложены заранее приготовленные образцы материалов: стекло, мех, дерево, резина.
Сначала дети подбирают пару материалов, а потом составляют словосочетание по заранее заданному образцу.
Образцы картинок: Резиновый мяч, деревянный стол, меховая шуба, стеклянный стакан.
Ребёнок демонстрирует подобранную им пару: мяч из резины.
Логопед: Какой он? Как называется мяч сделанный из резины?
Ребёнок: Мяч из резины, называется резиновый.
Иллюстративный материал используется на занятии в качестве раздаточного.
Логопед: А теперь мы с вами поиграем в другую игру:
Ход игры: У логопеда образцы материалов: кусочки дерева, материал меха, пластмассы, стекла, кожи, резины.
(Материал подбирается отличающийся по цвету, размеру, внешнему виду)
У детей на столе разложены картинки.
Логопед предлагает ребятам сгруппировать картинки вокруг предложенного им материала, а потом составить предложение с ним.
После этого дети делятся на две команды, каждая команда получает свой образец материала. Выставляются сразу все картинки.
По одному человеку из каждой команды, должен быстро подойти к разложенным картинкам и выбрать ту, которая соответствует образцу его команды.
Команда быстрее всех набравшая картинки получает 1 очко.
Далее по 1 очку получает каждый член команды за правильное и интересное предложение.
Судит соревнование логопед.
В конце игры все очки подсчитываются.
III Заключительная часть
Ребята вы такие молодцы, все сегодня постарались!