«Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по развитию речи в средней группе
Тема: «Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: создание условий для развития навыков рассказывания русской народной сказки.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
- Учить детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки .
- Учить строить развёрнутые высказывания.
Развивающие:
-Развивать диалогическую форму речи.
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Развивать память, слуховое и зрительное – внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Оборудование:
- Проектор, для педагога
- Демонстрационный материал: презентация по сказке
- Кукла Кузя, куклы лисы и волка из кукольного театра, избушка бабы яги, сундучок со сказками, горшочек, ложечка.
- Шапочки (лиса, волк).
Методы:
- Практический (малоподвижная игра, зрительная гимнастика, упражнение речевого дыхания, кукольный театр)
- Наглядный (показ слайдов)
- Словесный (рассказ, беседа)
Приемы: вопросы и ответы, использование ИКТ, отгадывание загадок, физкультминутка, беседа, рассматривание, игровая ситуация, художественное слово, кукольный театр, драматизация, поощрение.
Предварительная работа с интеграцией образовательных областей:
- Чтение русских народных сказок, разучивание пословицы: «Что с воза упало, то пропало», («Речевое развитие»)
- Рассматривание картин «Кто и где живет», Рисование «Лисичка-сестричка» ( «Художественно-эстетическое развитие»)
- Выполнение физкультминуток с проговариванием текстов к ним («Физическое развитие», «Речевое развитие»)
- Знакомство с дикими животными, («Познавательное развитие»)
Словарная (лексическая) работа:
улучила - нашла подходящее время
прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера
коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече
Воз – повозка, сани которые везет лошадь.
Битый – тот кого побили.
Плетусь –медленно иду
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Ход образовательной деятельности:
Слайд 1
Мотивационно - побудительный этап.
КУЗЯ: Ой, беда – беда, огорчение! Помогите мне, пожалуйста.
Ой, беда – беда, огорчение! Пропал мой волшебный сундучок со сказка-ми-и- и, играмиии. (Размышляет) Какой я теперь Домовой без сказок. Да это ведь видно когда я от нее сбежал, сундучок там и оставил. Ребята, а вы мне поможете его отыскать? (Ответ детей). Но для того чтоб нам найти сундучок, нужно попасть в сказу. Ведь баба яга живет в сказке.
- А Вы знаете, что такое сказка?
Дети:
-Почему эти сказки называют русскими народными?
Дети:
- Что необычного происходит в сказках?
Дети: Волшебство
Тогда усаживайтесь поудобнее и начинаем ворожить! (Достает глиняный горшок и деревянную ложку). Итак, начинаем! В горшок с водой добавляем тысячу улыбок – все дружно улыбнулись. (Делает вид, что собирает улыбки). Одну гримасу для остроты, сделайте смешные лица! Замечательно! А сейчас нужно всем громко рассмеяться (дети смеются). Насыпаем хохот от «хи-хи» до «хо-ха»! А сейчас волшебные слова
(слова дублирует экран):
Чудо чудное явись
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой
Волшебство зовет с собой!
- Кузя добивается, чтобы все дети громко прочитали волшебные слова
Слайд 2
Звучит волшебная музыка
КУЗЯ: Вот мы и оказались в сказке.
Смотрите, а вот и избушка бабы яги, и видно ее нет дома
Слайд 4
Выбегает избушка
КУЗЯ: Встань передо мной как лист перед травой (избушка останавливается)
Избушечка отдай мой сундучок ( избушка отдает)
Ура, нашелся сундук со сказками!
Очень сказки я люблю.
И вас любить их научу.
Слайд 5
- Открывает сундучок, звучит «волшебная» музыка.
КУЗЯ: В моем сундучке живут очень много сказок , и сегодня мы послушаем одну из них, она очень интересная сказка.
А вот какую сказочку, я вам не скажу. Вы попробуете угадать название сказки, по загадкам: Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее – Лиса!
Слайд 6
Кузя: А как обычно в сказках называют лису?
Дети: Ее называют по-разному: лисичка-сестричка, Патрикеевна, рыжая плутовка, кумушка, лисонька, хитрая лисичка.
Кузя - Молодцы! В нашей сказке лису то же называют лисичка-сестричка. Вот и первый герой нашей сказки - лиса!
- А я знаю одну чистоговорку про лису.
Повторяем за мной!
Со-со-со- лиса катит колесо
Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы
Су-су-су-видел я в лесу лису.
-Молодцы! А вот еще одна загадка.
Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щёлк, да щёлк
Очень страшный, серый …
Дети: волк
Слайд 7
Кузя: - Правильно, это волк!
Ребята, как воет волк?
Дети: У-у-у….
Кузя: Молодцы!
- А я, и про волка знаю скороговорку.
-Повторяем за мной
-Волки рыщут, пищу ищут.
-Хорошо!
2. Основной (Организационно - поисковый этап).
Кузя: Ребята, а волка и лиса они домашние или дикие?
Какие сказки вы знаете, где главными героями являются волк и лиса? (Теремок, Колобок, Заюшкина избушка)
- Ребята, а может быть, кто-нибудь догадался, в какую сказку мы попали?
Дети:…. « Лисичка - сестричка и серый волк»
Слайд 8
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Сейчас я вам её расскажу. Но я должна вас предупредить, что в этой сказке живут слова, значения которых, вы может быть не знаете.
Слайд 9
- Первое слово - «прорубь» (раньше за водой ходили на реку и зимой, когда река замерзала, во льду прорубали отверстие, чтобы набрать воды. Это отверстие называли прорубь)
Слайд10
- Второе слово - «коромысло» (это изогнутая деревянная палка с крючками на концах на которые вешали ведра. Использовали коромысло для того, чтобы было легче нести тяжелые ведра с водой).
Слайд 11
- Третье слово «Воз» - это повозка, сани, которые везет лошадка.
Слайд 12
- четвертое слово «Плетусь» – То-есть медленно иду, еле-еле.
Битый - тот, которого побили
Калачиком - лежать, прижав конечности к телу, свернувшись. улучила - нашла подходящее время
Слайд 13 -30
Воспитатель: А теперь слушайте внимательно сказку. Садись Кузя вместе с нами и послушай эту сказку. Напомните мне, как она называется («Лисичка-сестричка и серый волк».)
(Выразительное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, которые уже выводятся на экран)
Воспитатель читает сказку.
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!
-Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?
Кузя: А сейчас я хочу узнать внимательно ли ребята слушали сказку, я вам буду задавать вопросы , а вы мне отвечайте, только отвечать надо полным ответом.
- Кто запомнил, как называется эта сказка? ( Лисичка-сестричка и серый волк)
- Кто главные герои сказки? (Лиса и волк)
- А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)
- В какое время года бывают морозы? (зимой)
- Как перехитрила лиса старика, чтобы полакомится рыбкой? ( притворилась, что мертвая; свернулась калачиком; легла на снег)
- Кто увидел лису, когда ела рыбу? ( Лису увидел волк)
- Поделилась ли лиса рыбой с волком? ( Не поделилась)
- Что она ему посоветовала? (Чтобы волк сам поймал рыбу)
- Послушался ли волк лису? (Волк послушал лису)
- Какую песню запел волк? (Ловись, ловись рыбка большая и маленькая)
- Что приговаривала лиса? (Мерзни, мерзни волчий хвост!)
- Что случилось утром с волком? (Хвост застрял в проруби, Хвост у волка замерз в проруби)
- Куда тем временем попала лиса? (залезла в избушку, еще что-нибудь съесть)
- Как лиса опять перехитрила волка? (испачкалась в тесте, а сказала, что ей голову разбили)
- А какой волк показан в этой сказке? (голодный, добрый, доверчивый, серый, злой)
- Как вы думаете, какая лиса по характеру? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица.). А давайте с вами изобразим лисичку и поиграем в игру «Хитрая лисичка»
Физкультминутка «Хитрая лисичка»
Хитрая лисичка вышла погулять (дети ходят по кругу, выполняют упражнения «Лисичка»).
Захотелось ей кого-нибудь поймать (хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в замок).
Или птичку, или рыбку (упражнение «птичка», «рыбка»).
Или зайку, или мышку (прыгают как зайки).
Но птички улетают (упражнение «птички»).
Рыбку уплывают (упражнение «рыбки»).
Зайки убегают (бегут на месте)
Мышки прячутся в нору (хлопают в ладоши за спиной).
- Давайте вспомним, чем закончилась сказка, что приговаривала лиса, когда ехала на волке? (Битый небитого везет)
- Что спрашивал волк у лисы? (Что ты мне лисонька говоришь?)
- А она, что ему ответила? (Битый битого везет)
- Давайте сейчас разыграем этот отрывок (Распределяет роли один ребенок с помощью волшебного мешочка (достает фигурки персонажей сказки и отдает детям ). Получив роли, дети надевают шапочки-маски и показывают выбранный эпизод)
Воспитатель:
Едет лиса на волке (один держится за другого) и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый битого везёт!
Волк: Да правильно.
Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?
Дети: Смеётся - посмеивается.
- Ребята, вам понравилось, как сыграли наши артисты? Почему?
- Лиса - (имя) вначале была грустной? Потом была довольной? Значит справилась с ролью лисы?
-Волк - (имя) был сначала сердитый? Голос у него был грубый? Потом он пожалел лису? Разговаривал с ней по-доброму? Справился с ролью? Молодцы. Давайте поаплодируем нашим артистам. Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
Кузя:
Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
- С какой сказкой сегодня вы познакомились? («Лисичка-сестричка и волк»).
- Как вы думаете, чему она учит нас? (Нельзя ни кого обижать, а тем более друзей)
Правильно! На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Сказки для того и написаны, чтобы мы их читали и учились отличать хорошие поступки от плохих. Вы молодцы сегодня!
Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок! Ну а мне пора, но я скоро к вам приду с новой сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий для постановки русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"
Театр в логопедической работе....
Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»
С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....
Рассказывание русской народной сказки "Лисичка - сестричка и серый волк"
Рассказывание русской народной сказки " Лисичка -сестричка и серый волк" .Как лисичка обманула волка и деда. Лиса притворилась мертвой и выбросила всю рыбу. Волк поплатился сво...
конспект театрализованного занятия по сказке "лисичка -сестричка и серый волк" (старшая группа)
сюрпризный момент1часть: детям нужно восстановить картинки по содержанию2часть:описать характер героев3часть инсценирование отрывка сказкиитог: игра смячом...
Конспект ОД «Речевое развитие» В средней группе «Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» в обработке М. Булатова.
Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с новой русской народной сказкой в обработке М. Булатова «Лисичка-сестричка и серый волк».- Учить детей, понятно для слушат...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата Тема: чтение р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк»Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый в
Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Обучающая ...