«Использование элементов сказкотерапии в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста »
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Описание: Сказкотерапия в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование элементов сказкотерапии
в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста »
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается недоразвитие речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.
Метод сказкотерапии полностью реализует задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развитию ребенка в условиях детского сада.
значении сказкотерапии в логопедической работе нашей группы:
- У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
- Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
- Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.
- Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
- Метод сказкотерапии
- является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
- Цель: использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников
Формы работы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач).
Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).
Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические медитации
- Перевоплощение
- Изображение растений
- Погружение в различные стихии
- Упражнения с тканью
- Танец
- Упражнения с зеркалом
- Пантомимические этюды
Перевоплощение в живое существо
Цель: Снятие напряжения, активизация воображения
Перевоплощение в неживое существо
Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением Погружение в различные стихии
Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения, активизация словарного запаса.
Упражнения с зеркалом – «Страна Зеркалия»
Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела.
Упражнения с тканью
Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.
Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.
Пантомимические этюды
Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой .
В логопедической работе я использую два вида сказок,
которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.
- Дидактические сказки
- Художественные сказки
- народные : сказки о животных
бытовые сказки
- авторские: волшебные сказки
Художественная сказка
предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Используя сказки для расширения словаря детей я провожу следующие виды работы:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя по эпитетам;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
- подбор к действиям - сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке и др.
В работе над предложением я предусматриваю два направления:
I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:
- составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- составление предложений с определенным словом,
несколькими словами;
- распространение предложения;
- составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;
- составление предложений с опорой на игрушку;
- упражнение "Закончи предложение" и т.д.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи:
- развития речевого дыхания,
- плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
- развитие различной силы выдыхания,
- развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
- развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Дидактические сказки
Цель: Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала.
Абстрактные символы ( буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.
Создается дидактическая сказка по алгоритму:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии.
Циклы – это разделы программы:
Фонетика.
Звукопроизношение.
Обучение грамоте.
Грамматика.
Лексика.
Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).
- Фонетические сказки
- Артикуляционные сказки для постановки звуков
- Сказки по обучению грамоте
- Грамматические сказки
- По мотивам сказки «Колобок» создан
цикл дидактических сказок: «Путешествие Колобка», на материале которых отрабатываются предложно-падежные конструкции.
- Лексические сказки
Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.
Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Фрагменты структуры
коррекционно-развивающего сказкотерапевтического
занятия
1 этап. Ритуал «входа» в сказку
2 этап. Повторение
3 этап. Расширение
4 этап. Закрепление
5 этап. Интеграция
6 этап. Резюмирование
7 этап. Ритуал «выхода» из сказки.
1 этап
Ритуал «входа»
в сказку
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).
2этап.
Повторение
Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п
3 этап
Расширение
Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.
Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий.
4 этап
Закрепление
Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.
Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр
5 этап
Интеграция
Цель: Связать опыт с реальной жизнью.
Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6 этап
Резюмирование
Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт
7 этап
Ритуал «выхода» из сказки
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.
Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.
На занятиях в своей группе я знакомлю детей с основой театрального творчества, начинаю с обьяснения , что является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.
Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.
Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.
Так же детям обьясняю, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.
Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:
- воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
- комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.
Правила организации сказкотерапии для дошкольников:
· Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.
· Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
· Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.
· Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.
· Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Методические рекомендации рассказывания сказок.
Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.
Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты.
Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей.
Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.
Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…»), следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает:
развивать произвольную память;
развивать фантазию и воображение;
развивать умение выражать свои мысли;
развивать умение слушать.
Сочинение сказок
Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки… Очень сложно ни с того ни с сего просто взять и сочинить сказку: нужна тема, главный герой, мораль – то ради чего можно стараться.
Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.
Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные нами ситуации и сочинить сказку.
Как придумывать сказки, с использованием лэпбука ФОТО
Это только общая схема:
Где, как, когда появился главный герой.
Какой он. (В некотором царстве….,родился прекрасный….., он обладал удивительными качествами…… )
Происшествие. (Все было хорошо, но однажды…., И вот в одну из ночей в королевство явился… и произошло…)
Здесь вы можете представить некоего злодея, который делает некий поступок (очень похожий на неприятный инцидент, случившийся с ребенком)
Герой отправляется на борьбу со злодеем.
(Ребенку в сказке легче абстрагироваться от своего поступка, в жизни он начинает думать, что он плохой, а не его поступки, в этом ему способствуют некоторые взрослые)
На пути он приходит на помощь нуждающимся и обретает друзей помощников.
С помощью друзей герой побеждает злодея. (Это могут быть новые качества или новые модели поведения для ребенка, вера, сила любви, преданность и т.д.). Победа происходит через раскаяние злодея и прощения со стороны героя.
Герой возвращается домой с новыми приобретенными качествами, т.е. с друзьями и вместе все зажили счастливо.
Для девочек сюжет будет отличаться, т.к. женщинам не свойственно сражаться со злом, но свойственна хитрость и благоразумие.
Постановка (разыгрывание) сказки
Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов.
Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
Модели выпускника ДОУ
Любознательный, активный
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).
- Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями.
- Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.
- Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности
- Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.
Эмоционально отзывчивый
- Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь
- Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Коммуникативно-развитый
- Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям
- Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Психологические характеристики
- Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
- Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.
- Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.
- Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой.
Отсюда следует вывод: Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
В своей работе я раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в логопедической работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения, а также запланировала ожидаемый результат:
- Успешное овладение грамотной и связной речью,
- Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
- Использование образных выражений при пересказе сказок,
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
- Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
- Совершенствование звуковой стороны речи,
- Усиление интереса к занятиям,
- Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.
Востребованность материала.
Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"
Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной кате...
Открытая индивидуальная НОД в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении"
Открытая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность была проведена с ребенком 6 лет, посещающим группу компенсирующей направленности, по автоматизации звука [с] во фразе и стихотворен...
"Мамины помощники"Совместная образовательная деятельность детей и родителей в группе компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст)
Совместная образовательнальная деятельность "Мамины помощники"...
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и бучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста 6-го года
В анализе реализации программы выделены успехи, проблемы и пути их решения....
Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
В целях осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы и для наглядного подведения итогов разработан «Журнал учета хода и содержания обр...
Физкультурно-оздоровительный центр группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования...
СПРАВКА по результатам педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-8 лет) «Радость" начало года
СПРАВКА по результатам педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми образовательной программы дошкольного образования группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраст...