Перспективное планирование "Знакомство детей с устным народным творчеством"
методическая разработка по теме
Годовая перспектива "Народное творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование "Знакомство с устным народным творчеством" | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С УСТНЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
Средняя группа
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 | «Фольклор малышам» | Познакомить с потешным фольклором (дразнилки, скороговорки). Развивать способность воспринимать художественный образ. Формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям. | Познавательная деятельность: Разучивание дразнилок, скороговорок. Беседа: «Кто народ веселил (скоморохи, петрушки). Театрализованное представление: музыкальная игра: «Веселый Петрушка», «Веселый бубен». Слушание народных песен. Игровая деятельность: дидактические игры: «На чем играю», «Подбери Петрушки шарик». Продуктивная деятельность: работа с природным материалом. |
2 | «Как люди жили раньше» | Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков. | Познавательная деятельность: Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка» Игровая деятельность: игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям», Сюжетно ролевая игра «День рожденье куклы» Музыкальные игры «Встречаем гостей», «Танец с платочками» Дидактические игры «Что лишнее?» Игра со счетными палочками: «Печь», «Колодец» Рисование: «Ковры и половики наших бабушек». Лепка: «Миска» |
3 | «Жихарка» | Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по определенным фразам из них. | Познавательная деятельность: Рассматривание деревянных ложек Музыкальная деятельность: Игра на ложках Театрализованная деятельность: Инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка». Лепка: «Дорога ложка к обеду» |
4 | Знакомство с предметами быта | Познакомить с прялкой и веретеном. Прививать интерес к культуре родного народа. | Познавательная деятельность: Беседа о предметах русского обихода и их назначениях. |
Художественная литература: Русские народные сказки: « Крошечка- Хаврошечка», Дидактическая игра: «Разрезная картинка», «Что это такое?», «Ниткогафика», «Нитки- пуговки» Подвижные игры «Клубочек», «Кто быстрее накрутит нить на веретено», «Игры с нитками». Лепка: «Клубочек из бабушкиного сундучка» | |||
5 | «Колыбельная песня» | Знакомство с новыми колыбельными песнями, исполнение детьми уже знакомых песен | Художественная литература: Чтение колыбельных песенок с рассматриванием иллюстраций Игровая деятельность в уголке ряженья Музыкальная деятельность: слушание колыбельных песен |
6 | «Кузьминки -прощание с осенью» | Познакомить детей со старинным русским праздником «Кузьминки», прощание с осенью, углубить интерес к культуре своего народа Рассказ о народных приметах, об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Чики-чикалочка», «Ай, тары, бары». | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя «Кузьминки - прощание с осенью» Разучивание: закличек, пословиц, пестушек об осени. Разгадывание загадок. Игровая деятельность: Разучивание хороводной игры «Огородная хороводная», «Урожай» Дидактическая игра «Что лишнее?» Экскурсия в парк. Пешие прогулки по аллеи Рисование: «Урожай на Кубани» Участие в празднике и выставке «Урожай на Кубани» |
7 | «Старинная русская одежда» | Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Учить классифицировать предметы одежды, использовать в речи соответствующие собирательные существительные. | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя «Что носили раньше?» Рассматривание иллюстраций (рубашка, сарафан, лапти, лента). Игровая деятельность: В уголке ряжения Продуктивная деятельность: изготовление бус. Аппликация: «Укрась сарафан» Художественная литература: Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций |
Игровая деятельность: Дидактическая игра: «Сложи узор», «Раскрась одежду» «Укрась платочек» | |||
8 | «Зимние святки» | Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры, побуждать к импровизации с использованием различных выразительных средств | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок: «Коляда, коляда, поехала по дрова», «Коляда, коляда. Я у батюшки одна..» Продуктивная деятельность: (оригами) «Подарок другу» Рисование «Новогодняя елка» Трудовая деятельность: Коллективный труд по оформлению группы к празднику Нового года Игровая деятельность: Дидактическая игра: «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится», Музыкальная игра: «Зимний хоровод», «Два Мороза», «Снежная карусель» «Мороз», «Колядование» |
9 | «Масленица» | Познакомить детей со старинным русским праздником Масленица. Углубить интерес к культуре своего народа. На музыкальных развлечениях познакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя «Масленица дорогая - наша гостюшка годовая» Беседа «Зима весну пугает, а сама тает» Ответы детей на вопросы воспитателя. Рассматривание альбомов «Весна», «Русские праздники» Разучивание закличек, загадок о весне. Участие в празднике детского сада «Масленица на Кубани» Художественная литература: Ф.Тютьчев «Зима», русские народные песенки «Солнышко ведрышко» Разучивание хороводов «Дружочек», «Солнышко- колоколнышко» Продуктивная деятельность: Работа с тестом «Закликаем весну» Рисование «Первые проталинки» Аппликация «Первые весенние цветы» |
10 | «Встреча весны -пришел Федул теплом подул» | Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое Побуждать к обогащению в процессе рассматривания картин, | Познавательная деятельность: Беседа «пришла весна». «Наблюдения за погодой, за приметами весны. |
10 | на занятиях по математике знакомить с временными интервалами, в процессе изодеятельности - с различными средствами выразительности | Рассматривание картин: И.Левитан «Весна», Л.Бродская «Март» Рассматривание альбома «Весна» Художественная литература: Русские народные песенки «Иди, Весна, иди, красна», Заучивание закличек «Весна красна» Знакомство с народными приметами. Разучивание загадок о весне, поговорок, пословиц. Продуктивная деятельность: работа с тестом «Жаворонки» Музыкальная деятельность: Слушание музыки «капель» Хороводные игры «гори-гори ясно», «Золотые ворота». | |
11 | «Веселые ложки» | Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками. Активизировать познавательную деятельность. Углубить интерес к культуре своего народа., в театрализованной деятельности дети знакомятся с театром ложек, на музыкальных развлечениях учатся играть на народных инструментах, в процессе изобразительной деятельности: знакомить с разными приемами росписи, на занятиях по математике учить сравнивать изделия из дерева и металла | Познавательная деятельность Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки» Театрализованная деятельность: Инсценирование с помощью театра ложек сказки «теремок» Музыкальная деятельность: игра на ложках. Продуктивная деятельность: Рисование «Ложечка резная, ручка расписная», Аппликация «Чудо ложка» Опытная деятельность: На основе сравнения (деревянные и металлические ложки) познакомить со свойствами дерева и металла. |
12 | «Русская матрешка» | Знакомство с русской народной игрушкой -матрешкой, развивать способность воспринимать художественные образы, развивать музыкальное творчество, упражнять в проговаривании скороговорок. | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о русской народной игрушке - матрешки, исполнение песен, плясок. Дидактическая игра «Чудесная матрешка» Игра «Кто быстрее завяжет платочек» Игры хороводные. «Салки», «Жаворонок» Лепка «Матрешка» Рисование «Укрась сарафан матрешке» |
13 | «Роспись силуэтов дымковской игрушки» | Продолжить знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о славных дымковских мастерах, Техникой ее изготовления. Рассматривание узоров. |
Художественная деятельность: Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Продуктивная деятельность Рисование элементов дымковских узоров Дидактическая игра «Составь узор» Музыкальная деятельность: Разучивание пляски под мелодию русских народных песен. | |||
14 | «Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке» | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Закрепить знание цветовой гаммы народной игрушки- дымковской, проявлять интерес к книжным иллюстрациям. | Познавательная деятельность: Беседа с детьми «Ой, откуда появилось это чудо?» Отгадывание загадок о дымковских игрушках Музыкальная деятельность: Прослушивание русской народной песни «Пошла млада за водой» Продуктивная деятельность: Роспись силуэтов дымковских игрушек - коня, курочки, петушка, кота. Чтение потешек об этих животных. Лепка дымковской |
15. | «Русская ярмарка» | Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуре; Продолжать приобщать к исконно-русской национальной культуре; Углубить интерес к культуре своего народа Упражнять расписывать узоры по народным (дымковским мотивам), использовать разные элементы росписи: точки, мазки, полоски, Развивать эстетическое воспитание | Познавательная деятельность: «Рассказ воспитателя о мастерах русских народных промыслах. Рассматривание народных игрушек и узоров на них Рассматривание альбома «Дымковские игрушки» Разучивание стихов о дымковских игрушках Продуктивная деятельность: Знакомство с техникой изготовления Работа с тестом Работа с шаблонами Музыкальная деятельность: Музыкальная игра «На чем играю» Слушание народной музыки Разучивание танца «С платочками» Игра на деревянных ложках. Репетиция танца |
16. | «Ляльник» праздник посвященный весне | Познакомить детей со старинным русским праздником - Лялином дне, продолжать знакомить с малыми формами фольклора, хороводными играми, поощрять самостоятельное творчество, стимулировать запоминание малых форм фольклора. Углубить интерес к культуре своего народа. | Рассказ воспитателя о народном празднике - Лялином дне. Театрализованная деятельность: Инсценировка отрывка сказки о Ляле. Знакомство с новой народной игрой «Ляля» Продуктивная деятельность: игры в уголке ряженье |
17. | «Прекрасные писанки» | Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое. | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя о прекрасных писанках. Проведение русских народных игр. Продуктивная деятельность: «Роспись писанки» Проведение русских народных игр «Ай-ду, ду», «Солнышко-ведрышко» Русские народные игры. |
18 | «Роспись писанки» | Закрепить умения создавать рисунок из ранее изученных элементов Закрепить умения рисовать кистью; (разными способами) и печаткой - тычком | Познавательная деятельность: Рассказ воспитателя, как расписывали писанки Рассматривании предметов и изделий украшенных декоративными узорами Подготовка и загрунтовка яиц смесью: клея ПВА и гуашью. Изготовление эскизов. |
19 | «Веселые посиделки» | Развивать способность воспринимать художественный образ. Формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать состоянию, настроению героев, соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний, Употреблять глаголы в разных временах; знакомить с народной музыкой; Театрализованной деятельности: учить передавать характерные особенности персонажей в драматизации, развивать творческие способности в процессе работы с бумагой. | Познавательная деятельность: Беседа: «Что такое посиделки?» Наблюдения за погодой, за приметами. Рассматривание альбома: «Русские праздники» Продуктивная деятельность: совместное изготовление костюмов для кукол Игровая деятельность: Д/и «Чудесный мешочек» Игры хороводные Музыкальная деятельность: Слушание русских народных песен (в записи) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества
В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....
Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях
Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств....
Перспективный план "Использование форм устного народного творчества как средство активизации речи"
Представлен перспективный план по теме "Использование форм устного народного творчества как как средство активизации речи" на учебный год для старшего возраста....
Обобщение педагогического опыта "Приобщение детей к устному народному творчеству"
Перспективный план по теме.Конспекты занятий.Проект.Былины. Рассказы воспитателя, беседы, д/и, п/и, словесные игры, пословицы, поговорки и т.д....
Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традиция...
Перспективное планирование по ознакомлению детей с устным народным творчеством в младшей группе
Составлено в соответствии с ФГОС , соответствует возрастным особенностям...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...