Активизация лексических средств языка у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования методического пособия "Фразовый конструктор"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Тулупова Мария Ивановна

             Активизация лексических средств языка - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми. Развитие и активизация лексики предполагает употребление в речи наиболее точных, подходящих по смыслу слов. 

Актуальность применения методического пособия «Фразовый конструктор» в работе с дошкольниками с ЗПР состоит в том, что применяемая система работы и схемы составления фраз разного уровня сложности (картинные, пиктографические или картинно-пиктографические) выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка и снижают зависимость от помощи взрослого (самостоятельность в построении фразовой речи, в пересказе увеличивается).

В статье представлены основные этапы работы по активизации лексических средств языка с использованием методического пособия "Фразовый конструктор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тулупова М.И.

«Активизация лексических средств языка у дошкольников с ЗПР посредством использования методического пособия «фразовый конструктор»

             Активизация лексических средств языка - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми. Развитие и активизация лексики предполагает употребление в речи наиболее точных, подходящих по смыслу слов.  

Следует отметить, что в последнее время прослеживается рост числа дошкольников с задержкой психического развития. Для детей данной группы  характерны  частое отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Перечисленные особенности оказывают негативное влияние на развитие важного социально-коммуникативного умения: умения высказывать свои мысли и чувства, выражать потребности с помощью речевой коммуникации. Применение в коррекционно-развивающем процессе методического пособия «Фразовый конструктор», в основе которого заложен метод наглядного моделирования, способствует расширению, уточнению и активизация лексической системы языка, развивает умение оперировать словарем, то есть  с помощью взрослого или (и) самостоятельно строить фразы разных уровней сложности, используя картинки или схемы-пиктограммы. Успешная работа над активизацией лексических средств языка создает условия для дальнейшего формирования фразовой речи, и далее для развития связной  речи.

Следует отметить, что прослеживается дефицит методических пособий по развитию речи, адаптированных для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие «Фразовый конструктор» многофункционально и решает коррекционно-развивающие задачи разносторонне. Наполнение данного методического пособия динамично и реализуется с учетом принципов индивидуализации, вариативности и развивающего характера обучения.

Актуальность применения методического пособия «Фразовый конструктор» в работе с дошкольниками с ЗПР состоит в том, что применяемая система работы и схемы составления фраз разного уровня сложности (картинные, пиктографические или картинно-пиктографические) выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка и снижают зависимость от помощи взрослого (самостоятельность в построении фразовой речи, в пересказе увеличивается).

В основе авторского методического пособия «Фразовый конструктор» заложены эффективные приемы  и практики:

-Программа Ананьевой Н.И. «Посмотрите, я говорю!»  применением дидактического комплекта «Говорящие картинки»

-А.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я –говорю!». Рабочие тетради упражнений с пиктограммами.

-Е.Круогла «Фразовый конструктор»

-В.И.Балаева «Система модельного обучения фразовой речи»!!!!!добавить

В основе методического пособия «фразовый конструктор» ведется работа с картинным,  предметным и пиктографическим изображением. Картинка (пиктограмма) во фразовом конструкторе может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с разными вариациями смысла нескольких предложений. Пиктограммы (картинки) во фразовом конструкторе передают смысловую иллюстрацию и поэтому гораздо проще запоминаются детьми с ЗПР, чем просто текст, воспринятый на слух. Пиктограмма знакомит ребенка со словом, его значением, формирует вербальную память, содействует интенсивному обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые включают в себя элементы доступные ребенку и рука ребенка сможет легко их изобразить. Специфическая черта пиктограмм заключается в том, что дети данной категории изучают определенное событие, где каждая иллюстрация соответствует одному предложению. Сегодня применение пиктограмм становится актуальным вопросом в развитии речи детей с ЗПР.

Принципы построения и реализации  системы работы учителя-логопеда по активизации лексический средств языка через методическое пособие «фразовый конструктор»:

- принцип от реального к абстрактному: на начальных этапа работы со словом демонстрируется предмет (фото), затем, рисунок-символ (пиктограмма);

-принцип избыточности символов: представление слов в разных картинно-графических вариантах;

-принцип понедельного лексического планирования (содержание индивидуальных альбомов и групповых альбомов наполняется в соответствии с пройденными темами. Так же выстроена картотека наполнения «фразового конструктора» в связи с лексической темой недели);

-принцип постоянной поддержки мотивации.

Основными задачами работы учителя-логопеда по  активизации лексических средств языка с использованием методического пособия «фразовый конструктор» являются:

  1. Повышение уровня понимания обращенной  речи, в том числе различных лексических категорий.
  2. Расширение и актуализация словаря разных лексических групп: предметов, действий, признаков, обобщений, синонимов, антонимов.
  3. Развитие способности оперировать словарем: формировать умение подбирать слова в построении и употреблении фразы разного уровня сложности.

Представляем алгоритм работы учителя-логопеда по развитию и активизации лексических средств языка с использованием методического пособия «фразовый конструктор».

1.Этап. Ознакомительный. Перед началом работы с методическим пособием «фразовый конструктор»,  дети учатся  соотносить слова – предметы  с игрушками и изображениями (предметными картинками, затем с пиктограммами), т.е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. На данном этапе так же осуществляется знакомство детей со словами – действиями: реальными действиями, действиями на картинках, пиктографическими изображениями действий. Таким  образом, ведется работа над уточнением, расширением, активизацией словаря и визуализацией изученных слов. При необходимости можно дополнить фразовые конструкторы (альбомы) фотографиями знакомых социальных мест и реальных людей ближнего окружения. Альбомы дополняются по мере обогащения словаря ребенка, реализуют принцип понедельного комплексного лексико-тематического планирования.  Содержание альбомов дает возможность организовать многократное повторение материала с усложнением, так же реализуется индивидуальный подход.

На данном этапе особое место отводится  ознакомлению детей со знаком-символом (пиктограммой) фразового конструктора и конкретизация его понимания:

• Идентификация символа. Педагог последовательно показывает ребенку пиктограммы, предлагает познать их и соотнести с натуральным предметом либо с его реалистичным изображением на иллюстрации;

• Выбор нужной пиктограммы среди ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенку нужно узнать и продемонстрировать ту, которую назвал педагог.

• Выбор такой же пиктограммы среди конкретного множества других.

2. Этап. Построение однословной фразы.

Основные направления работы:

Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением фраз по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям.

Данный этап подкрепляется изучением вариативности предметов и действий с помощью картинного материала и  пиктограмм.

Примеры фраз: Что это?-мяч; Что делает заяц?- прыгает, спит, ест, сидит.

Игровые задания: «Назови кто?», «Что делает?», «Повтори и расскажи», «Учитель-ученик» и другие.

3.Этап. Построение двусловной фразы:

Основные направления работы:

-Формировать умение строить фразу из двух слов (модели фраз по В.И.Балаевой): -глагол+существительное (сказуемое +прямое дополнение) (Дай мишку)

-существительное+глагол (Мальчик читает);

-Работа с «фразовым конструктором » осуществляется в вопросно-ответной форме, где заложена программа правильного ответа ребенка;

-Выстраивание фраз с помощью выполнения самостоятельных действий (Что делает мама?- Мама стоит. Встань. Что ты делаешь?- Я стою).

Работа с пиктограммами (примеры игровых заданий и упражнений):

-Составить из пиктограмм пару (предмет и подходящее действие);

-Отобрать пиктограммы, относящиеся к одной тематической группе (дикие животные, овощи, фрукты);

-Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм (уши-смотреть, глаза-видеть);

-Конструирование фраз с помощью пиктограмм;

-Выбор нужной пары пиктограмм по составленной взрослым или детьми фразе.

4.этап Построение трехсловных фраз с прямым или косвенным дополнением    

Основные направления работы:

Знакомство с предлогами (слово-помощник). Формирование навыков употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения (в, на, под, над, за);

Расширение и активизация словаря синонимов, антонимов;

Основные приемы работы: вопросно-ответная форма, сопряженная и отраженная речь, моделирование игровых ситуаций.

Модели фраз по В.И.Балаевой:

-Сущ+глагол+сущ (подлежащее+сказуемое+прямое дополнение) Кошка пьет молоко.

-Прилагательное+существительное+глагол. Маленький маальчик читает.

Прилагательное+существительное+глагол+существительное (прямое дополнение). Маленький мальчик читает книгу.

-Сущ+гл+слово категории состояния. Дети поют весело.

-Сущ+гл+предлог+дополнение.

 -Прилагательное+сущ+гл+предлог+дополнение

 -Сущ+гл+гл или сущ+сущ+глагол. Девочка идет искать. Мама девочки смеется.

Работа с пиктограммами( игровые задания):

-Дополнить фразу необходимой пиктограммой, отобрав ее из серии других

-Составить фразу из пиктограмм, произнесенную педагогом

-Подобрать группу пиктограмм по определенному признаку

-Составить логические цепочки из слов-пиктограмм

5. этап.   Понятие слова как единицы предложения:

Основные направления работы:

Формировать понятие слова как единицы предложения;

Познакомить с условно-графической схемой предложения;

Формировать умение определять количество слов в предложении;

Формировать умение составлять схемы предложений, подбирать  к предложению схему и составлять предложение  по  схеме .

6 этап.  Сложная  фраза

Модели фраз по В.И.Балаевой:

1.Прилагательное+существительное+глагол+существительное (прямое дополнение). Маленький мальчик читает книгу.

2.Сущ+гл+предлог+дополнение.

3.Прилагательное+сущ+гл+предлог+дополнение

4.Сущ+прилагательное+А+существительное+прилагательное+НО+прилагательное

5.Сущ+гл+И+существительное+гл

Благодаря использованию методического пособия «фразовый конструктор» занятия по развитию речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает активизировать лексические средства языка, быстрее подбирать слова  в воспроизведении  фразы разного уровня сложности, также развивает планирующую функцию речи.

Средства реализации коррекционно-педагогического процесса по активизации лексических средств языка:

-Фразовый конструктор (индивидуальный альбом): фото ребенка, семьи, любимых игрушек, режимных моментов, потребностей; картинки с изображением предметов и  действий; пиктограммы с изображением предметов и действий (индивидуальные планшеты для составления фраз разного уровня сложности);

-Фразовый конструктор по лексическим темам для группового  использования (Ананьева И.Н «Говорящие картинки»), авторские индивидуальные планшеты- конструкторы фраз;

-Альбомы пиктограмм по лексическим темам (Баряева Т.В.  «Я говорю!»);

-Авторские фразовые конструкторы (Коняхина Е.Н, Круогла Е.);

-Интерактивный фразовый конструктор по лексическим темам ( интерактивные игры «Мерсибо», «Алма», авторские презентации);

-Фразовый конструктор на кубиках (стационарный и трансформируемый на липучках: пособие «Говорящие кубики»);

- Фразовый конструктор на дисках, на лентах по лексическим темам.

Виды фразового конструктора, используемого в реализации коррекционно-педагогического процесса:

По включению графического материала:

-картинные (фотографии, картинки, рисунки)

-пиктографические (пиктограммы)

-смешанные картинно-пиктографические

-интерактивный

По модели:

-на липучках (трансформируемые)

- индивидуального пользования (индивидуальные альбомы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, пополнение материала постепенное с учетом постепенного и посильного усложнения материала) или группового пользования (для работы с группой детей)

-фразовый конструктор на дисках (индивидуальные тематические)

-фразовый конструктор на кубиках (стационарных и трансформируемых-на липучках)

-тематические (связанные лексической темой  в соответствии с  понедельным календарным  планированием)

Результаты профессиональной педагогической деятельности:

-удалось добиться положительной динамики в развитии  понимания обращенной  речи; в понимании соотношений предметов, действий, признаков с их словесным обозначением;

- наблюдается положительная динамика в расширении и актуализации словаря, в умении обобщать, классифицировать и сравнивать предметы разных лексических групп;

-увеличилось количество воспитанников, умеющих самостоятельно подбирать слова во фразе  разного уровня сложности, в том числе  в умении отвечать на вопросы и задавать вопросы с использованием фраз разного уровня сложности;

-увеличилось количество воспитанников, использующих фразовую речь с усложнением в речевом  взаимодействии со взрослыми и детьми.

        Таким образом, реализация коррекционно-педагогического процесса, направленного на активизацию лексических средств языка у дошкольников с ЗПР, станет эффективнее в результате поэтапного использования методического пособия  «Фразовый конструктор» и   создаст условия для формирования у дошкольников успешной  коммуникации.

 

Литература

1.Ананьева И.Н Программа «Посмотрите, я говорю!» с комплектом дидактического материала «Говорящие картинки», Самара, 2016

2.Бардышева Т.Ю, Моносова Н.Е. Обучение связной речи детей 5-6 лет. Картинно-графические планы рассказов, 2015

3.Башинская Т.В., Пятница Г.В. Как превратить неговорящего ребенка в болтуна.-Изд-во «Белый ветер», 2008

4. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической-деятельности // Коррекционно-разви-вающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987.

  5.Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. М., 1987.

 6.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию //  Дефектология. 1994, № 4.

7.Громова О.Е. Методика формирования первоначального детского лексикона.-М.: Из-во «Сфера», 2003

 

8.Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И.  Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью //  Дефектология. 1988, № 3.

9.Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. 55 способов общения с неговорящим ребенком.-М.: Издательский цент «Техинформ», 1997

10.Круогла Е.К Использование фразового конструктора в логопедической работе с детьми Сайт: http://krcppms.ru/

11.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. -Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003.

12.Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

13.Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребёнка.- М.: Издательский дом Регламент, 2009

14.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников,Феникс, 2021

15.Я-говорю. Упражнение с пиктограммами. Рабочая тетрадь для работы с детьми./ Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.-СПб.: Дрофа, 2007

www.logomag.ru

www.osoboedetstvo.ru

https://psyera.ru

https://studfiles.net/preview/2553684/page:3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается проблема развития зрительного восприятия у детей с ЗПР. Автор раскрывает эффективные формы и методы коррекционной работы, развивающие возможности сенсорной комнаты и методи...

Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях

Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях...