Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятие по развитию речи в средней группе  на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в средней группе

на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"

Цель: воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж», называть ласково.

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Демонстрационный материал: игрушка жука; пальчиковая игра «Волшебная дорожка»

Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; бумажный жук

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов, изготовление жуков.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Подготовительный этап

Организационный момент

Дети стоят в кругу

Воспитатель: дети, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте подарим им наши улыбки и отличное настроение, и поздороваемся.

Приветствие:

Встали дети, встали в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Доброе утро, ребята!

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все с вами поздоровались с гостями и друг с другом.

-Сегодня мы с Вами будем продолжать учиться говорить красиво:

Говорим всегда красиво

Тихо и неторопливо

Ясно, четко говорим

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают

Наши глазки смотрят

Ручки помогают

Ножки не мешают.

- Ребята, что нам помогает говорить? (язык)

- А где живёт язычок? (в ротике)

- Давайте поиграем с язычком

Артикуляционная гимнастика.

  1. Открывает ротик дом

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – язычок

На губу как блинчик лег («блинчик»)

  1. На губу язык кладем

Ля-ля-ля произнесем

Мышцы расслабляются

Лопатка получается («лопатка»)

  1. На качелях язычок качался

Вверх взлетел и вниз спускался («качели»)

  1. Видит губки очень гибки

Ловко тянутся в улыбке

А теперь наоборот

Губки тянуться вперед («трубочки»)

Основная часть.

Сюрпризный момент

Воспитатель: - Хорошо мы поиграли с язычком. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.

У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.

Воспитатель: Кто поёт эту песенку?

Дети: Жук.

Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Воспитатель: Да ребята, это жук. Он попал между рамами окна осенью и от холода уснул. Сейчас, он проснулся, как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Конечно, весной яркое солнышко разбудило жука, но у него приключилась беда, он забыл, как надо жужжать.

- Кто помнит, какой звук издаёт жук, когда летит? (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

- Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.

Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Песенка жука звучит так, как звук Ж. Наши ушки слышат звук Ж, а язычок произносит звук Ж. Песенка жука звучит как? (Как произносится звук Ж)

Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню). 

Давайте поучимся петь песенку жука. 1.Откройте рот. 2.Положите язычок на нижнюю губу. (проверить) 3.А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Прикройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.

- Запомнили песенку жука? (да). Спойте песенку жука (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.

Дети пропевают песенку жука.

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка.

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков мы превратились.

Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. (Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)

- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:

Покружились, покружились

И в ребяток превратились.

А сейчас Жук приглашает вас в свою школу для жуков. Присаживайтесь за столы. Жук решил вас потренировать правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил задания.

упражнение «Волшебная дорожка».

Воспитатель: - На ваших столах находятся дорожки и бумажные жуки, но у них нет лапок. Давайте с помощью наших пальчиков приделаем жуку лапки и пусть он смело бежит по дорожке.

(Дети просовывают пальчики в дырочки и имитируют бег жука)

Помогите жуку добежать до цветка, произнося при этом отчётливо: жа-жа-жа; жо-жо-жо; же-же-же; жу-жу-жу

(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»)

Автоматизация звука Ж в чистоговорках

-Нашего жука кто-то рассердил. Как жужжит сердитый жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

-Посмотрел на вас жук, и расхотелось ему сердиться, он развеселился. Как жужжит жук, когда ему весело? (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

-Совсем весело стало нашему жуку, и он запел песенку:

     Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа

Давайте споём эту песенку вместе с ним. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

-А у этой песенки есть продолжение

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

 Же-же-же-же – ёжик съел его уже

      Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи

(Хоровые и индивидуальные ответы детей)

-Давайте споём песенку жука от начала до конца. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: Следующее задание Жука «Доскажи словечко». 

Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе...(живот)

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын...(жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по... (животикам).

Солнце светит очень ярко

Бегемотам стало... (жарко).

«Говорящий жук»

Воспитатель: - Жуки любят играть в игру «Измени слово, ласково» Вот, например, Снег – снежжжжок.

- Попробуем и мы с Вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. (и помните все должны услышать какой звук? Ж)

Флаг – флажжжок, друг – дружжжок, сапог-сапожжжок, круг – кружжжок, утюг – утюжжжок, пирог – пирожжжок.

Заключительная часть.

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком Ж.

Воспитатель: Какие задания жука вам больше понравились?

Воспитатель: Нашему Жуку пора улетать к своим друзьям. А Вам на прощание дарит раскраски. Вы справитесь с этим заданием сами?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...