Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Румянцева Елена Николаевна

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения произношения, обогащения лекси­ки, развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika-2_god.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека.

Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР  
по лексическим темам

«Что растет в саду и в поле»

«Откуда хлеб пришел»

«Корзиночка».
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(Дети делают ладошки «корзинкой».
Дети называют 5 овощей, поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Наша Зина - молодец!
(Показывают большой палец.)
У девчушки Зиночки
Ягодки в корзиночке.

(Дети делают ладошки «корзинкой». Дети называют 5 ягод, поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Наша Зина - молодец!
(Показывают большой палец.)
У девчушки Зиночки
Фрукты в корзиночке:
(Дети делают ладошки «корзинкой». Дети называют 5 фруктов, поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
Наша Зина - молодец!
(Показывают большой палец.)

«Хлеб».

Муку в тесто замесили,
(Показываем, как месим тесто.)
А из теста мы слепили:
(Показываем, как лепим пироги.)
Пирожки и плюшки,
(Поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
(Хлопаем в ладоши.)
Очень вкусно!
(Вытягиваем руки вперед.)

«Лес – наше богатство»

«Школа. Школьные принадлежности»

«Осенние листочки».

Осень в гости приходила   
(Хлопают в ладошки.)

И подарки приносила        
(Разводят руки в стороны.)

Листик клена,                    
(Загибаем большой палец.)

Лист березы,                    
(Загибаем указательный палец.)

Лист осины,                      
(Загибаем средний палец.)

Лист дубка.                        
(Загибаем безымянный палец.)

Чудо - осень! Хороша!      
(Разводят руки в стороны.)

За листком летит листок   
(Шевелят пальцами рук.)

Набегает холодок.             
(Машут кистями рук на себя.)

Только елочка в лесу         
(Рисуют в воздухе елочку.)

Не оставила красу —        
(Прижимают ладошки друг к другу.)

Не листки на елочке -       
(Поворачивают ладошки.)

Зеленые иголочки.            
(Шевелят пальчиками.)

«В портфеле».
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно.
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
(Дети поочередно загибают и разгибают пальцы.)

«Домашние и дикие животные нашего края»

«Животный мир жарких стран»

«Покажи».

У ходиков песня такая:

- Тик-тик-тик.

/Руки-стрелки./

 У птички-синички – такая:

- Пик-пик-пик.  

/Руки-клювики./

 У поросенка – такая:

- Хрю-хрю-хрю.

/Кулачки./

 У ежика песня такая:

- Плюх-плюх-плюх.  

/Хлопки в ладоши./

  У кисоньки песня такая:

- Мяу-мяу-мяу.

 /Гладим шерстку./

  А у рыбешки какая?

/Открываем рот./

«В Африке».

Да здравствует милая Африка! 

/Стучат кулаками один о другой/
И рада и счастлива вся детвора:
Ура! Ура! Ура! 

/Поднимают руки вверх – в стороны/

Антилопы, зебры, крокодилы,                    
Попугаи и гориллы,                                    
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.

/Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой/

У нас чудесный аппарат 

/Кистями указывают на себя, затем 
пальцами обеих рук  делают прямоугольник/

Фотографировать он рад! 

/Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата»/

Сделаем  фото

/Указательными пальцами чертят в воздухе прямоугольник остальные пальцы сжаты в кулак/

Вот  фото, так фото!
/Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулак/

«Животный мир полярных районов Земли»

«Наш край»

«Дружная семейка»
(животные полярных районов).
Смотрите, милые друзья,
(Развести руки в стороны)
Тут нас целая семья:
У медведя- медвежонок,
(Загибать пальчики, начиная с большого)

У тюленя- телененок,
У пингвина- пингвинёнок,

У оленя- олененок.
А теперь кормить их будем.
Травку дам оленю,
Пингвину и тюленю рыбы дам,
Мишке белому - медко,
А моржу дам молоко.

«Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга).

«Наша Родина – Россия»

«Они прославили Россию»

Наша страна».

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

(Движения в соответствии с текстом.)

«Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.         

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.         

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.         

(Движения в соответствии с текстом.)

«Осень (обобщение)»

«Погода».
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают осенние дни.
(Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием)
Пальчик-малыш жалуется:
«Ой-ой-ой!
Холод-то какой!»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках)
Указательный палец шепчет тихонько:
«Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег?»
(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец)
Средний палец ворчит:
«Ох-ох-ох!
От ветра я оглох!»
(Сгибать и разгибать средний палец)
Безымянный палец кричит:
«Ай-ай-ай!
Солнце, вылезай!»
(Сгибать и разгибать безымянный палец)
Здоровяк большой палец восклицает:
«Ах-ах-ах!
Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух!
Дайте мне кожух!»
(сгибать и разгибать большой палец)
Это упражнение можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

«Птицы (домашние, зимующие и перелетные
птицы нашего края)»

«Если хочешь быть здоров»

«Птичка».

Птичка крылышки сложила,
(Ладони сближаются)

Птичка пёрышки помыла,
(Пальцы скрещиваются между собой)

Птичка клювом повела,
(Выпрямленные и соединённые мизинцы)

Птичка зёрнышки нашла.
(Изображают клюв)

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,
(Кисти скрещены и шевелятся)

Полетела, полетела!

«Зарядка».
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики, пора вставать!
(Указательным пальцем правой руки постучать по каждому пальцу левой и наоборот.)
Будем делать мы зарядку,
(Сжать кулачки – растопырить пальцы.)
Будем мы скакать вприсядку,
Будем прыгать и плясать.
(Пальцы обеих рук соединить вместе, хлопать, не размыкая пальцев.)
Раз, два, три, четыре, пять!
(Хлопки прямыми пальцами.)

«Что из чего и для чего. Раньше и теперь»

«Скоро Новый год»

«Нужные вещи».
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка.

(
На каждое слово чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками по столу).

«Елочка».

Перед нами ёлочка:      
/Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки»/

Шишечки, иголочки,    
/Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы/

Шарики, фонарики,     
/Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз/

Зайчики и свечки,        
/Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами/

Звёзды, человечки.     
/Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз/

«Что нам стоит дом построить»

«Библиотека. Как делают книги»

«Дом».
Стук – стук – стук – постук,    
Раздаётся где-то стук.
/Стучать кулаком об кулак./
Строят домик для ребят.         
/делать крышу, пальцы соединить вместе/
Вот с такою крышей,                 
/Ладони врось/
Вот с такими стенами,
/Согнуть прямые руки в локтях/
Вот с такими окнами,                
/Соединить большие и указательные пальцы/
Вот с такой дверью.                  
/Показать ладонь/
И вот с таким замком.               
/Сжать ладони скрестив пальцы/

«Любимые сказки».

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
/Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши./

«Магазины»

«Почта»

«За покупками».
Меня послали в магазин –
Иду впервые я один.
Здесь овощи и фрукты,
Разные продукты.
На товары посмотрю
И отделы назову:
Если хлеб, то это …хлебный,
Если мясо, то … мясной,
Молоко, тогда молочный,
А картошка – овощной.
/Дети загибают пальчики, начиная с мизинца, к большому на каждый ударный слог/

«Что принес нам почтальон».
Что принес нам почтальон?
(Ребенок сжимает и разжимает пальцы).
С толстой сумкой ходит он.
(2 пальчика ходят по столу).
Перевод, журнал, газету, бандероли, две кассеты и письмо от тети Вали,
(Загибаем пальцы по одному).
Чтоб ее приезда ждали!
(Сгибаем и разгибаем пальцы).

«Зима (обобщение)»

«День защитника Отечества»

«У Зимы в лесу изба».

У Зимы в лесу изба, 
/Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх./
Во все стороны резьба.
/Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения./
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены.
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями.
На шесте на ледяном 

Ходит ворон ходуном.
/Ставят кулачок на кулачок попеременно.
Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты.
Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной./

«Бойцы – молодцы».

Пальцы эти — все бойцы,        
/Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами./
Удалые молодцы.        
/Сжимают и разжимают пальцы обеих рук./
Два — больших и крепких малых 
И солдат в боях бывалых.         
/Пальцы сжаты в кулак,  подняты только большие./

Два — гвардейца-храбреца,        
/Показывают указательные пальцы./

Два — сметливых молодца.       
/Показывают средние пальцы./

Два — героя безымянных,        

Но в работе очень рьяных.
/ Показывают безымянные пальцы./

Два мизинца — коротышки — 

Очень славные мальчишки!
/ Показывают мизинцы./

Один, два, три, четыре, пять.  
/Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой.//
6,7.8,9,10 /затем на правой руке./

Пальцы встали дружно в ряд —  
/Показывают ладони, разводят в стороны  пальцы и сводят их./
Десять крепеньких солдат.        
/Показывают ладони с прямыми  пальцами, хлопают в ладоши./

«Восьмое марта – женский день»

«Комнатные растения»

«Наши мамы».
Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети!

/ Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи./
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –

/ Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке./
Мамы разные нужны,

/ Сжимают обе ладошки в «замочек»./
Мамы разные важны!

/ Разводят руки, поднимают ладошки вверх./

«Комнатные растения». 

На окно скорее глянь:

(Показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветет герань.

Здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония…

(Загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Все названья помним.

(Раскрываем ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем.

(Делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону – имитируем движения полива)

Пусть подрастают день за днем.

(Делаем «бутоны» и распускаем их,

оттопыривая по одному пальцу)

«Вода и воздух»

«Рыбы»

«Дождик».
Дождик песенку поет.
Только кто ее поймет?
Не пойму ни я, ни ты,  
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно,
Прорастать начнет оно.
(Пальцы выстукивают по столу ритм дождя).

«Речка и рыбка».
Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.

«Земля – наш общий дом»

«Покорение космоса»

«Люди Земли».

Давайте, люди, дружить друг с другом,

(Руки в «замок»).
Как птицы с небом, как травы с лугом.
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
(Соединить ладони вместе, изображая солнце).

«Космонавт».
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
(Поочередное соединение большого пальца с мизинцем и др. на ударные слоги).

«Внимание, дорога!»

«Детям об огне и пожаре»

«Дорожные правила». 

Раз – внимание дорога!

(загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно)

Два – сигналы светофора.

Три – смотри, дорожный знак,

А четыре – переход.

Правила все надо знать

(разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно)

И всегда их выполнять.        

«Свеча».

На столе свеча большая

(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)

Стоит стройная, прямая.

Загорелся огонек,

(Наклоняют ладони вправо-влево.)

Заметался как зверек.

(Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Огонек нас освещает,

(Постукивают кончиками пальцев один о другой.)

А свеча все тает, тает.

(Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.)

Догорела, замигала.

(Сжимают кулаки.)

Огонь потух. Свечи не стало.

(Кладут ладони тыльной стороной на стол.)

«Насекомые»

«День Победы»

«Прилетели к нам вчера…».

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жучка и стрекоза,

Как фонарики глаза

Полетали, полетали

От усталости упали.

/Поочередное соединение всех пальцев с большим./

«Нужен мир».
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
/Поочередное соединение всех пальцев с большим./

«Весна (обобщение)»

«До свидания, детский сад!»

 «Весна».

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь

(Соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(Растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки
Уже глядит цветок…
(Ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,
(Раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
(Покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

«Трудолюбивые пальчики». 

У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развити...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема: «Играем с Машей».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитиюдля детей подготовительной к школе группыкомбинированной направленностиТема: «Играем с Машей»....

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....