Перспективное планирование. "Знакомство с литературой и фольклором" средняя гр.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ознакомлению с литературой и фольклором
в средней группе
Месяц | Тема занятия | Содержание. Цели |
Сентябрь 1 | Здравствуй, детский сад | Чтение и заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?» Цель: Знакомить детей с малыми формами фольклора. В. Карасева «Оля пришла в садик» Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей. А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…» Цель: развивать внимание, память , формировать умение отчётливо проговаривать слова; внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы |
2 | Моя семья | Чтение детям песенки «Дон – дон- дон» Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание. Я.Аким «Моя родня» Цель: Совершенствовать представления о семье и её членах, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Дать первоначальные представления о родственных отношениях. Заучивание стихов к празднику Осени Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени Р. Н.с «Жихарка» Цель: Формировать умение воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; понимать содержание поговорок |
3 | Осень. Деревья | Чтение потешки «Барашеньки» Цель: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору. Развивать память, активную речь ребёнка, пополнять его пассивный и активный словарь. В. Осеева «Синие листья» Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поведение его героев. Повторение стихов, которые учим Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени |
4 | Овощи. Огород | Разучивание потешки «А тари , тари…» В.Сутеев «Бабушкин огород» Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…» Цель: воспитывать любовь к художественной литературе |
Октябрь 1 | Фрукты. Сад | Чтение потешки «Яблоня» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости. Л. Толстой «Старик и яблони» Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа. В. Орлов «Я учусь варить варенье» Цель: Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений |
2 | Лес. Ягоды. Грибы | Потешка «Сидит, сидит зайка» Цель: формировать умение внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля Цель: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой. А. Ерикеев «Осень» Цель: Познакомить с новым стихотворением; развивать выразительность речи, память; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности. |
3 | Наша Родина | Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» Цель: Формировать умение понимать: эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Сказка «Привередница» Цель: формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, замечать и понимать образные слова и выражения. З. Александрова «Родина» Цель: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей |
4 | Домашние животные | Чтение потешки «Наш козёл…» Цель: знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть, воспитывать любовь к русскому народному фольклору. К. Ушинский «Бодливая корова» Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. Хармс «Удивительная кошка» Цель: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия |
Ноябрь 1 | Домашние птицы | Чтение потешки «Гуси, вы гуси…» Цель: Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть. Р.н.с «Петушок и бобовое зёрнышко» Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь. Сказка в стихах А. Крылова «Как лечили петуха». Цель: Формировать умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать бережное отношение к своему здоровью |
2 | Дикие животные | Чтение детям потешки «Зайчишка - трусишка» Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» Цель: формировать умение слушать рассказы, оценивать поведения героев. Рассказ Е. Чарушина «Волчишко» Цель: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев, развивать любознательность |
3 | Зоопарк | Потешка «Идёт лисичка по мосту» Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы. Чтение сказки Д. Биссет "Про мальчика, который рычал на тигров". Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь. С.Я. Маршак «Где обедал воробей?» Цель: Закреплять в активном словаре названия животных, познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность |
Декабрь 1 | Зима | Потешка «Кот на печку пошёл» Цель: познакомить детей с русской народной формой творчества. М. Пришвин «Пришла зима» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать небольшие по объему тексты; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать интерес к худ. литературе. И. Суриков «Зима» Цель: формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чествовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Разучивание заклички «Мороз , мороз не морозь мой нос» |
2 | Зимующие птицы | «Чив – чив воробей» пер, с коми-пермец В. Климова Цель: формировать умение слушать песенку, запоминать ее по содержанию. В. Осеева «Сороки» Цель: формировать умение слушать текст, отвечать на вопросы. Я. Аким «Покормите птиц зимой». Цель: Закреплять умение детей слушать стихотворные произведения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать интерес к животным. |
3 | Одежда, обувь, головные уборы | Чтение потешки «Кисонька -мурысенька, где ты была?» Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: Развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе Е. Благинина «Научу обуваться и братца» Цель: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев |
4 | Новый год. Традиции и обычаи | Чтение колядки «Ой, коляда, коляда…», «Щедровочка» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости. Н. Воронкова «Как ёлку наряжали» Цель: Формировать умение поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение. Заучивание стихотворения А. Барто «К детям елочка пришла» Цель: Помочь детям запомнить небольшое стихотворение; развивать память, выразительность речи. Р.н.с «Мороз и заяц» Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно |
Январь 1 | Неделя здоровья | Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…» Цель: продолжать знакомить детей с народными формами творчества, воспитывать любовь к фольклору. Чтение А Барто "Девочка чумазая " Цель: Развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать интерес к ЗОЖ. К. И. Чуковский "Доктор Айболит" Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; поддерживать устойчивый интерес к сказкам |
2 | Зимние забавы | Потешка "Посылали молодицу " Цель: Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть Заучивание стихотворения А. Введенского «На лыжах» Цель: развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к зимним видам спорта. Сказка «Снегурочка» Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; подвести к пониманию образного содержания Н. Калинина «Про снежный колобок» Цель: формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение |
3 | Квартира. Мебель | Ю. Мориц «Дом гнома, гном — дома!» Цель: познакомить детей с малыми формами народного творчества. Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?» Цель: Продолжать развивать умение внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии Чтение сказки " Три поросенка". Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл. Формировать умение понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею. |
Февраль 1 | Посуда. Бытовые приборы | «Шутку шутить- людей смешить» знакомство с потешным фольклором дразнилками, скороговорками. Считалки Цель: познакомить детей с новой формой народного творчества . Рассказ Ю .Пермяка "Торопливый ножик". Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому. К. Чуковский «Телефон» Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста |
2 | Продукты питания | Чтение потешки «Чигарики-чок-чигары» Цель: формировать умение слушать потешку, запоминать ее по содержанию. Бр. Гримм «Сладкая каша» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. И. Сенченко «Хлеб святой». Цель: Закрепить знания детей о том, как делают хлеб; развивать умение детей отвечать на вопросы; воспитывать бережное отношение, уважение к хлебу |
3 | Профессии и инструменты | Чтение потешки «Береза моя, березонька» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. В. Осеев" Сторож". Цель: Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос. С. Михалкова " А что у вас? " Цель: Продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты; отвечать на вопросы по содержанию; закрепить знания о профессиях |
4 | Защитники Отечества. Военные профессии | Чтение потешки «Николенька-гусачок» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости Л. Кассиль «Памятник советскому солдату» Цель: формировать уменние слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат. С. Я. Маршак «Пограничники» Цель: Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к воинам пограничникам Российской армии, уважение к ним. |
Март 1 | Транспорт. Профессии на транспорте | Чтение потешки «Во реченьке-речке» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного. Рассказ Н. Носова «Автомобиль» Цель: Продолжать развивать умение слушать; помочь понять юмор рассказа; воспитывать культуру поведения на улице Б. Заходера «Труд взрослых» Цель: Развивать умение детей слушать стихотворные произведения; продолжать знакомить с профессиями; воспитывать уважение к людям различных профессий Повторение стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения. |
2 | Весна. 8 марта – женский праздник | Потешка «Иди, весна, иди, красна…» Цель: продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. С. Прокофьев «Сказка про маму» Цель: формировать умение оценивать поступки героев «Мамин день» Г. Виеру . Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы. Чтение рассказа Н .Сладкова " Весенняя баня" Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Знакомство с масленицей разучивание текста к песенки «Блины» |
3 | Вода. Круговорот воды в природе | Чтение потешки «Солнышко-ведрышко» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны. С. Маршак «Про всё на свете» Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. В. Сутеев «Кораблик» Цель: Формировать умение воспринимать смысл текста с опорой на графические схемы, активировать и обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Г. Ладонщикова "Перекупался " Цель: Помочь детям запомнить стихотворение; закрепить знания детей о временах года |
4 | Обитатели водного мира | Песенка .С Маршака "Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения. «Первая рыбка» Е. Пермяк. Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам Чтение рассказа Л. Пантелеева " На море." Цель: познакомить детей с новым автором, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, познавательные интересы |
Апрель 1 | Театральная неделя | Чтение потешки: "Сидит белка на тележке" Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору. Д. Хармс «Очень страшная история» Цель: формировать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к литературе. Чтение стихотворения С. Маршак «В театре для детей». Цель: вызвать желание выразительно читать знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии и театру. Рассказ о старинных обычаях встречи весны . заучивание заклички о весне «Весна, весна поди сюда!» |
2 | Книжкина неделя | Песенка .С Маршака "Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения. С. Михалков «Праздник непослушания» Цель: формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста. Чтение р.н.с «У страха глаза велики» Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать, сравнивать услышанную сказку с прочитанными ранее. Загадывание загадок о весне |
3 | Космос | Чтение потешки "Ах ты, жура-журавец…» Цель: развивать умение детей слушать литературные произведения народного творчества. Чтение рассказа В. Бороздина «Звездолётчики». Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любознательность Сказка Д. Биссета "Про поросенка который учился летать" Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту. Заучивание считалки про планеты. Цель: развивать, память, внимательность |
4 | Перелетные птицы | Чтение русской народной песенки «Тень-тень-потетень». Цель: познакомить детей с содержанием песенки; формировать умение слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы по содержанию. В. Бианки « Подкидыш». Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя . Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Цель: формировать умение слушать сказку, переживать с героями, выделить главную мысль художественного произведения |
Май 1 | Весна. Первоцветы | Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики» Цель: Знакомить с малыми формами фольклора. Е. Баратынский «Весна, весна» Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. В. Паспалеева «Лесная фиалка» Цель: формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию. «Небылица- небывальщина» знакомство с небылицами, разучивание и самостоятельное придумывание небылиц |
2 | Насекомые | Чтение потешки: "Как у бабушки Варвары" Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой, воспитывать любовь к фольклору. Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост" Цель. Продолжать формировать умение детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. И. Крылов «Стрекоза и муравей» Цель: Познакомить детей с жанровыми особенностями басни; раскрыть значение пословиц о труде, воспитывать познавательный интерес, развивать внимание, терпение, умение слушать; |
3 | Россия. День Победы | Чтение потешки: "Туру, туру, пастушоок" Цель: Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору. Чтение стихотворения А Усачева "Что такое День Победы" Цель: закреплять знания детей о празднике «День Победы»; воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за Подвиг своих предков. В. И. Даля «Лиса – лапотница» Цель: развивать внимание, память мышление, умение слушать; отвечать на вопросы |
4 | Скоро лето. Безопас ность (ПДД \ ОБЖ) | Чтение заклички «Лето приди, приди…» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. воспитывать интерес к чтению; дать представление о фольклоре. Чтение рассказа "Как непослушный котенок обжог себе лапу" Цель: Продолжать развивать умение слушать художественные произведения не развлекательного характера; довести до сознания детей смысл произведения. Т. Александрова "Светик -трехцветик " Цель: закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице Рус. нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н. Толстого Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать правила безопасного поведения на улице и дома, поддерживать устойчивый интерес к сказкам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование "Знакомство детей с устным народным творчеством"
Годовая перспектива "Народное творчество"...
Перспективное планирование по художественной литературе
Перспективное планирование разработано в соответствии с тематисеским, на каждую неделю месяца....
Перспективное планирование по художественной литературе по программе "От рождения до школы"
Перспективное планирование по разделу развитие речи и художественная литература по программе "От рождения до школы" под редакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...
Перспективное планирование Знакомство с театральной культурой и ОБЖ ( младший и средний возраст)
Познакомить детей с настольным театром, с театром картинок, Познакомить детей с перчаточным театром, с конусным театром. Показать детям театр мягкой игрушки. Формировать у детей навыки кукловожд...
перспективное планирование "Знакомство детей с родным городом"
перспективное планирование "Ознакомление детей с родным городом"...
Перспективное планирование "Знакомство с профессией библиотекарь"
Матнриал содержит перспективный план работы в области ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста по теме "Знакомство с профессией библиотекарь"...