Перспективное планирование. "Знакомство с литературой и фольклором" средняя гр.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по ознакомлению с литературой и фольклором

в средней группе

Месяц

Тема занятия

Содержание. Цели

Сентябрь

1

Здравствуй, детский сад

Чтение и заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?» Цель:  Знакомить детей с малыми формами фольклора.

В. Карасева «Оля пришла в садик»

Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей.

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»

Цель: развивать внимание, память , формировать умение отчётливо проговаривать слова; внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы

2

Моя семья

Чтение детям песенки «Дон – дон- дон»

Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.

Я.Аким «Моя родня» Цель: Совершенствовать представления о семье и её членах, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Дать первоначальные представления о родственных отношениях.

 Заучивание стихов к празднику Осени

Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени

Р. Н.с «Жихарка»

Цель: Формировать умение воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; понимать содержание поговорок

3

Осень. Деревья

Чтение потешки «Барашеньки»

Цель: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

Развивать память, активную речь ребёнка, пополнять его пассивный и активный словарь.

В. Осеева «Синие листья»

Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поведение его героев.

Повторение стихов, которые учим

Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени

4

Овощи. Огород

Разучивание потешки «А тари , тари…»

В.Сутеев «Бабушкин огород» Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»

Цель: воспитывать любовь к художественной литературе

Октябрь

1

Фрукты. Сад

Чтение потешки «Яблоня»

Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.

Л. Толстой «Старик и яблони»

Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа.

В. Орлов «Я учусь варить варенье»

Цель: Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений

2

Лес. Ягоды. Грибы

Потешка «Сидит, сидит зайка»

Цель: формировать умение внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

Цель: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой.

А. Ерикеев «Осень» Цель: Познакомить с новым стихотворением; развивать выразительность речи, память; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.

3

Наша Родина

Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: Формировать умение понимать: эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения.  

Сказка «Привередница»

Цель: формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.

З. Александрова «Родина»

Цель: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей

4

Домашние животные

Чтение потешки «Наш козёл…»

Цель: знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть, воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

 К. Ушинский «Бодливая корова» Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.

Хармс «Удивительная кошка»

Цель: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия

Ноябрь

1

Домашние птицы

Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»

Цель:  Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть.

 Р.н.с «Петушок и бобовое зёрнышко»

Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.

Сказка в стихах А. Крылова «Как лечили петуха». Цель: Формировать умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

2

Дикие животные

Чтение детям потешки «Зайчишка - трусишка»

Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Цель: формировать умение слушать рассказы, оценивать поведения героев.

Рассказ Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев, развивать любознательность

3

Зоопарк

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

Чтение сказки Д. Биссет "Про мальчика, который рычал на тигров".

Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

 С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»

 Цель: Закреплять в активном словаре названия животных, познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность

Декабрь

1

Зима

Потешка «Кот на печку пошёл»

Цель: познакомить детей с русской народной формой творчества.

М. Пришвин «Пришла зима» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать небольшие по объему тексты; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать интерес к худ. литературе.

 И. Суриков «Зима»

Цель: формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чествовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Разучивание заклички «Мороз , мороз не морозь мой нос»

2

Зимующие птицы

«Чив – чив воробей» пер, с коми-пермец  В. Климова

Цель: формировать умение слушать песенку, запоминать ее по содержанию.

В. Осеева «Сороки»

Цель: формировать умение слушать текст, отвечать на вопросы.

Я. Аким «Покормите птиц зимой». Цель: Закреплять умение детей слушать стихотворные произведения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать интерес к животным.

3

Одежда, обувь, головные уборы

Чтение потешки «Кисонька -мурысенька,  где ты была?»

Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

Н. Носов «Живая шляпа» Цель: Развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе

Е. Благинина «Научу обуваться и братца» Цель: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев

4

Новый год. Традиции и обычаи

Чтение колядки «Ой, коляда, коляда…», «Щедровочка»

Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.

 Н. Воронкова «Как ёлку наряжали»

Цель: Формировать умение поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение.

Заучивание стихотворения

А. Барто «К детям елочка пришла»

Цель: Помочь детям запомнить небольшое стихотворение; развивать память, выразительность речи.

 Р.н.с «Мороз и заяц»

Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно

Январь

1

Неделя здоровья

Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…»

Цель: продолжать знакомить детей с народными формами творчества, воспитывать любовь к фольклору.

 Чтение А Барто "Девочка   чумазая "

Цель: Развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать  интерес к ЗОЖ.

К. И. Чуковский "Доктор Айболит" Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; поддерживать устойчивый интерес к сказкам

2

Зимние забавы

Потешка "Посылали молодицу " Цель:  Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть

Заучивание стихотворения А. Введенского «На лыжах»

Цель: развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к зимним видам спорта.

Сказка «Снегурочка»

Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; подвести к пониманию образного содержания

Н. Калинина «Про снежный колобок»

Цель: формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение

3

Квартира. Мебель

Ю. Мориц «Дом гнома, гном — дома!»

 Цель: познакомить детей с малыми формами народного творчества.

Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

Цель: Продолжать развивать умение внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии

Чтение сказки " Три поросенка".

Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл. Формировать умение понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею.

Февраль

1

Посуда. Бытовые приборы

«Шутку шутить- людей смешить» знакомство с потешным фольклором дразнилками, скороговорками.

Считалки

Цель: познакомить детей с новой формой народного творчества .

Рассказ Ю .Пермяка "Торопливый ножик".

 Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.

К. Чуковский «Телефон»

Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста

2

Продукты питания

Чтение потешки «Чигарики-чок-чигары» Цель: формировать умение слушать потешку, запоминать ее по содержанию.

Бр. Гримм «Сладкая каша»

 Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

И. Сенченко «Хлеб святой». Цель: Закрепить знания детей о том, как делают хлеб; развивать умение детей отвечать на вопросы; воспитывать бережное отношение, уважение к хлебу

3

Профессии и инструменты

Чтение потешки «Береза моя, березонька» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. В. Осеев" Сторож".

Цель: Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

С. Михалкова " А  что у вас? " Цель: Продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты; отвечать на вопросы по содержанию; закрепить знания о профессиях

4

Защитники Отечества. Военные профессии

Чтение потешки «Николенька-гусачок»

Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости

Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»

Цель: формировать уменние слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат.

 С. Я. Маршак «Пограничники»

Цель: Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к воинам пограничникам Российской армии, уважение к ним.

Март

1

Транспорт. Профессии на транспорте

Чтение потешки «Во реченьке-речке»

Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного.

Рассказ Н. Носова «Автомобиль»

Цель: Продолжать развивать умение слушать; помочь понять юмор рассказа; воспитывать культуру поведения на улице

Б. Заходера «Труд  взрослых»

Цель: Развивать умение детей слушать стихотворные произведения; продолжать знакомить с профессиями; воспитывать уважение к людям различных профессий

Повторение стихотворений для поздравления мам к празднику

 «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения.

2

Весна. 8 марта – женский праздник

Потешка «Иди, весна, иди, красна…»

Цель: продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению.

С. Прокофьев «Сказка про маму»

Цель: формировать умение оценивать поступки героев

 «Мамин день» Г. Виеру . Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы. Чтение   рассказа    Н .Сладкова   " Весенняя   баня" Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

Знакомство с масленицей разучивание текста к песенки «Блины»

3

Вода. Круговорот воды в природе

Чтение потешки «Солнышко-ведрышко»

Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны.

С. Маршак «Про всё на свете»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

В. Сутеев «Кораблик»  

Цель:   Формировать умение воспринимать смысл текста  с опорой на графические схемы, активировать и обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

 Г. Ладонщикова "Перекупался " Цель: Помочь детям запомнить стихотворение; закрепить знания детей о временах года

4

Обитатели водного мира

Песенка .С Маршака   "Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.

«Первая рыбка» Е. Пермяк. Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам

Чтение рассказа Л. Пантелеева " На море." Цель: познакомить детей с новым автором, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, познавательные интересы

Апрель

1

Театральная неделя

Чтение потешки: "Сидит белка на тележке"  Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.

Д. Хармс «Очень страшная история»

Цель: формировать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к литературе.

Чтение стихотворения  С. Маршак «В театре для детей». Цель: вызвать желание выразительно читать знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии и театру.

Рассказ о старинных обычаях встречи весны . заучивание заклички о весне «Весна, весна поди сюда!»

2

Книжкина неделя

Песенка .С Маршака   "Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.

С. Михалков «Праздник непослушания»

Цель: формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.

Чтение р.н.с «У страха глаза велики»

Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать, сравнивать услышанную сказку с прочитанными ранее.

Загадывание загадок о весне

3

Космос

Чтение потешки   "Ах ты, жура-журавец…» Цель: развивать умение детей слушать литературные произведения народного творчества.

Чтение рассказа В. Бороздина «Звездолётчики».

Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любознательность

Сказка Д. Биссета  "Про поросенка который учился летать"

 Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту.

Заучивание считалки про планеты. Цель: развивать, память, внимательность

4

Перелетные птицы

Чтение русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

Цель: познакомить детей с содержанием песенки; формировать умение слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы по содержанию.

В. Бианки « Подкидыш».

Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя .

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Цель: формировать умение слушать сказку, переживать с героями, выделить главную мысль художественного произведения

Май

1

Весна. Первоцветы

Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики»

Цель: Знакомить с малыми формами фольклора.

Е. Баратынский «Весна, весна»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

В. Паспалеева «Лесная фиалка»

Цель: формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию.

«Небылица- небывальщина»  знакомство с небылицами, разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

2

Насекомые

Чтение потешки: "Как у бабушки Варвары"

Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой, воспитывать любовь к фольклору.

 Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост"

Цель. Продолжать формировать умение детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

 И. Крылов «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с жанровыми особенностями басни;

раскрыть значение пословиц о труде, воспитывать познавательный интерес, развивать внимание, терпение, умение слушать;

3

Россия. День Победы

Чтение потешки: "Туру, туру, пастушоок"  Цель: Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.

 Чтение стихотворения А Усачева "Что такое День Победы"

Цель: закреплять знания детей о празднике «День Победы»; воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за Подвиг своих предков.

 В. И. Даля «Лиса – лапотница»

Цель: развивать внимание, память мышление, умение слушать; отвечать на вопросы

4

Скоро лето.

Безопас

ность (ПДД \ ОБЖ)

Чтение заклички «Лето приди, приди…» Цель:

Продолжать знакомить детей с народной культурой. воспитывать интерес к чтению; дать представление о фольклоре.

Чтение рассказа "Как непослушный котенок обжог себе лапу"

Цель: Продолжать развивать умение слушать художественные произведения не развлекательного характера; довести до сознания детей смысл произведения.

Т. Александрова "Светик -трехцветик "

Цель: закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице

Рус. нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н. Толстого Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать правила безопасного поведения на улице и дома, поддерживать устойчивый интерес к сказкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по художественной литературе

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематисеским, на каждую неделю месяца....

Перспективное планирование по художественной литературе по программе "От рождения до школы"

Перспективное планирование по разделу развитие речи и художественная литература по программе "От рождения до школы" под редакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...

Перспективное планирование Знакомство с театральной культурой и ОБЖ ( младший и средний возраст)

Познакомить детей с настольным  театром, с театром картинок, Познакомить детей с перчаточным театром, с конусным театром. Показать детям театр мягкой игрушки. Формировать у детей навыки кукловожд...

перспективное планирование "Знакомство детей с родным городом"

перспективное планирование "Ознакомление детей с родным городом"...

Перспективное планирование "Знакомство с профессией библиотекарь"

Матнриал содержит перспективный план работы в области ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста по теме "Знакомство с профессией библиотекарь"...