КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Куда спрятались лесные жители?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель:Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)
Выполнила: Ильина И. С.
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №8»
Сорочинск 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей | 8 |
III. | Список литературы | 10 |
IV | Приложение ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладением ребенком речью. Развитие речи это целенаправленная и последовательная педагогическая работа предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Обогащать речь детей необходимо во всех ситуациях речевого общения возникающих стихийно или специально предусмотренных. Также необходимо целенаправленно развивать диалогическую речь и способствовать к правильному восприятию и произношению звуков. | 11 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Куда спрятались лесные жители?» | Мартынова Елена Геннадьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» | ||||||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие.
| |||||||
3. | Виды деятельности детей | Коммуникативная (дид.игры) Художественно-эстетическое (поддерживать желание сотворчества со взрослыми используя игровые приемы); двигательная (физ.минутка); Познавательно исследовательская (рассматривание картины, опыт); Игровая ; Восприятие художественно литературного фольклора (использование художественного слова); музыкальная (Звуки осеннего леса) | |||||||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: беседа (эмоциональное описание образов диких животных) Разъяснение (прилагательные с вопросом какой? какая?). Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: совет, доверие. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; ситуации успеха, аналогии, выбор. | |||||||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание) - наглядный (рассматривание картинок); - проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); - игровой (дидактическая игра); - ИКТ; - использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика). | |||||||
5. | Интеграция образовательных областей | Социально –коммуникативная (игровая деятельность). «Познавательное развитие» (сообщение нового материала); «Художественно-эстетическое развитие» (эстетическое восприятие осенней природы, слушание музыки), «Физическое развитие» (физминутка, дыхательная гимнастика) | |||||||
6. | Возрастная группа | Средняя группа | |||||||
7. | Цель | Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе. | |||||||
8. | Задачи | Планируемые результаты | |||||||
8.1 | Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением | дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | |||||||
8.2 | Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление. | У детей развивается внимание, память, наглядно-образное мышление становится устойчивее. | |||||||
8.3 | Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.
| Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.
| |||||||
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||||||
Затруднения | Способы преодоления | ||||||||
составлять связный рассказ по картинкам; | Индивидуальные рекомендации. | ||||||||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материал и оборудование иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик. | |||||||
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Разучивание стихов; рассматривание сюжетных картинок, беседа, вопросы, загадки, дидактические игры « Ласковые слова», « Подбери слово», «Кто, где, живёт?» |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |||
I. | Вводная часть | |||||
1.1 | Введение в тему | Становитесь, дети, в круг. Ты - мой друг, и я - твой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Вместе мы - одна семья: Ты и я, ты и я. - Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей). Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.) Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения Это лес стоит густой, Нам качает головой. Ветки ласково он тянет, В гости нас зовёт и манит. Здравствуй, здравствуй, добрый лес, Полный сказок и чудес! Никого мы не обидим, Чудеса твои увидим | ||||
1.2 |
Проблемная ситуация | Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это? Дети: Это зайчик. -Спросите, у него что случилось? Дети: - Зайчик, почему ты плачешь? Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков. | ||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | - Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья? Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку. | ||||
II. | Основная часть: | |||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний |
Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения). - Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер… Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза) - Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья: ф-ф-ф-ф-ф-ф. И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками: с-с-с-с-с-с-с.
Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало. В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова». ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА» солнце - солнышко, Лист - листочек, Дождь - дождичек, Ручей - ручеек, Лужа - лужица, Цветок - цветочек, Ветер - ветерок, Туча - тучка, Зонт – зонтик, Дерево – деревце, Куст – кустик, Заяц – зайчик. Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем! Игровое упражнение «Подбери слово». Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают. Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают, Осенью птицы (что делают?) – улетают, Осенью деревья (что делают?) – роняют листья. Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые. Как можно назвать их одним словом? (Разноцветные). Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит, -Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые) Вот и к нам злая тучка залетела Физминутка под песенку «Виноватая тучка» | ||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?
Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся. Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую. -Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая? Давайте проверим ваши высказывания. Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей). Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую. | ||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе. Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе. | ||||
III. | Заключительная часть | |||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад. Чего пожелаем зайчику? -Чтобы не грустил. -Чтоб был осторожней. -Чтобы нашел себе друзей. Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса») | ||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||||
4.1 | Вид деятельности: коммуникативный | Пополнение речевого уголка в группе. | выполняется в детском саду | |||
4.2 | ||||||
V. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | |||||
5.1 | Ребенок сам | Рассматривание лепбука «Развитие речи детей» | В д\с | |||
5.2 | Ребенок с приглашением педагога | Проведение опыта. | Участвует в оформлении групповой аппликации. |
Список литературы
1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» в средней группе - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» по средней группе - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
4.Журнал «Дошкольник. РФ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Волшебная Осень»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту вокруг), развитие желания детей познать тайны и законы мироздания - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. В...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Зимушка - Зима»
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Актуальность про...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей ТЕМА: «Сказку создаём сами"
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реа...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка
Тема " Прогулка в зимний лес"...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?»
laquo;Всё преимущество иметь деньги,заключается в возможности ими пользоваться»Бенджамин ФранклинФинансовая грамотность-это психологическое качество человека, показывающее степень его осв...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУХИ-ЦОКОТУХИ»
В методической разработке конспекта организованной образовательной деятельности представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного воз...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Куда спрятались лесные жители?» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (речевое развитие)
Целью. занятия является : Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе....