Персп.планирование "Знакомство с литературой и фольклором" Ст., подг., гр
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Знакомство с литературой и фольклором.
Старшая группа. Подготовительная группа.
Месяц. | Тема занятия | Содержание. Цели | литература |
Сентябрь 2 | «Вершки да корешки» «Хлеб всему голова». Русские обычаи. Гостеприимство | Знакомство с со сказкой «Мужик и медведь. Загадывание детьми загадок. Д/и «Вершки и корешки» Беседа о старинных способах уборки хлеба «Лиса и журавль», р.н.с - продолжать знакомство с русской народной сказкой; формировать образность речи, понимание образных выражений; учить осмысливать характер персонажей, давать мотивированную оценку | Интернет-ресурсы |
2 | «Что летом родиться,- зимой пригодиться» «Восенушка- осень - сноп последний косим». Воспоминания о лете | Беседа о лете .Народные приметы, пословицы, поговорки, песни о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песен о лете «Дудочка и кувшинчик», В.Катаев – учить видеть жанровые особенности сказки; учить определять эмоции героев сказки по литературному описанию; развивать умение находить связь содержания сказки с различными пословицами. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование» |
3 | «Гуляй, да присматиривайся». «К худой голове своего ума не приставишь». «Дело мастера боится» Профессии | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Д/и «С какого дерева детки?». Разучивание песенки -попевки «Восенушка-осень». Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Сл/и «Филя и Уля» «Семь Симеонов – семь работников» р.н.с - продолжать знакомить детей с русскими сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ | Интернет-ресурсы |
Октябрь 1 | «Октябрь пахнет капустой». «Октябрь-грязик –ни колеса , ни полоза не любит». Овощи. Огород | Беседа о характерных для октября явлениях природы. Народных обычаях, праздниках. (Покров, Сергиев день). Стихотворения. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. «Вершки и корешки», р.н.с - учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы | Интернет-ресурсы |
2 | «Зайчишка – трусишка». «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Фрукты. Сад | Разучивание потешки «Зайчишка - трусишка». Знакомство со сказкой «Заяц –Хваста». Экскурсия в городской музей «Чудесное яблочко» обр. Елисеевой - учить понимать образное содержание сказки, характеры героев; учить оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; развивать связную речь | Интернет-ресурсы |
3 | «Друг за дружку держаться- ни чего не бояться». «Град на Енисее» Золотая осень. Деревья | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке поддержке. Знакомства с легендами Красноярскоо края. «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин - продолжать знакомить детей с творчеством великого русского поэта; вызывать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А.С. Пушкина; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение; продолжать развивать поэтический слух детей. | Интернет-ресурсы |
4 | «У страха глаза велики» «Хочешь грибок –лезь под кусток». Лес. Ягоды. Грибы. | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики». Загадывание загадок, пословиц, поговорок о грибах, ягодах, природе. «Осенью» М.Волошин - помочь почувствовать красоту описанной в стихотворении природы; закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров; воспитывать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. | Интернет-ресурсы |
Ноябрь 1 | Синичкин день. «Знаешь ли ты сказки?» Домашние животные и птицы. | Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день и Кузьминки. Викторина по сказкам. Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» - учить осмысливать содержание сказки, формировать оценочное отношение к героям сказки. | Интернет-ресурсы |
2 | «Чудо –чудное, диво –дивное…» «Хохлома, разукрасила дома». Дикие животные Красноярского края | Знакомство со сказкой «Лиса и волк». Разучивание потешки о лисе. Беседа о диких животных Красноярского края с использование загадок о них. Знакомство детей с хохломской росписью. «Палочка - выручалочка», В.Сутеев – учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль, учить домысливать; учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование» Стр. 57 |
3 | «В ноябре зима с осенью борется» «Светит да не греет». Земли и жарких стран | Беседа о характерных приметах ноября, пословицы ,поговорки. Рассказ о народных праздниках Павел- ледостав, Михайлов день. Стихотворения. Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра «Лиса и заяц» «Слоненок», Р.Киплинг – учить осмысливать содержание сказки; формировать оценочное отношение к героям сказки; развивать умение детей с помощью мимики и жестов, пантомимики, интонации создавать выразительные образы. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование» Стр. 62 |
Декабрь 1 | «Зима -не лето, - в шубу одета» «В зимний холод всякий молод». Зимующие птицы. | Беседа о характерных особенностях декабря, с использованием соответствующих пословиц, поговорок, загадок. Разучивание заклички «Ты Мороз…». Беседа о особенностях зимних месяцев, приметы. Стихи о зиме. Заучивание р.н.п «Как на тоненький ледок». «Голубая птица» - учить понимать образное содержание сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; обратить внимание детей на нравственные качества героев сказки | Интернет-ресурсы |
2 | «Зимой льдом не дорожат» Одежда и обувь. «Пришёл мороз –береги ухо и нос» | Загадывание загадок о морозе, пословицы, поговорки, народные приметы декабря. Повторение закличек о зиме. Стихотворения. Старинная зимняя одежда, обувь людей Красноярского края. Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».- учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; учить оценивать поступки героев произведения | Интернет-ресурсы |
3 | «Зима да лету союза нету». «Лиса обманщица» Об огне и пожаре. | Знакомство со сказкой К.Д.Ущинского «Проказы старухи зимы» Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» С.Маршак «Пожар. Рассказ о неизвестном герое» - учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; учить оценивать поступки героев произведения; учить осторожному обращению с огнем. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование» Стр. 17 |
4 | « С Новым год со всем родом!» | Знакомство со р.н.с «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Рим.-Корс.«Снегурочка» Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. Стихотворения к новогоднему празднику - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; пробуждать интерес к праздникам, художественной литературе. | Интернет-ресурсы |
Январь 1 | «Пришла Коляда на кануне Рождества» «Хороший город Городец». Народные праздники на Руси. | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Заучивание песенок. «Пришла коляда отворяй ворота» и.т.п. Знакомство детей с Городецкой росписью. Пословицы поговорки,частушки. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», обрядовые песни - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть богатства русского языка, учить говорить образно, выразительно | Интернет-ресурсы |
2 | «Январь – зимы государь» Игрушки. | Беседа о январе с использованием пословиц, поговорок. Загадки, народные приметы месяца. Стихотворения. Знакомство детей с дымковской игрушкой. В.Ю.Драгунский «Друг детства» - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею | Интернет-ресурсы |
3 | «Гуляй да присматривайся». «Гжель речная» Посуда. | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко». Знакомство детей с гжельским художественным промыслом. «Лиса и кувшин», р.н.с. - развивать у детей способность к восприятию сказки; учить осмысливать характеры персонажей, высказывать оценочные суждения; формировать чуткость к образному строю языка сказки; развивать интерес к устному народному творчеству | Интернет-ресурсы |
Февраль I | Мебель. | Стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел?» Разучивание фрагмента. Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; Развивать умение подбирать рифмы к различным словам; Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; Формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте); Развивать память и внимание. | Интернет-ресурсы |
II | Мой родной край. Донская роспись. | П. Воронько «Лучше нет родного края» - учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю. | Вальчук Е.В. «Развитие связной речи детей 6-7 лет», з.34, стр. 122 |
III | Наша армия. | «Первый ночной таран», С.Алексеев - продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы, воспитывать любовь к родине, патриотические чувства. | Интернет-ресурсы |
IV | Москва – столица России. | «Есть на свете город», И.Черницкий - закрепить знания о различии стихотворного и прозаического жанров;у чить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование» Стр. 7 |
Март I | О любимых мамах. | Чтение стихов о маме. Цель: воспитывать в детях чувство ответственности за близких ему людей, заботу, любовь к матери; помочь вспомнить известные детям стихи о маме; развивать умение выразительного чтения стихов наизусть; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | Интернет-ресурсы |
II | Ранняя весна. | «Счастливый жучок», Г.Скребицкий - познакомить с творчеством Г.Скребицкого; продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях рассказа и сказки; учить понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование» Стр. 40 |
III | Перелетные птицы. | «Жаворонок», В.Жуковский - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть; познакомить с новым стихотворением; учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении; пополнять литературный багаж детей. | Интернет-ресурсы |
IV-I | Вода и водные обитатели. | «Пингвиний пляж», Г.Снегирев - способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, стихотворения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; воспитывать гуманное отношение ко всему живому. | Интернет-ресурсы |
Апрель II | Водный транспорт. | «Кораблик», пер с англ. С. Маршака - продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок); учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Интернет-ресурсы |
III | Воздушный транспорт. Космос. | «День космонавтики», А.Митяев - расширить представления детей о космических достижениях; учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие. | Интернет-ресурсы |
IV | Цветущая весна. | «Цветик-семицветик», А. Катаев - развивать интерес к художественной литературе; подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки; учить мотивированно оценивать характер и поступки главной героини произведения; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие. | Интернет-ресурсы |
V | Насекомые. | «Стрекоза и муравей», И.А. Крылов - ознакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией. | О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» з. 17, стр. 181. |
Май I | День Победы. | «Шинель», Е.Благинина - подвести к пониманию идеи произведения; развивать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать на поставленные вопросы; развивать чуткость к поэтическому слову; воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества. | Интернет-ресурсы |
II | Наземный транспорт. ПДД | «Как папа бросил мяч под автомобиль», А.Раскин - учить детей правильно понимать нравственный смысл произведения; развивать умение мотивированно оценивать поступки героев рассказа; воспитывать умение внимательно слушать чтение произведения и отвечать полным ответом на вопросы по тексту. | Интернет-ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника «Проделки Бабы-Яги или Дед Мороз в Африке» подг.группа
Проделки Бабы -Яги или Дед Мороз в Африке........
Конспект занятия по ознакомлению с семейными ценностями "Необыкновенное путешествие" подг.группа
Хочу поделиться разработанными конспектами занятий, математического досуга, рекомендациями для родителей, может кому-нибудь пригодится....
Комплексное занятие по экологии "Что такое лес?" (подг. группа)
Авторская разработка Вислогузовой Е. П....
календарно-тематическое планирование по ОО "Чтение художесвенной литературы" подг группа, для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование разработанно на 3 учебных года. вам представлен материал на старший дошколный возрас - подготовительная группа. комплексное планирование ОО: ознакомление с творчес...
художественная литература по программе подг.гр
Подборка художественной литературы по подготовительной группе...
Список художественной литературы для детей подг. гр
Материал для родителей.Предлагается программная художественная литература для чтения детей дома в свободное время....
НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна
НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна...