Отчет по самообразованию "Использование дидактических игр на липучках как форма обучения дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка

Баринова Любовь Владимировна

Цель: создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Детский сад № 23 «Ладушки», корпус № 1

Отчет по самообразованию

 «Использование дидактических игр на липучках как форма обучения дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья».

на 2023-2024 гг.

Воспитатель:  

 Баринова Л.В.

Тема: «Использование дидактических игр на липучках как форма обучения дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей через дидактические игры на липучках.

Срок работы над темой: 2023 – 2024 уч. г.

Задачи:

  1. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
  2. Развивать мелкую моторику детей.
  3. Способствовать расширению и обогащению словаря детей, развитию связной речи.
  4. Совершенствовать координацию руки и глаза.
  5. Развивать пространственное, логическое мышление; зрительное восприятие; развивать память, внимание.
  6. Обогащать игровой опыт детей.
  7. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Актуальность: Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т. ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.

Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Работая в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Часто приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий. Удачной формой для этого является использование игровых пособий многофункционального назначения – развивающие игры на липучках.

Детям с ограниченными возможностями здоровья бывает трудно словесно выразить свои мысли, поэтому высказывания заменяются действиями с предметными картинками.  Важное значение в жизни детей имеет игра. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализованные, творческие, подвижные игры, музыкальные, дидактические игры. Одним из видов дидактических игр – это игры на липучках. Они развивают творческие и познавательные способности детей, память, мышление, речь.  Наглядные красочные и реалистические изображения привлекают внимание детей. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно приятные на ощупь. Дидактические игры на липучках можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной деятельности педагога с детьми, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Во время игры у неговорящих детей происходит расширение пассивного словаря, вызывания звукоподражания.

Ожидаемые результаты:

-  повышение теоретического, профессионального мастерства и компетентности;

- разработка дидактических материалов.

-  у детей развивается мелкая моторика, сенсорика, речь, математические представления; идет познание окружающего мира.

План работы по самообразованию:

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические   выходы

1 этап.

Информационно - аналитический

Сентябрь 2023 – май 2024

Изучение методической литературы, статей, методики и технологий педагогов в Интернете. 

 

Анализ изученной литературы 

2 этап

Составление плана работы

Сентябрь 2023 – май 2024

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Дидактические игры на липучках как форма обучения дошкольников 6-7 лет»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по лексическим темам.

Организация предметно - развивающей среды.

3 этап

Практический Работа с детьми

Октябрь

Ноябрь

2023

1. Игра на липучках «Домашние животные»

Цель: найти животное по соответствующей тени, закрепить и актуализировать знания о домашних животных.

2.Альбом «Осень».  Дидактические игры на липучках:

  • «Зашумленные картинки».

Цель: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений, развитие речи, развитие зрительного сосредоточения.

  • «Разложи по образцу»

Цель: расположить предметы в той последовательности, которая указана на образце, развивать речь.

  •  «Теневое лото. Осень».

Цель: учить находить предметы по тени и сопоставлять их, развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.

  • «Найди заплатку».

Цель: развитие внимания, логического мышления, зрительного восприятия.

  • «Чей листик?».

Цель: обогатить знания детей о различных видах деревьев, развитие речи, логического мышления.

  • «Осенние пирамидки».

Цель: расставить детальки по своим местам, а также по размету от большого к меньшему.

  • «Птицы, которые осенью улетают на юг».

Цель: обогатить знания детей о перелетных птицах, развивать речь.

  • «Признаки осени»

Цель: познакомить детей с характерными признаками осени, развитие речи, развитие логического мышления.

  • «Осенняя одежда»

Цель: формирование понятия о осенней одежде и обуви, развивает логическое мышление, речь, память, внимание, слуховое восприятие.

3. Дидактическая игра на липучках «Фрукты. Овощи. Ягоды».

Цель: формировать у детей представление об овощах, фруктах, ягодах. Развивать умение различать их.

Совместная игровая деятельность.

Декабрь 2023 –

Февраль

2024

Альбом «Зима».

Дидактические игры на липучках:

  • Пазлы на липучках «Зима».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие умения соединять части предметов в одно целое.

  • «Зимние виды спорта».

Цель: расширить знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление, речь, интерес к различным видам спорта.

  • «Зимние забавы».

 Цель: расширить знания детей о играх зимой, чем можно заниматься, что для этого нужно. Развивать речь, логическое мышление.

  • «Зимующие птицы».

Цель: познакомить детей с различными видами зимующих птиц, развивать речь.

  • «Зимняя одежда»

Цель: формирование понятия о зимней одежде и обуви, развивает логическое мышление, речь, память, внимание, слуховое восприятие.

  • «Крестики -нолики».

Цель: развивать логическое мышление, приучать играть вместе, не ссорясь.

  • «Зимний счет». «Подбери рукавички»

Цель: овладение дошкольниками навыками устного счета в пределах 10, развитие представлений детей о составе чисел первого десятка; развитие памяти, зрительного восприятия, внимания, умение делать логические умозаключения.

Совместная игровая деятельность.

Март –

Май

2024

1. Альбом «Весна».

 Дидактические игры на липучках:

  • «Признаки весны»

Цель: познакомить детей с характерными признаками весны, развитие речи, развитие логического мышления.

  • «Одежда весной»

Цель: формирование понятия о весенней одежде и обуви, развивает логическое мышление, речь, память, внимание, слуховое восприятие.

  • «Логический ряд»

Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

2. Альбом «Животные Африки».

Дидактические игры на липучках:

  • «Животный мир Африки»

Цель: найти животное по соответствующей тени, закрепить и актуализировать знания о животных.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с родителями.

Октябрь

2023

Консультация «Игры на липучках – что это такое?»

Информация в уголке для любознательных родителей.

4 этап

Подведение итогов

Май

2024

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на «Итоговом педагогическом часу».

Обмен опытом с коллегами.

 

Форма  отчета  по  проделанной  работе

  • обобщение опыта работы на уровне детского сада
  • подведение итогов
  • представление наработанных материалов (см. Приложение)
  • обмен опытом с коллегами.

Вывод: используя на занятиях дидактические игры на липучках, подготовленные по каждой теме, я заметила, что у детей повысилась мотивация к работе на занятиях, лучше воспринимался изучаемый материал, расширился кругозор, развитие их познавательных процессов, активизация зрительных функций, глазомерных возможностей детей, обогатился сенсорный опыт.

Изучение литературы по теме:

  1. Е.В. Тихомирова «Современные игры по развитию речи детей 5-7 лет».
  2. Фалёва А.С. «Игры и упражнения для обучения чтению дошкольного возраста 5-7 лет».
  3. Горбушина С.Б. «Давай поиграем. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (6-7 лет)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.

дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....

«Дидактические игры на липучках как форма обучения дошкольников 6-7

Игра имеет важное значение в жизни детей. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализо...

План самообразования "Дидактические игры на липучках ак форма обучения дошкольников"

Игра имеет важное значение в жизни детей. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализо...