НЕЙРОТРЕНАЖЁРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Мельникова  Ирина Владимировна

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука.Хорошим средством для стимулирования речи являются нейротренажёры. Нейротренажёры подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_festival_pp.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОТРЕНАЖЁРЫ В РАБОТЕ

 С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мельникова И.В., воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (для самих мышц и для других органов). Одним из первых каналов получения информации об окружающем мире является тактильное восприятие -  осязание предметов руками и всем телом через прикосновение, ощупывание, надавливание. Работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений.  Хорошим средством для стимулирования речи являются нейротренажёры. Нейротренажёры подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект. Нейротренажёры для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга; активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон. Активность этих сфер является основой познавательной деятельности ребенка, развивает внимание, мышление, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Период первых   3 –х лет - это период наиболее интенсивного, активного развития всех сфер. Поэтому необходимо стимулировать активность детей в тактильном исследовании предметов. Наиболее интенсивное увеличение мозга в раннем и младшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что именно в это время дети развиваются особенно быстро.  На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. При регулярном выполнении движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга и способствуют развитию высших психических функций. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Нейротренажёры представляют собой небольшие карточки с различным текстурным покрытием (бусины, пуговицы, ткани, шнуры и т.п.), которые выполнены в виде «дорожки». Они используются для одновременной работы пальцами правой и левой рукой, а также поочередно – по дорожкам можно просто водить пальцем или «шагать». Тренажёры могут иметь интересные сюжеты (помоги лягушке пройти по кочкам, машинке добраться до гаража, ежику пройти по тропинке до яблока и др.), а могут быть представлены просто в виде узоров на карточке. Они как бы отражают реальность окружающего мира: людей, их деятельность, животных, явлений природы. Детям до года-полутора, которые ещё не могут повторить движения за взрослыми, проводится массаж пальчиков и кистей; поэтому, маленькому ребенку рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода и другое. В два-три года малыши выполняют простые упражнения для кистей рук — сначала одной рукой, затем двумя. Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Постепенно можно переходить к более сложному этапу - работе двумя руками в одном направлении, затем в разных направлениях; работе разных пальцев на каждой руке. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». Первый этап: знакомство с ритмом стихотворения, сопровождающей упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Второй этап: ребенок может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинаем работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Тренажёры используются для работы правой и левой рукой, а также для выполнения одновременных движений. Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную.

Если ребенок касается некоего предмета, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как инструмент интеллектуального развития.   В работе с детьми мы представляем нейротренажёры другого варианта. Это тренажёр «Искалочка».  Это тканевый мешочек (фетр или флис) с окошком из полипропилена с наполнителем. Наполнитель из бисера, бусин или шариков (рис, пшено), используется всё, что может перекатываться в руках малыша.  Внутрь мешочка выкладывают мелкие предметы (пуговицы, фигурки животных, бусины). Для привлечения внимания мешочки изготавливаются с сюжетной мотивацией (кит, цветок, пончик, гриб и т.п.).  Первый раз педагог дает ребенку в руки игру, просит найти и назвать зверушек, которые «прячутся» внутри.  Повторно ребёнок может самостоятельно манипулировать с «искалочкой».

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей раннего возраста. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и положительно влияем на становление личностных качеств.

Литература:

1.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. [Текст] – 2004. – № 13. – С.424

2.        Емельянова, Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников / Н. В. Емельянова. — [Текст]: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/923/ (дата обращения: 04.06.2023).

3.        Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. [Текст] — М.: Просвещение, 1979. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста

Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...

Методическая копилка для проведения режимных моментов в ДОУ с детьми раннего и дошкольного возраста.

Методическая копилка для проведения режимных маментов в ДОУ (умывание, одевание, питание, тихий час)....

Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...

Особенности усвоения детьми раннего и дошкольного возраста форм и геометрических фигур

- В этой работе мы рассмотрели психологические особенности воспириятия геометрических фигур и формы предметов.- Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов....