«Заучивание стихотворения А. Павловой «Бабочка» с использованием мнемотехники»
план-конспект занятия по развитию речи
Актуальность работы состоит в том, что ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zauchivanie_stihotvoreniya_a._pavlovoy.docx | 873.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад «Василек» с. Саратовка
Соль - Илецкого городского округа Оренбургской области
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей
старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие»
«Заучивание стихотворения А. Павловой «Бабочка»
с использованием мнемотехники»
Подготовила: воспитатель
Исмагулова А.К.
С. Саратовка 2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 9 |
III. | Список литературы | 10 |
IV | Приложение | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность работы состоит в том, что ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед педагогами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В своей работе я использую приёмы мнемотехники. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство). Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. С помощью мнемотехники дети учатся понимать символы, схемы. Поэзия это источник и средство обогащения речи детей.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Заучивание стихотворения А. Павловой «Бабочка» с использованием мнемотехники» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | ||||
2. | Доминирующий вид деятельности | Познавательная - исследовательская (расширение представлений детей о бабочках). Коммуникативная (отгадывание загадок, ответы на вопросы воспитателя). Игровая: Приход бабочки красавицы (девочка из подготовительной группы) игра «Цепочка». Музыкально - художественная («Вальс цветов» Е. Дога) Чтение художественной литературы (стихотворение А. Павлова «Бабочка»). Физическая деятельность (физминутка «Бабочка») | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Беседа, отгадывание загадок пояснение, рассматривание насекомых. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: разъяснение, беседа, рассказ, пример. Методы стимулирования и мотивации деятельности: Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка », магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки. | ||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Наглядные (иллюстрации насекомых и их частей) | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: составление высказываний о деревьях (монологическая речь); Физическое развитие: проведение физминутки. «Бабочка» Социально-коммуникативное развитие – свободное общение в разговоре с педагогом и сверстниками. | ||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраста (5-6 лет) | ||||
5. | Цель | Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность. | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
6.1 | Учить, эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста. Обогащать словарь детей путём введения слов и словосочетаний: лютик, соседский мальчик, скуки зимней, в золото одета. | Дети научатся читать стихотворение на наизусть, используя метод мнемотехники, передавать интонационную выразительность стихотворения. | ||||
6.2 | Развивать зрительное внимание и восприятие Развивать речевой слух, память. Развивать умение выразительно читать стихотворение. | Дети внимательно слушают и могут самостоятельно воспроизвести текст. | ||||
6.3 | Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Воспитывать интерес к природе, через художественную литературу. | Осознаёт необходимость бережного отношения к живой природе, демонстрирует природоохранное и поведение. | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
7.1 | При появлении бабочки дети могут расшалиться.. Затрудняется с ответом. | Провести пальчиковую игру «Цветок». Попросить товарищей помочь ему. | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка», магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки. | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты | Изготовление с детьми цветочной полянки Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное» чтение произведений К.И Чуковского «Таракнище» «Муха Цокотуха», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» Раскрашивание силуэтов насекомых. Проведение дидактической игры «Что сначала, что потом» Пазлы «Лунтик и компания» Рассматривание игрушек насекомые. Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка» Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых. Раскрашивание силуэтов насекомых. Пазлы «Лунтик и компания» Рассматривание игрушек насекомые. Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка» Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года? А, кто просыпается весной? У меня в этой коробочке тоже кто- то спит и дожидается весны. А хотите узнать кто? Ну, тогда отгадайте загадку. А знают ли они загадки про насекомых? | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Ребята сегодня мы познакомится со стихотворением о бабочке. Его написала Алла Павлова. | Приложение №1 |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Воспитатель сообщает детям, что это стихотворение они будут учить наизусть. А, что бы лучше его запомнить я приготовила Вам вот такую мнемотаблицу. Воспитатель еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | А знают ли они загадки про насекомых. (Проверка домашнего задания детям надо было придумать загадку про насекомое или выучить) 2-3 ребёнка загадывают свои загадки. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Чтение стихотворения «Бабочка» воспитателем. Какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу. Вопросы к детям. «Бабочка» (физкультминутка). | Приложение №1 |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Игра «Цепочка» дети передают мячик по кругу и называют строчку из стихотворения с опорой на мнемотаблицу. (Если кто, то из детей испытывает затруднение, воспитатель обращает внимание ребёнка на таблицу, или просит помочь товарищей). | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Ребята про кого мы сегодня учили стихотворение? Вам понравилось? А, тебе бабочка понравилось? Бабочка: Мне очень понравилось. А в подарок я хочу подарить Вам фото моих подружек бабочек. Дарит картинку с изображением жёлтой бабочки. Воспитатель: А мы сейчас с ребятами разукрасим твоих подружек. Показывает детям раскраски бабочек. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Домашнее задание: | Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых. | совместно с родителями |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Раскрашивание бабочек в свободной изодеятельности. | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Проводится игра «Ласточки и пчёлы» во время прогулки. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Т. А. Ткаченко «Система коррекции речи у детей 6 лет»
- В.К. Воробьёвой «Сенсорно графические схемы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Загадка 1
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это ...
Загадка 2
Загадка 3
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской
Загадка 4
Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит (комар)
Загадка 5
Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (муха)
Музыка: «Вальс цветов» Е. Дога.
Ребёнок - Бабочка: В лугах и в полях мне приятно порхать,
А если устану – могу отдыхать.
Я крылышки пёстрые плотно сложу
И будто цветок на цветке посижу.
Ребятки привыкли гоняться за мной.
Не раз я видала сачок их цветной.
Но я в тот сачок попадать не хочу:
Ко мне подкрадутся, а я улечу!
Алла Павлова.
БАБОЧКА
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Мнемотаблица стихотворения «Бабочка»
Я у желтой бабочки | Тихо, тихо спрашивал. | Бабочка скажи мне. Кто тебя раскрашивал? |
Может, это лютик? | Может одуванчик? | Может желтой краской. Тот соседский мальчик? |
? | ||
Или это солнышко. После скуки зимней. | Кто тебя раскрашивал? | Бабочка скажи мне. |
Прошептала бабочка, В золото одета: | Всю меня раскрасило: Лето, лето, | ЛЕТО! |
«Бабочка» (физкультминутка).
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"
Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"...
«Заучивание стихотворения З. Александровой «Одуванчик» с использованием мнемотехники
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчест...
Конспект НОД Заучивание стихотворения З. Александровой «Одуванчик» с использованием мнемотехники.
Цель: создавать условия для обучения детей заучиванию стихотворения с использованием мнемотехники через игру.Психолого – педагогические задачи: Совершенствовать умение отчетливому произнош...
«Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
laquo;Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» «В мастерской у Зимушки-зимы» Заучивание стихотворения Натальи Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники подготовительная группа
Цель занятия : помочь детям запомнить стихотворение Натальи Нищевой «Снегири» с помощью мнемотаблицы...
Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик» с использованием мнемотехники
Задачи: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на мнемотаблицу. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к литературе разных жанров,...
Конспект занятия по развитию речи - заучивание стихотворения "Вот моя деревня" с использованием мнемотехники
В данном занятие для заучивания стихотворения испльзуется метод мнемотехники...