Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: Звуки [л]- [л’]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Михайловна Воронина

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуки [л]- [л’]».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: Звуки [л]- [л’]».

Цель:

Развитие фонематического слуха, связной речи, эстетических чувств, проявление эмоций.

Задачи:

Обучающие:

- Упражнять детей в четком  произнесении звуков «л, ль» (изолированного, в слогах, в словах, фразовой речи).

-Совершенствовать фонематическое восприятие -  учить определять слова со звуками «л, ль», различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие:

-Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям

 Материал:

-Картинки (лиса, белка, лягушка, бабочка, бант, грабли, галстук, жук, стрекоза, волк, сосулька, индюк);

-Колокольчик;

-Кукла заяц, ширма по сказке "Заюшкина избушка".

Раздаточный материал:

-На каждого ребенка карточка с картинками, фишки.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом.

Воспитатель:

Ребята, какое сейчас время года?

Дети:

Весна.

Воспитатель:

Да, наступила весна. Солнышко стало теплым. Все звери и птицы радуются хорошей погоде. И только индюк сердито ходит по птичьему двору и поет свою ворчливую песню "бл-бл-бл".

Основная часть

(На мольберт вывешивается картинка индюка)

Как ворчит индюк?

(выполняется артикуляционное упражнение "индюк")

Воспитатель:

Чтобы у вас получилась песенка индюка, надо надуть щеки и  язычок должен бегать быстро-быстро.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:

Устал язычок, пусть отдохнет, выпустите его погреться на солнышке.

(выполняется артикуляционное упражнение "лопатка" - "язычок спрятался за зубки")

Воспитатель:

А теперь давайте поиграем с язычком в "ловишки". Будем его ловить зубами.

(выполняется артикуляционное упражнение "ал-ал-ал")

Воспитатель:

В песенке индюка живет звук "л". Песенка сердитая, и звук твердый. Чтобы его правильно произнести, надо приоткрыть ротик, улыбнуться, кончиком языка коснуться верхних зубов.

Дети повторяют вместе с воспитателем л-л-л. (хором и индивидуально)

Воспитатель:

Ребята, песенки умеет петь не только индюк. У колокольчика тоже есть песенка. Послушайте, как звенит колокольчик (показать детям звучание колокольчика). Он поет "ли-ли-ли". У колокольчика песенка нежная, легкая, в ней живет мягкий звук "ль". Давайте споем вместе с колокольчиком. Сначала песню поют девочки, а потом поют мальчики.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:

А теперь мы споем разные песенки.

Дети повторяют за воспитателем:

ла-ла-ла, ля-ля-ля;

лы-лы-лы,  ли-ли-ли;

лу-лу-лу,  лю-лю-лю.

Ол-ол-ол, ял,ял,ял.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слово, а вы, если услышите в нем звук "л, ль" хлопните в ладоши один раз.

Проводится игра "Не ошибись" (слова: лягушка, лента, вода, лето, свистулька,  дуб,  март,  дерево,  капель,  апрель,  мост,  лиса).

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.

Воспитатель:

Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки "л" и "ль". Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?

Проводится игра  "Найди лишнее"  (На мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить. Отвечают полным  предложением).

Воспитатель:

Ну вот, мы с вами все исправили. Вы знаете, о весне написано много красивых стихотворений, и в них много слов со звуками "л" и "ль". Вот послушайте.

Воспитатель читает стихотворение:

Еще неделя пролетит,

И март капелью зазвенит .

За ним апрель в цветах придет,

И землю солнышко зальет.

По рощам, паркам соловьи

Концерты вновь начнут свои.

Воспитатель с детьми проговаривает все слова со звуками "л" и "ль".

Воспитатель:

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка "Части тела":

Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения.

Вот со звуком « Л» слова: Лоб, затылок ,голова, кулаки, ладошки, локти.

Звука «Л» нет в слове «ногти». Глазки, тело и лопатки.

Звука «Л» нет в слове «пятки».

Воспитатель:

Я приглашаю вас сесть за стол. Перед вами лежат карточки с картинками и круги. Давайте, посмотрим, что изображено на картинках. (Дети называют предметы на карточках). Вы должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук "л" или "ль" и закрыть эту картинку фишкой.

Проводится игра "Найди картинку" (Дети выполняют задание самостоятельно. Потом каждый обосновывает выбор картинки. Если ребенок ошибается, воспитатель с детьми помогает ему).

Воспитатель:

Ну вот, теперь все справились с заданием. Ой, ребята, посмотрите  кто к нам пришел? Из-за ширмы появляется грустный зайка.

Воспитатель:

Вы узнали кто это? А из какой он сказки?

Ответы детей.

Зайчик. «Заюшкина избушка».

Воспитатель:

Как вы думаете, почему зайчик грустный? Что у него могло случиться?

Ответы детей.

Лиса обидела. Из дома выгнала.

Воспитатель:

Ребята, а давайте мы с зайчиком поиграем с вами в игру «Закончи предложение», мы  будем начинать предложение, а вы заканчивать.

Проводится игра "Закончи предложение":

У меня была избушка лубяная, а у лисы …..

Весна пришла, а зима…….

Зимой было холодно, а весной стало…….

У лисы избушка……

Попросилась лиса ко мне, да меня же……

Лиса смеется, а я…….

Хотели мне помочь собака, медведь и петух….

Я маленький, а медведь……

Собака оказалась трусливая, а петух……

Воспитатель:

Молодцы ребята справились с заданием, хорошо знаете сказку. И зайчик стал веселый.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня умницы. Были внимательными, старательными. Мне помогали.

Заключительная часть.

Рефлексия:

А с каким мы звуком познакомились?

В какие игры играли?

Кто к вам в гости приходил?

Чьи песенки пели? Чья песенка вам больше понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ч".

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Научить произносить звук Ч...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"

Конспект занятие по развитию речи в средней группе  на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:" Звуковая культура речи: звук Ц"

Уточнить и закрепитьт правильное произношение у детей звука "Ц"....