Конспект занятия по речевому развитию на тему "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Задачи
Образовательные:
- расширять словарь по теме «Дикие животные»;
- закреплять знания о диких животных и их детёнышах, названий жилищ;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;
- закрепить умение отгадывать загадки;
- закрепить умение детей подбирать слова-антонимы;
- закрепить умение подбирать прилагательные к существительным;
- совершенствовать умение составлять из частей целое;
- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- упражнять детей в отгадывании кроссворда;
-упражнять детей в определении первого звука и обозначении его буквой;
- упражнять детей в составлении предложений;
- активизировать словарь по данной теме: лисий, волчий, беличий, заячий, берлога, логово, нора, дупло; тонколапая, длинноухий, рыжехвостая, короткохвостый, остроносый, косоглазый, длинноногий.
Развивающие:
- развивать внимание, связную речь, познавательный интерес, любознательность, фонематический слух и слуховое восприятие;
- развивать память, мышление, общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным и заботу о них;
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережное отношение к природе;
- формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал: загадки о диких животных; картинки с изображением диких животных, разрезные картинки с изображением диких животных, картинки к
игре «Чей хвост?»
Ход занятия
– Дети, отгадайте загадки
1. В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)
2. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадёт. (Лиса)
3. Иголки лежали, лежали, да под куст убежали. (Ёж)
4. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
5. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
6. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
7. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день.
Называется…..(Олень).
- Дети, назовите, о ком были загадки? (Дети перечисляют). Как можно их всех вместе назвать? (Дикие животные). Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, вспомним всё, что знаем о них.
- Давайте вспомним, на какие два вида подразделяются дикие животные? (На травоядных и хищных). Почему животных называют травоядными? (Потому что они питаются травой, кореньями деревьев, ветками деревьев). Хищными? (Потому что они питаются мясом).
Дети садятся за столы.
Работа с раздаточным материалом.
- У вас на столах лежат картинки, перевёрнутые лицевой стороной вниз. Перевернёте их, когда я вам скажу. Мы с вами сейчас разделим животных на хищных и травоядных. Сначала говорим, как называется это животное, потом
говорим хищное оно или травоядное и почему. Переверните картинки.
Индивидуальные ответы детей по картинкам.
Игра «Четвёртый лишний».
- Я назову ряд животных, вы внимательно слушаете, называете лишнее животное и объясняете почему.
Корова – волк – лиса – медведь. (Лишняя корова, потому что она домашнее животное; а волк, лиса и медведь – дикие).
Заяц – кошка – собака - лошадь. (Лишний заяц, потому что он дикое животное; а кошка, собака и лошадь - домашние).
Волк – лиса – еж – заяц. (Лишний ёж, потому что он колючий, а волк, лиса, заяц покрыты шерстью).
Лиса – медведь – собака – дятел. (Лишний дятел, потому что он птица, а лиса, медведь, собака – животные).
Работа с картинками.
- Мы с вами знаем, что каждое животное, отличается друг от друга своими
характерными особенностями. Сейчас один из вас выйдет к доске, возьмёт картинку с изображением животного, назовёт его характерные особенности, а остальные должны будут догадаться, какое животное изображено на картинке. (Например: серый, злой, голодный (волк)). (3-4 ребёнка).
Физминутка
Сделаем звериную зарядку.
Раз присядка, два прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну, и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть, (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе. (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны)
Разрезные картинки.
- У вас на столах лежат разрезанные картинки. Нужно собрать картинку и назвать, какое животное у вас получилось. (Дети по парам самостоятельно выполняют задание).
Игра «Чей хвост?».
- Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и скажите что не так? (У животных нет хвостов). Нужно найти хвост каждого животного и сказать, чей хвост. (Волчий хвост, лисий хвост, беличий хвост, заячий хвост).
Игра «Закончи предложение».
Заяц зимой белый, а летом …(серый).
У зайца хвост короткий, а уши…(длинные).
Заяц пушистый, а ёж …(колючий).
Медведь дикий, а кошка…(домашняя).
Медведь сильный, а заяц …(слабый).
Ёж спит днём, а охотится…(ночью).
Ёж маленький, а медведь…(большой).
Белка живёт в дупле, а лиса…(в норе).
- Послушайте пословицу: белку ловить, ножки отбить. Как вы понимаете эту пословицу? (Белка быстрая, шустрая, ловкая, её невозможно поймать). Ежа
без рукавиц не удержать. (Он колючий и его голыми руками не возьмёшь).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
- Я сейчас вам буду читать стихотворение «Кто, где живёт?», а вы добавите слово, подходящее по смыслу.
- Медведь живёт …(в берлоге).
- Лиса живёт…(в норе).
- Волк поселился…(в логове).
- А белочка…(в дупле).
- Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком…(сидит),
И хвостик его маленький
От страха чуть…(дрожит).
Образование сложных прилагательных.
- Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У белки рыжий хвост – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост – короткохвостый,
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У лося длинные ноги – длинноногий.
Дидактическая игра «Назови семью».
Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;
волчица, волк, волчонок, волчата;
мама - белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;
зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;
лосиха, лось, лосёнок, лосята;
медведица, медведь, медвежонок, медвежата.
- А сейчас давайте посчитаем наших животных
Игра «Один, два, три, четыре, пять…»
- Один медведь, два медведя, три медведя и т.д.
- Один волк, два волка, три волка и т.д.
-Молодцы ребята! А сейчас подведем итог:
- Дети, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные
Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»
Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предме...
Конспект занятий по речевому развитию на тему "Животные севера"
Цель: Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.Задачи:1.Закреплять умение составлять рассказ-описание о животном по схеме.2. Развивать связную ...
конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Описание внешнего вида животных"
Конспект по речевому развитию в средней группе«Описание внешнего вида животных»Целевой ориентир: ребенок описывает внешний вид животного по алгоритму, находит в словах звук [л] и [л\'], составляет схем...
Конспект занятия по речевому развитию " Дикие животные наших лесов."
Цель: Развивать монологическую речь.Задачи: Образовательные: - продолжать учить составлять небольшой рассказ по опорным картинкам.-Упражнять в образовании названия животных в и...
Конспект занятия по речевому развитию на тему "Домашние животные"
На этом занятии у детей формировалось представление о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни. Уточняли и расширяли словарь по лексической теме недели. А так же формировали обобщающее понятие...
Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе "Домашние животные"
Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе "Домашние животные"...