Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях
учебно-методический материал (младшая группа)
Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях.
Одной из тенденций современного специального образования является рост интереса, который проявляется к системе коррекционной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с дошкольного возраста. Для категории таких детей, у которых диагностирована задержка психического развития, необходимость раннего развития умений самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия, становится жизненной потребностью. Какой бы предмет ребёнок не изучал потом в школе, в основе его познавательной деятельности находятся те логические приёмы мыслительной работы, перечисленные выше. Именно умение мыслить может помочь дошкольнику впоследствии успешно учиться в школе. Исходя из данных оснований, была разработана «Программа формирования логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях» и иллюстрированная рабочая тетрадь к нему. Программа предусматривает организацию работы с детьми на шести этапах: Первый этап предусматривает использование системы заданий на построение упорядоченных возрастающих или убывающих, рядов (так 8 называемую сериацию). Классический пример сериации – матрёшки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации детям можно представить по длине, высоте, ширине. При этом используются активизирующие вопросы типа: «Раскрась башни», «Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?», «Какой крокодил самый длинный?», «Кто быстрее всех бегает», «Что толще?», «Кто выше?», «Какова длина забора?». На втором этапе, используются задания по выделению свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку и соединение различных элементов в единое целое (т.е. умственные действия анализа и синтеза). Дело в том, что при задержке психического развития обучение детей синтезу и анализу приобретает первостепенное значение. Вначале необходимо обучить детей синтезу – соединению различных элементов в единое целое. Связано это с тем, что способность к синтезу формируется у ребёнка раньше, чем к анализу, и развивать её активно можно с помощью конструирования. Для этого используются мозаика, кубики, конструктор, разрезные картинки. На первых порах ребёнок воспроизводит объект, повторяя за педагогам, затем - по памяти. После усваивает способ самостоятельно восстанавливать построение уже готового объекта. Последний этап ребёнок должен построить объект без образца. Затем обучаем детей анализу – выделению свойств объекта, или самого объекта из группы по определённому признаку. Например, задаётся признак: все предметы кислые. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые». 3 этап предполагает проведение работы по формированию у детей способности выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. На 4 этапе формируется умение делать выводы, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов. Т.е. развитие мыслительного умения обобщения. 9 Пятый и шестой этапы предполагают формирование умения классификации и умозаключения (суждения). Яркий иллюстративный материал, который используется в рабочей тетради, комплекс творческих заданий, игры, головоломки стимулируют активность детей и прививают интерес к умственной деятельности. Игровая форма заданий позволяет создать в процессе обучения комфортную эмоциональную атмосферу. С самых первых занятий дети с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе и в своих действиях. Это несомненно положительно сказывается на повышении их самооценки, развитии мыслительных возможностей. В формировании у детей логико-мыслительной деятельности широко используются игровые приемы, сюрпризные моменты, дидактические игры, что позволяет легче и глубже усвоить необходимые знания. Как показывает опыт реализации данной программы даже самый сложный материал необходимо преподносить детям в такой увлекательной форме, чтобы им хотелось заниматься еще и еще. «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту по дошкольной дидактике, а французскому писателю Анатолю Франсу, но с ним можно полностью согласиться. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечив участие в одной игре детей с разным уровнем развития мыслительной деятельности. Огромную роль играет применение на занятиях игровых приемов. К примеру, большим успехом пользуется прием, когда дети «учат» учителя или детей из других групп находить правильное решение к той или иной задаче. 10 Учитывая, что дети, посещающие данные коррекционные занятия имеют существенные проблемы в развитии, часто используется такой прием как нашептывание «на ушко», рекомендованный Ш.А. Амонашвили. Этот прием способствует раскрепощению застенчивых, неуверенных в себе детей. Благодаря игровым приемам в процессе работы дети настолько увлекались, что им уже не требовалось никакого стимулирования. Они все настойчивее осваивали игры и не хотели получать помощи, до всего желали додуматься сами. Новизна данной работы состоит в актуализации основ логикомыслительной деятельности в форме коррекционных занятий для детей старшего дошкольного возраста с психофизиологическим ограничением в восприятии и мыслительной работе. Учитывая, что данный вид мыслительной деятельности еще не является актуальным для детей данного возраста, но в плане компенсации имеющегося дефекта происходит их коррекция, что очень важно для данной категории детей, потому что содействует их адаптации к условиям будущего школьного обучения. Как показала апробация программы в течение ряда лет, результативность данной работы высока. Она позволяет сформировать планируемые коррекционной работой мыслительные операции обобщения, сравнения, абстрагирования, и классификации, развить гибкость мыслительных процессов, сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, повысить уровень речевого развития, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения, делать умозаключения. Знания, полученные в результате систематических занятий, в занимательной форме, с использованием яркой, красочной наглядности усваиваются детьми достаточно прочно и позволяют в дальнейшем успешно использовать их в повседневной жизни, перенося из игровых ситуаций в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...
Методическое пособие по формированию изобразительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития
Помощь воспитателю на занятия по изо...
«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...
Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...
"Игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития»
В детстве игра является основной деятельностью ребенка, потому что именно благодаря ей ребенок быстрее узнает окружающий мир, правила и нормы общения с людьми, усваивает навыки и привычки культурного ...
Коррекционное дефектологическое занятие для старших дошкольников с задержкой психического развития "Веселый дождь"
коррекция познавательной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития...
Методическое пособие на тему: « Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников»
Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями....