"Знакомство с небылицами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Верещагина Анастасия Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Знакомство с небылицами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_vereshchaginoy_a.n.docx481.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Знакомство с небылицами».

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676697114_gas-kvas-com-p-kartinka-gruppi-detskogo-sada-risunok-36.jpg

Составила воспитатель:

                                                                 Верещагина А.Н

с. Мильково, 2024 год.

Цель: ознакомление детей с литературным художественным жанром - небылицы.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

-формировать у детей понятия «небылица»;

- активизировать словарные запас детей;

-учить детей самостоятельно составлять небылицы.

Развивающие:

-развивать активный словарный запас детей;

-развивать воображение и фантазию детей;

-развивать внимание, помять, мышление.

Воспитательные:

-воспитывать у детей умение слушать друг друга, не перебивая;

-воспитывать интерес к литературному жанру «небылицы»;

-воспитывать у детей усидчивость.

        Оборудование: иллюстрации к небылицам, схема составления небылицы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте станем с вами в круг и поприветствуем друг друга!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

  1. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала очень весёлое стихотворение К. И. Чуковского, оно называется радость «Радость». Послушайте его внимательно.

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вы заметили необычного в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о том, чего не может быть на самом деле.

Воспитатель: Вспомните, а чём же автор написал не верно?

Дети: На березах не растут розы, на осинах не растут апельсины, вороны не поют соловьями и ручьи не бывают медовыми.

Воспитатель: Правильно! Автор этого стихотворения написал о том, чего в жизни не бывает. А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи - небылицы.

Небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?».

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети: Нет!

Воспитатель: Если в стихотворении говорится о том, чего на самом деле быть не может, как называется такой жанр?

Дети: Такой жанр называется «небылицы».

Воспитатель: Какие вы внимательные! Молодцы! Ребята, а теперь давайте немного разомнемся.

Физкультминутка:

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)

Корпус вправо, корпус влево —

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что не так?». Слушайте внимательно!

(Чтение сопровождается иллюстрациями)

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Воспитатель: Назовите главных героев в стихотворении?

Дети: Ваня и старушка.

Воспитатель: Что в стихотворении не так?

Дети: Все правильно, здесь нет вымысла.

Воспитатель: Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Я  переставлю слова, так запутаю, чтобы получилось смешно.

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Воспитатель: А такое бывает в жизни?

Дети: Нет, такого не бывает!

Воспитатель: А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам таблицу. Посмотрите, в таблице в каждом «окошке» изображены картинки. Если вы правильно назовёте слова, то у вас получиться смешная небылица! Женя, выходи, попробуй по первой строчке составить небылицу. А теперь София выходи, попробуй составить небылицу по второй строчке. Умнички! Милана, подходи к мольберту и попробуй полностью рассказать всю небылицу с помощью таблицы!

Воспитатель: Интересно составлять небылицы?

Дети: Да!

Воспитатель: Чем они интересны?

Дети: Небылицы смешные. 

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Что мы с вами делали на занятии?

Дети: Познакомились с небылицами, составляли небылицы.

Воспитатель: Скажите, как нужно составлять небылицы?

Дети: Неправильно говорить предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Дети: Мне понравилось……

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676432958_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-skomorokha-15.jpg

https://sun9-68.userapi.com/impf/c837134/v837134653/606bb/xGIlzKW8MXM.jpg?size=396x330&quality=96&sign=6d02fad84c78343514a3075f493f5b6b&type=album

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4265/20200512110846/OEBPS/objects/c_litread_2_61_1/5b198735-002e-4049-a6ba-8f82472d7114.jpeg

https://37dent.ru/wp-content/uploads/2/1/8/218d47865213164d952d7b3b00543a07.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осенние небылицы

сценарий осеннего праздника...

конспект гимнастики побудки после дневного сна в младшей группе "Небылицы"

Гимнатика побудка с закаливающими мероприятиями в младшей группе: контрасное воздушное закаливание, упражнения в кроватях....

Подборка "Небылицы в лицах" для старшего дошкольного возраста

Подборка "Небылицы в лицах" для старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Небылицы и нелепицы - развиваем интеллект ребенка""

В консультации для родителей детей старшего-среднего возраста в доступной форме  даны рекомандации по использованию в процессе интеллектуального развития дошкольников такого жанра, как поэзия абс...

"Звери, птицы - небылицы"

Рисование небылиц с помощью нетрадиционной техники выполнения работ....

Методическая разработка: Технологическая карта ООД по развитию речи "Небылицы, небылицы..."

Небылицы - это небольшие стишки или песенки, в которых "всё поставлено с ног на голову". В них нарушается ход событий, логика действий, происходящих с героями. С их помощью дети учатся...