Дидактические игры на липучках, как форма развития дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Дидактические игры на липучках, как форма развития дошкольников.

  Мелкая моторика — совокупность, скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

        К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

        Хороший эмоциональный фон создают именно игры с пальчиками. Они учат слушать и понимать смысл, повышают речевую активность ребёнка. Он начинает концентрировать свое внимание и правильно распределять его. Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством или временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому человеку. Дети не ставят в игре цели, они переносят свои знания об окружающем в реальную жизнь.

          Как показывает  практика, использование стандартных дидактических игр, не до конца доводит до нужного результата. Детей не всегда легко заинтересовать ими.  

Дидактические «Игры на липучках» представляют собой  множество ярких картинок для детей, состоящих из различных  заданий, которые крепятся на липучках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на липучках, как форма развития дошкольников.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Мелкая моторика — совокупность, скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Когда у ребенка не достаточно развита мелкая моторика, он неловко держит ложку, карандаш, не может застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ему бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Ребенок с трудом занимается лепкой и аппликацией, не успевает за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира для таких детей оказываются обделенными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Ради экономии времени, родители сами лишают ребёнка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцев.

Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание на чтение и счёт. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребёнка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и письмом.

Ведь самое главное — это внимательно следить, как малыш играет, как рисует, даже если ребёнок будет рисовать карандашами, а не фломастерами, это уже даст лучший результат. Так как, при нажатие карандаша нужно сильно сжать его в руке и надавить на бумагу. Что дает необходимый эффект: пальчики находятся в напряжении. Нежели рисование фломастером, который проявляется на бумаге при легком нажатие руки. Выбрать его любимые цвета или же иначе заинтересовать его игрой.

Хороший эмоциональный фон создают именно игры с пальчиками. Они учат слушать и понимать смысл, повышают речевую активность ребёнка. Он начинает концентрировать свое внимание и правильно распределять его. Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством или временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому человеку. Дети не ставят в игре цели, они переносят свои знания об окружающем в реальную жизнь.

Как показывает практика, использование стандартных дидактических игр, не до конца доводит до нужного результата. Детей не всегда легко заинтересовать ими.

Дидактические «Игры на липучках» представляют собой множество ярких картинок для детей, состоящих из различных заданий, которые крепятся на липучках.

Преимущества развивающих игр на липучках:

  • первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  • наглядность, реалистичность, красочность - помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  • игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  • незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  • простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей разного возраста, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Пособие может быть использовано воспитателями на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с природным миром.

«Игры на липучках» и другие развивающие игры помогают:

1. Развивать познавательную деятельность детей.

2. Развивать зрительное, слуховое, тактильно - двигательное восприятие, воображение, пространственное мышление.

3. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей;

#1057;пособствовать расширению и обогащение словаря, развитию связывать речь;

#1057;оздать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду;

#1056;азвивать сенсорные способности познания математических свойств и отношений;

#1057;пособствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

«Игры на липучках» разработаны в соответствии с возрастом детей и охватывают все образовательные области. В картотеку игр входят:

  • Игра «Собери в правильном порядке пирамидку»;
  • Игра «Больше, меньше»;
  • Игра «Угадай, кто, где живет»;
  • Игра «Выше, ниже»;
  • Игра «Изучи цвета»;
  • Игра «Магазин»;
  • Игра «Профссии»;
  • Игра «Геометрические фигуры»;
  • Игра «Морские обитатели»;
  • Игра «Найди похожее по форме»;
  • Игра «Соотнеси правильно тень»;
  • Игра «Мебель»;
  • Игра «Что в мешке у Деда Мороза»;
  • Игра «Наряди елочку»;

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. Итак, дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Преодолеть трудности ребёнку помогут Ваши любовь, понимание и похвала за любое, даже самое маленькое достижение.

Список используемой литературы:

#1043;ербова. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

#1046;укова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015.

#1046;укова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016.

#1050;алиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015.

#1050;озырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016.

#1050;оротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016.

#1051;ипина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.

#1051;итвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.

10. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

Дидактическая игра «Занимательная география», как форма знакомства дошкольников с многообразием животного мира.

Дидактическая игра «Занимательная география»,          как форма знакомства дошкольников с многообразием животного мира. Цель:познако...

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие детей – одна из актуальных проблем современности. И, конечно, все мы знаем, огромную роль в этом играет детский сад. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, допо...

«Дидактические игры на липучках как форма обучения дошкольников 6-7

Игра имеет важное значение в жизни детей. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализо...

План самообразования "Дидактические игры на липучках ак форма обучения дошкольников"

Игра имеет важное значение в жизни детей. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализо...

Методическая разработка «Дидактические игры на липучках как форма обучения детей дошкольного возраста».

Развивающие «Игры на липучках» -  дидактическое пособие для познавательного развития дошкольников.Задачи данного пособия:1. Развивать познавательную деятельность детей.2. Развивать зр...

Дидактические игры на липучках, как средство развития связной речи дошкольников

Дидактические игры на липучках как средство развития связной речи дошкольников с ЗПРАктуальностьАктуальность   этих развивающих игр заключается в том, что, работая с детьми с ЗПР, очень труд...