Отчет по самообразованию "Использование дидактических игр на липучках как форма обучения дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка
Цель: создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Детский сад № 23 «Ладушки», корпус № 1
Отчет по самообразованию
«Использование дидактических игр на липучках как форма обучения дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья».
на 2023-2024 гг.
Воспитатель:
Баринова Л.В.
Тема: «Использование дидактических игр на липучках как форма обучения дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей через дидактические игры на липучках.
Срок работы над темой: 2023 – 2024 уч. г.
Задачи:
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
- Развивать мелкую моторику детей.
- Способствовать расширению и обогащению словаря детей, развитию связной речи.
- Совершенствовать координацию руки и глаза.
- Развивать пространственное, логическое мышление; зрительное восприятие; развивать память, внимание.
- Обогащать игровой опыт детей.
- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
Актуальность: Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т. ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.
Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Работая в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. Часто приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий. Удачной формой для этого является использование игровых пособий многофункционального назначения – развивающие игры на липучках.
Детям с ограниченными возможностями здоровья бывает трудно словесно выразить свои мысли, поэтому высказывания заменяются действиями с предметными картинками. Важное значение в жизни детей имеет игра. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализованные, творческие, подвижные игры, музыкальные, дидактические игры. Одним из видов дидактических игр – это игры на липучках. Они развивают творческие и познавательные способности детей, память, мышление, речь. Наглядные красочные и реалистические изображения привлекают внимание детей. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно приятные на ощупь. Дидактические игры на липучках можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной деятельности педагога с детьми, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Во время игры у неговорящих детей происходит расширение пассивного словаря, вызывания звукоподражания.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, профессионального мастерства и компетентности;
- разработка дидактических материалов.
- у детей развивается мелкая моторика, сенсорика, речь, математические представления; идет познание окружающего мира.
План работы по самообразованию:
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
1 этап. Информационно - аналитический | Сентябрь 2023 – май 2024 | Изучение методической литературы, статей, методики и технологий педагогов в Интернете.
| Анализ изученной литературы | |
2 этап Составление плана работы | Сентябрь 2023 – май 2024 | -разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Дидактические игры на липучках как форма обучения дошкольников 6-7 лет»; - разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по лексическим темам. | Организация предметно - развивающей среды. | |
3 этап Практический Работа с детьми | Октябрь Ноябрь 2023 | 1. Игра на липучках «Домашние животные» Цель: найти животное по соответствующей тени, закрепить и актуализировать знания о домашних животных. 2.Альбом «Осень». Дидактические игры на липучках:
Цель: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений, развитие речи, развитие зрительного сосредоточения.
Цель: расположить предметы в той последовательности, которая указана на образце, развивать речь.
Цель: учить находить предметы по тени и сопоставлять их, развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.
Цель: развитие внимания, логического мышления, зрительного восприятия.
Цель: обогатить знания детей о различных видах деревьев, развитие речи, логического мышления.
Цель: расставить детальки по своим местам, а также по размету от большого к меньшему.
Цель: обогатить знания детей о перелетных птицах, развивать речь.
Цель: познакомить детей с характерными признаками осени, развитие речи, развитие логического мышления.
Цель: формирование понятия о осенней одежде и обуви, развивает логическое мышление, речь, память, внимание, слуховое восприятие. 3. Дидактическая игра на липучках «Фрукты. Овощи. Ягоды». Цель: формировать у детей представление об овощах, фруктах, ягодах. Развивать умение различать их. | Совместная игровая деятельность. | |
Декабрь 2023 – Февраль 2024 | Альбом «Зима». Дидактические игры на липучках:
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие умения соединять части предметов в одно целое.
Цель: расширить знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление, речь, интерес к различным видам спорта.
Цель: расширить знания детей о играх зимой, чем можно заниматься, что для этого нужно. Развивать речь, логическое мышление.
Цель: познакомить детей с различными видами зимующих птиц, развивать речь.
Цель: формирование понятия о зимней одежде и обуви, развивает логическое мышление, речь, память, внимание, слуховое восприятие.
Цель: развивать логическое мышление, приучать играть вместе, не ссорясь.
Цель: овладение дошкольниками навыками устного счета в пределах 10, развитие представлений детей о составе чисел первого десятка; развитие памяти, зрительного восприятия, внимания, умение делать логические умозаключения. | Совместная игровая деятельность. | ||
Март – Май 2024 | 1. Альбом «Весна». Дидактические игры на липучках:
Цель: познакомить детей с характерными признаками весны, развитие речи, развитие логического мышления.
Цель: формирование понятия о весенней одежде и обуви, развивает логическое мышление, речь, память, внимание, слуховое восприятие.
Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения. 2. Альбом «Животные Африки». Дидактические игры на липучках:
Цель: найти животное по соответствующей тени, закрепить и актуализировать знания о животных. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | ||
Работа с родителями. | Октябрь 2023 | Консультация «Игры на липучках – что это такое?» | Информация в уголке для любознательных родителей. | |
4 этап Подведение итогов | Май 2024 | Отчёт о результатах работы по теме самообразования. | Выступление на «Итоговом педагогическом часу». Обмен опытом с коллегами. | |
| ||||
Форма отчета по проделанной работе
- обобщение опыта работы на уровне детского сада
- подведение итогов
- представление наработанных материалов (см. Приложение)
- обмен опытом с коллегами.
Вывод: используя на занятиях дидактические игры на липучках, подготовленные по каждой теме, я заметила, что у детей повысилась мотивация к работе на занятиях, лучше воспринимался изучаемый материал, расширился кругозор, развитие их познавательных процессов, активизация зрительных функций, глазомерных возможностей детей, обогатился сенсорный опыт.
Изучение литературы по теме:
- Е.В. Тихомирова «Современные игры по развитию речи детей 5-7 лет».
- Фалёва А.С. «Игры и упражнения для обучения чтению дошкольного возраста 5-7 лет».
- Горбушина С.Б. «Давай поиграем. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (6-7 лет)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)
Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...
Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....
«Дидактические игры на липучках как форма обучения дошкольников 6-7
Игра имеет важное значение в жизни детей. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализо...
План самообразования "Дидактические игры на липучках ак форма обучения дошкольников"
Игра имеет важное значение в жизни детей. Именно игра помогает познавать разные сферы деятельности, учит общаться с людьми и манипулировать предметами. Существует много видов игр, такие как театрализо...