«Матрёшка-символ семьи» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рябухина Полина Николаевна

Конспект

интегрированного занятия по речевой грамотности

«Матрёшка-символ семьи»

г. Бердск МАОУ СОШ №4

Воспитатель: Рябухина Полина Николаевна

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель:

-Формирование предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста через духовно-нравственное развитие.

Задачи:

-формировать предпосылки речевой грамотности у детей посредством техники развития критического мышления;

-развивать у детей с разными образовательными потребностями социально-коммуникативные навыки сотрудничества;

-воспитывать уважительное отношение к народной культуре и семейным ценностям посредством символов России.

Интегрируемые образовательные области:
 -познавательное развитие;
 -социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие

Целевая аудитория: подготовительная группа.

Количество участников в группе:6-10 

Продолжительность: 25 - 30 минут.

Материалы и оборудование: ИКТ(интернет, мультимедийное средство, средство сотовой связи), «Шесть шляп мышления», матрёшки, дидактическая игра «Составь слово по первым звукам картинок», схема синквейн, клубочек, микрофон.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka_simvol_semi_1.docx183.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Конспект

интегрированного занятия по речевой грамотности

«Матрёшка-символ семьи»

для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности

Составитель:

 воспитатель первой квалификационной категории

Рябухина Полина Николаевна

г. Бердск 2024г.

Конспект

интегрированного занятия по речевой грамотности

«Матрёшка-символ семьи»

г. Бердск МАОУ СОШ №4

Воспитатель: Рябухина Полина Николаевна

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: 

-Формирование предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста через духовно-нравственное развитие.

Задачи:

-формировать предпосылки речевой грамотности у детей посредством техники развития критического мышления;

-развивать у детей с разными образовательными потребностями социально-коммуникативные навыки сотрудничества;

-воспитывать уважительное отношение к народной культуре и семейным ценностям посредством символов России.

Интегрируемые образовательные области:
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие

Целевая аудитория: подготовительная группа.

Количество участников в группе:6-10 

Продолжительность: 25 - 30 минут.

Материалы и оборудование: ИКТ(интернет, мультимедийное средство, средство сотовой связи), «Шесть шляп мышления», матрёшки, дидактическая игра «Составь слово по первым звукам картинок», схема синквейн, клубочек, микрофон.

Ход мероприятия:

1.Эмоционально-психологический настрой на занятие.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Предлагаю вам встать в большой круг, улыбнуться и пожелать друг другу доброго утра. И начать наше занятие с приветствия:

Дети:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствуем!

2.Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель:Ребята, посмотрите на экран. (клик)

1 слайд.Кто может сказать, что это такое? (QR-код). Верно! Что можно узнать с его помощью? (узнать информацию о продуктах питания, игрушках и т.д). Верно! Ребята, давайте просканируем этот QR-код и узнаем, о чем мы сегодня будем говорить на занятии. (сканируем, на экране появляется матрешка).

3. Поисково-практический этап.

2 слайд Что это? (Матрёшка).

Воспитатель: Скажите, ребята, вы что нибудь знаете про матрёшку?

Дети: да знаем.

Воспитатель:Я предлагаю вам рассказать о матрешке необычным способом. При помощи шести мыслительных шляп.

Используется техника развития критического мышления «Шесть шляп»

 white

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

%281%29

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? 

%282%29

Желтая шляпа

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? 

%283%29

Черная шляпа

Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? 

%284%29 

Зеленая шляпа

Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. 

 %285%29

Синяя шляпа

Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? 

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, мы с вами рассмотрели матрёшку с разных сторон, вы назвали очень много слов, сказали много предложений о матрёшке. (Развитие разнообразия в речи (активного словарного запаса), связанной речи( грамматический строй), эмоциональности).

Воспитатель: Матрешка — сегодня самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. А раньше, на Руси это была игрушка. Но игрушка не простая, а с секретом! А с каким секретом?

Дети: В ней еще матрёшки.

Воспитатель: Правильно.  Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может разным.И все эти куколки, олицетворяли людей – это не чужие между собой люди. Они родственники.  А кто такие родственники? (родные, мама, папа…) Правильно ребята. Родственники — это родные друг другу люди.

Воспитатель:Ребята, по России очень много разных матрёшек,

сейчас мы с вами по Яндекс карте переместимся в город Тверь. Обратите внимание на экран. Нас приветствует Тверская матрешка. Она вам загадала следующее задание: дидактическая игра «Составь слово по первым звукам картинок». (Задание направлено на формирование фонематического слуха и отработки навыка чтения простых слов. Перед ребенком зашифрованное слово. Чтобы его прочитать, нужно вставить ту букву, которая соответствует первому звуку в названии картинки. Заполнив все пустые клеточки, ребенок прочитает зашифрованное слово).

м

А

м

А

Слова ( мама, папа, брат,сестра).

Воспитатель: ребята вы большие молодцы. А кем друг другу приходятся в семье все эти слова (члены семьи, родственники).

  

Воспитатель: Обратите внимание на экран. Сейчас мы с вами переместимся в город Семенов. Нас приветствует семеновская матрешка. Она вам предлагает отдохнуть и подвигаться.

Динамическая пауза:

«Семья»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Воспитатель: Обратите внимание на экран. На яндекс карте мы переместились в город Полхов-Майдан. Матрешка предлагает нам игру клубок.

Дидактическая игра «Клубок» на сплочение. Воспитатель передает по кругу клубок и задает вопросы, ребенок отвечает и передает клубок по кругу, при этом не отпуская нить, когда клубок возвращается воспитателю, круг замыкается.

Воспитатель: Клубок катится, а нитка тянется…

- кто ты для  бабушки? (внук, внучка)

- кем дедушке приходится твой папа? (сыном )

- кем ваша мама приходится бабушке? (дочкой)

- кто самые старшие члены семьи? (бабушка и дедушка)

- кто младше бабушки и дедушки (папа младше дедушки, мама младше бабушки; дедушка старше папы, бабушка старше мамы)

- кто самые младшие члены семьи? (дети)

- кем папа приходится маме? (мужем)

-мама и папа тебе кто? (родители)

- а мама папе? (жена)

- Снегурочка для Деда Мороза? (внучка)

Отлично справились!

А сейчас игра на внимание:

- сядут те, кого из вас можно назвать сыном? (садятся мальчики) / внучкой (садятся девочки)

- у кого есть сестра? / - у кого есть брат?

Воспитатель: Молодцы ребята. А мы с вами в детском саду похожи на семью? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Даже в этой игре мы вели себя, как семья- дружно и сплоченно.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье,  а теперь я вам предлагаю сочинить стих про семью по схеме синквейн.

C:\Users\main\Downloads\sinkveyn_2.jpg

Дети сочинят стих.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы! Послушайте замечательное стихотворение, которые мы вместе сочинили.

4. Рефлексивно-оценочный.

«Свободный микрофон». Воспитатель берет интервью. Ребенок по желанию может высказаться о проведенном занятии, держа в руках микрофон, что ему понравилось, что ему запомнилось.

Итог. Ребята, конечно в настоящее время появляется новые технологии такие, например, как QR-код на нашем занятии, но и старые, добрые вещи были и остаются важной частью культуры нашей родины. И вы это доказали на занятии своими знаниями. Пусть эти подарки напоминают вам о нашем занятии и принесут вам новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развити...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема: «Играем с Машей».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитиюдля детей подготовительной к школе группыкомбинированной направленностиТема: «Играем с Машей»....

План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе комбинированной направленности № 16 "Золушка" на 2020-2021 учебный год

План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе комбинированной направленности № 16 "Золушка" на 2020-2021 учебный год...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....