Технологическая карта НОД: Постановка звука "Р".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Хирлигвей Сайсу Руслановна

Технологическая карта по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД.

Образовательная область: развитие речи

Тема занятия: «Звук [р]»

Возрастная группа: средняя группа

Цель занятия: правильное произношение звука [р], различение слов с этим звуком в игровых упражнениях

Задачи:

Образовательные:

  1. Произносить звук [р] при проговаривании изолированно и в чистоговорках;
  2. Совершенствовать отчетливое произношение слов со звуком [р] в игровых упражнениях

Развивающие:

  1. Развивать артикуляционный аппарат в ходе выполнения артикуляционной гимнастики;
  2. Развивать фонематический слух в ходе выполнения игрового упражнения «Не ошибись» и прослушивания стихотворения С. Маршака «Про все на свете»;
  3. Развивать слуховое восприятие в ходе прослушивания стихотворения С. Маршака «Про все на свете»

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание красиво говорить

Словарная работа: кончик языка, струя воздуха

Планируемые результаты занятия:

  1. Правильно произносят звук [р];
  2. Совершенствовали отчетливое произношение слов со звуком [р];
  3. Развивали артикуляционный аппарат, фонематический слух, слуховое восприятие;
  4. Проявили желание красиво говорить

Подготовительная работа: разучивание скороговорок и чистоговорок, артикуляционной гимнастики

Материалы и оборудование: игрушка-тигр; изображения вороны, ромашки, реки, рака, утки, розового цвета


Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный

Организовать направленное внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия

Воспитывать желание красиво говорить

-Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание?

-Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Правильно, ребята,- это тигрёнок.

-Здравствуйте, ребята!

-А вы умеете рычать? Давайте произнесём этот звук вместе. Ого, какие вы молодцы! Если вы умеете рычать, значит и говорите вы тоже красиво.

-Как вы думаете, где находится кончик языка, когда мы произносим этот звук? Язык находится за зубами. Струя воздуха заставляет наш язычок дрожать, поднесите ладошку к горлу и произнесите звук р-р-р.

-Чувствуете, как дрожит наше горло?

-А какие слова вы знаете с этим звуком?

-Ребята, я приготовил для вас несколько заданий, что бы вы могли так же, как и я красиво проговаривать звук [р]. Поиграете со мной? (от имени игрушки-тигра)

Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом)

Сюрпризный момент

Внезапное появление игрушки

Беседа (вопросы)

Объяснение

Вопрос к детям

Слушают педагога

-Это звук Р

-Тигренок!

-Р-р-р

-

-Язык находится за зубами

Подносят ладонь к горлу и произносят звук [р]

-Да!

Заинтересовались предстоящей деятельностью

Проявляют желание красиво говорить

Этап ознакомления с материалом

Развивать артикуляционный аппарат в ходе выполнения артикуляционной гимнастики

Произносить звук [р] в чистоговорках

Воспитывать желание красиво говорить

Совершенствовать отчетливое произношение слов со звуком [р]

-Сели все ровно, спины прямые.

-Давайте мы с вами разомнем наш язычок и выполним для него гимнастику (см. приложение)

-Молодцы, ребята!

-Звукоподражаний и слов, в которых есть звук [р] очень много.

-Ребята, повторяйте за мной (от лица игрушки-тигра). Произносим четко и правильно.

-Крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.

-Все это мы делаем для того чтобы мы могли красиво говорить. Будьте внимательны!

-Посмотрите на изображение, как вы думаете, кто это? А какой звук издает ворона? Давайте мы с вами побудим воронами и покаркаем все вместе. Произносим четко и правильно.

-Это кто? Какой звук издает утка? Молодцы!

-А это кто?

(показ оставшихся изображений)

-У вас хорошо получается, ребята. Какой звук был во всех этих словах?

-А сейчас закрыли все глаза, открыли, поморгали немного, а теперь снова закрыли. Зажмурили, расслабили и открыли.

-Давайте мы с вами немного отдохнем. Встали на ноги (см. приложение)

-Присаживаемся на места. Спины у всех прямые, я за вами внимательно смотрю.

Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом)

Артикуляционная гимнастика

Показ способов артикуляции

Рассматривание изображений

Вопросы к детям

Зрительная гимнастика

Физминутка

Выполняют артикуляционную гимнастику

-Крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.

-Это ворона!

-Кар-р-р

-Это утка

-Кря-кря

-Рак

-Река

-Ромашка

-Розовый

-В этих словах был звук [р]!

Выполняют зрительную гимнастику

Выполняют физминутку

Подготовились к проговариванию звука [р]

Произносят звук [р] в чистоговорках

Проявляют желание красиво говорить

Совершенствовали отчетливое произношение слов со звуком [р];

Сняли зрительное напряжение

Сняли эмоциональное напряжение

Практический этап

Закреплять правильное произношение звука [р] в чистоговорках

Развивать фонематический слух в ходе выполнения игрового упражнения «Не ошибись»

Развивать слуховое восприятие, фоематический слух в ходе прослушивания стихотворения С. Маршака «Про все на свете»

-Ребята, а сейчас помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку «Ворона» (от лица игрушки-тигра). По моему хлопку вы будете четко проговаривать кар-р-р, а я буду называть слово. Готовы?

-Утром,

Присев на зеленом пригорке,

Учат сороки

Скороговорки:

(хлопок)

-тошка

(хлопок)

-тонка

(хлопок)

-ета

(хлопок)

-туз

(хлопок)

-низ

(хлопок)

-андаш

(хлопок)

-амель

(хлопок)

-апуз.

-Ребята, вы были очень внимательными и помогли прочитать мне эту скороговорку.

-Я предлагаю вам выполнить ещё одно очень интересное упражнение, которое называется «Не ошибись» (от имени игрушки-тигра).

-Сейчас я буду произносить слова и как только вы услышите звук [р] – хлопайте в ладоши.

Радуга…радио…ремонт…саморлет…ракета…ранний…поздний…млыш…крепыш…ребенок…рисунок…аппликация.

-Какие вы внимательные, не допустили ошибок и справились с этим игровым упражнением!

-Ребята, послушайте, есть ли звук [р] в стихотворении С. Маршака «Про все на свете»?

-Роет землю серый крот –

Разоряет огород.

-Есть тут звук [р]? В каких словах? А кто такой крот? Что он делает?

-Слушаем ещё раз.

-Роет, крот, разоряет, огород.

Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом)

Создание игровой ситуации, упражнение

Оценка педагога

Игровое упражнение

Оценка педагога

Чтение стихотворения

Вопросы к детям

Повторное зачитывание стихотворения

Слушают педагога

-Да!

-Кар-р-р

-Кар-р-р

-Кар-р-р

-Кар-р-р

-Кар-р-р

-Кар-р-р

-Кар-р-р

-Кар-р-р

Выполняют упражнение. Хлопают на слова, где есть звук [р]

Слушают стихотворение

-Да. Роет, крот…

Закрепили правильное произношении звука[р]

Проявили фонематический слух

Проявили слуховое восприятие, фонематический слух

Заключительный

Подведение итогов, оценка результатов

-Ребята, кто сегодня пришел к нам в гости? Что он для нас приготовил? А ещё что мы делали? Мы с вами рассматривали картинки, и вы называли мне, что на них изображено, во всех словах был звук [р]. Выполнили игровое упражнение «Не ошибись».

-Вы были сегодня внимательными, правильно выполняли все задания, а *Мише нужно не лениться и работать язычком, чтобы правильно выполнять гимнастику.

Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом)

Обобщающая беседа

Оценка педагога

-К нам в гости пришел тигренок. Он приготовил для нас задания, игры. Мы сегодня делали гимнастику для языка. А еще угадывали есть ли звук в стихотворении

Отвечают на вопросы педагога и стараются подводить итог.


Приложение

Артикуляционная гимнастика:

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Ставят верхние зубы на нижние, растягивают губы в улыбке, показав все зубы, вытягивают губы вперед трубочкой

Выполняют 5 р.

Улыбаются, показывают зубы, приоткрывают рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открывают рот.

Открывают рот и кончиком языка «чистят» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.


Физминутка:

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Шагают на месте

Поднимают руки вверх

Приседают

Прыгают на месте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»

1.      Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;2.      Развитие речевой моторики;3....

Технологическая карта ООД в старшей группе (5 год жизни) «Постановка звука Ж» по ФГОС ДО.

Цель:Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;Развитие речевой моторики;Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа....

Технологическая карта НОД: Постановка звука Л

Технологическая карта подойдет для логопедов....

Технологическая карта индивидуального занятия "Постановка звука Ш"

Конспект занятия по постановке звука с применением биоэнергопластики (сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата)...