Конспект занятий по речевому развитию на тему "Животные севера"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Филатова Оксана Сергеевна
Цель:  Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.
Задачи:
1.Закреплять умение  составлять рассказ-описание о животном по схеме.
2.  Развивать связную речь.
3.Развивать общую и мелкую моторику.
4.  Закреплять умение называть животных в единственном и множественном числе.
5.Развивать память, воображение, мышление, разговорную речь
6. Обогащать словарный запас словами по теме.
Предварительная работа: Беседа о Севере, животных, людях, их жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки».
Индивидуальная работа: помочь Веронике В. в подборе  качественных прилагательных;  помочь Степе Б. в образовании существительных множественного числа.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Выставляется макет «Север»). Сегодня мы с вами совершим путешествие на Север. Скажите, кто знает, что такое Север? (Дети отвечают, воспитатель дополняет). 
Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: На Севере  живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, полярные  волки.(Воспитатель дополняет)
Воспитатель: Сейчас, мы с вами вспомним как называются их детеныши.
Дидактическая игра «Один- много» (с мячом)
У оленя один олененок, а много…
У медведя один медвежонок, а много…
У песца один щенок, а много…
У волка один волчонок, а много…
 Как вы думаете, ребята, на чем мы можем добраться на Север? Правильно, на самолете. Полетели!
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолет.(развести руки в стороны)
Правое крыло вперед, (поворот туловища вправо)
Левое крыло вперед, (поворот туловища влево)
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет.( бег с расставленными в стороны руками)
Воспитатель: Прилетели. Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый, кого мы здесь встретили – белый медведь. Кто из вас хочет рассказать о нем? А поможет вам в этом вот такая подсказка (выставляется схема – описание внешнего вида  животного,  где живет, чем питается, как называются детеныши).
Дима Х. –Белый медведь большой, у него  густая, белая  шерсть, толстые лапы, живет он на льдине, ест рыбу, охотится на тюленей и моржей. Детеныш его называется - медвежонок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там ныряет? Это тюлень.
Мила А.- У тюленя тело покрыто короткой шерстью,  короткая шея, маленькая голова. Он живет в воде, хорошо плавает, ныряет. Питается рыбой. Детеныш тюленя называется белек.
Воспитатель: Дети, чьи это рога показались над холмом? Это северный олень. Никита, расскажи нам о нем.
Никита Х. - У северного оленя  на голове длинные рога, тело покрыто шерстью, которая защищает его от холода, питается олень  лишайниками, ягелем. Живет он в тундре. Детеныш оленя – олененок.
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам про животное, а вы мне скажете кто это.  Это животное напоминает лисицу, шерсть длинная, густая,  белая. Питается мелкими грызунами, яйцами птиц,  рыбой.  Живет в тундре.
Дети: Песец.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мне очень понравились ваши рассказы.
Давайте поиграем в игру «Скажи какой».
Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.
Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.
Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
 Звери необычные, к холоду привычные.
 («Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие народы живут на Севере? (чукчи, эвенки, эскимосы). 
 Примерный рассказ детей.
Жители севера -  это эскимосы, чукчи. Они  живут в чумах. Одеваются в теплую одежду их оленьего меха, питаются рыбой и мясом, а передвигаются по снегу на собачьих и оленьих упряжках, на санях, которые называются нарты.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Вы очень хорошо работали , все молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие на Север"

Цель: Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о животных, уточнить с детьми названия животных Севера и их дете...