«В гостях у бабушки» занятия по устному народному творчеству.
план-конспект занятия по развитию речи

Астраханцева Марина Константиновна

Конспект занятия по устному народному творчеству «В гостях у бабушки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_ustnym_narodnym_tvorchestvom.docx125.29 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

г. Черногорск

Конспект занятия по устному народному творчеству

«В гостях у бабушки».

Воспитатель: Астраханцева Марина Константиновна.

Цель:

  • приобщать детей к устному народному творчеству;
  • прививать любовь к народным традициям;
  • расширять представление о культуре русского народа;
  • развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.

Оформление зала:

  • Декорации: дом, дерево, изгородь, стол, стулья, самовар чайные пары.
  • Атрибуты:сушки, баранки, крупа, молоко, косточка, капуста, тарелка каши, яйцо.
  • Иллюстрации к сказкам.
  • Игрушки: курица, цыплята, петух, свинья, козлик.
  • Костюмы: кошка, собака, курица.

Ход занятия

Ведущий:Здравствуйте, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

А сейчас я приглашаю вас на выставку картин, где представлены персонажи сказок.

- В каких сказках живут эти герои?

- Почему эти сказки называются русские народные?

- Как они появились? (рассуждения детей).

Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

Но не только сказки народ русский складывал. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные люди, отличить колыбельные от частушек, дразнилки от считалки?

Дождик, дождик пуще лей

                                            На меня и на людей!

                 И на бабу Ягу лей по целому ведру!

Что же это? Это была закличка.

Прокоп укроп медный лоб,

Сам с аршин голова с кувшин.

Что же это? Это дразнилка.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Что же это? Это была считалка.

Баю-баю-баю-бай!

Ты, собачка, не лай!

Белолоба не скули,

Мою дочку не буди.

Что же это? Это была колыбельная.

Ведущий:Ой! Кто-то к нам идет?

Бабушка: Здравствуйте детки! Зашла я посмотреть как вы живёте, как играете, что знаете.

А я ведь не одна пришла  я с собою кого то принесла. (Достает из корзинки кота).Посмотрите, какой он у меня красивый.

Вот какой коташка,

круглая мордашка,

любит бегать, играть,

серых мышек пугать.

Хотите с ним поиграть? Ну, вставайте и бегите в уголок, вы будите мышки. Только тихо сидите, а я его на коленках уложу.

Игра «Кошки мышки»

Бабушка: А вы знаете, кто на моём дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Знакомый вам уже кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днём на завалинке лежит, на солнышке греется и мурлычет.

Знаете как? (Проговаривание  Мур-мур-мур)

Позовём его. (Проговаривание  Ксс-ксс-ксс) (Берёт кота на руки и гладит)

Подойдите и вы. Погладьте его.  (Дети гладят)

А кто про кота Ваську расскажет потешку?

1 реб: Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые

Зубки белые!

2 реб: Пошёл котик на торжок

Купил котик пирожок

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку

3 реб: Выйдет котя в огород –

Всполошится весь народ.

И петух, и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать

Станут котю угощать.

Бабушка: Чем мы кота угостим? Правильно молоком. (Ставят блюдце с молоком).

Живут на моём дворе курочка рябушечка с цыплятами и петушок. Петушок меня по утрам будит, а курочка по двору ходит, зёрнышки ищет, цыпляток кличет.

1реб:  Уж ты курочка не пой,  

Конопаточка, не пой!

А ты пой петушок

Золотой гребешок

Подавай голосок

На детский дворок.

2 реб: Идет петушок,

На бок гребешок,

Красная бородка,

Костяная головка

Сам рано встает

И другим спать не дает,

На заборах сидит,

Громче всех кричит.

Баушка: Чем же мы угостим курочку с цыплятами и петушка? Правильно, зёрнышками. (Ставим блюдце с пшеном). Позовём их. (Проговаривание Цып-цып-цып)

Игра «На птичьем дворе»

(3 группы: уточки, гуси, куры)

Бабушка: Наши уточки с утра!

Дети: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Бабушка: Наши гусочки кричат:

Дети: Га-га-га! Га-га-га!

Бабушка: Наши курочки в окно:

Дети: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Бабушка: А как Петя-петушок

Ранним-рано по утру

Нам споёт?

Все дети: Ку-ка-ре-ку!

Танец «Маленьких утят».

Бабушка:Послушайте ребятишки загадку:

«Хвост крючком

Нос пяточком».

Дети: Свинья.

Бабушка: Вот она свинка Ненила. По двору ходит, пяточком землю роет и хрюкает.

Знаете, как она хрюкает? (Проговаривание Хрю-хрю-хрю).

Бабушка: А кто знает потешку про свинку?

1 реб: Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- То-то хорошенький,

- То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

(Бабушка ставит корытце возле свинки).

Бабушка: А кто это у меня в садике ходит, травку щиплет и кричит: «М-е-е-е-е»?

Дети: Козлик.

Бабушка: Правильно! Кто знает потешкупро козлику?

1 реб: Привяжу я козлика

К белой берёзке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая берёзка,

Стой, не качайся.

Бабушка: Угостим козлика капустой? (Ставим блюдце с капустой)

Игра «Идёт коза рогатая»

(тихая музыка)

1 вариант для дошкольников:

Идёт коза рогатая!

Идёт коза бодатая!

   За малыми ребятами.

                                                  Ножками топ-топ,

   Глазками хлоп-хлоп.

                                                  Кто кашу не ест?

                                                  Молоко не пьёт?

                                                  Забодает, забодает, забодает!

2 вариант для младших школьников:

Идет коза рогатая!

    За малыми ребятами.

      Кто маму не слушает?

    Кто кашу не кушает?

      Кто отцу не помогает?

                 Забодает, забодает, забодает!

Бабушка: Какие вы молодцы! А сейчас ребята  вам покажут сказку.

Инсценировка «Даша обедает»

(По сказке С. Капутихян)

Бабушка: Час обеда подошёл.

Села Дашенька за стол.

Собака: Гав-гав-гав!

Даша: Кто это к нам?

Собака:Гав-гав-гав!

Даша: Кто это там?

Собака: Этоя, ваш верный пёс,

Ваш Арапка – черный нос.

День и ночь

Я дом стерёг,

Наработался, продрог,

Не пора ли обедать?

Кошка: Мяу-мяу!

Даша: Кто ж теперь

К нам царапается в дверь?

Кошка: Это ваша кошка Мурка,

Мурка – серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала.

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

Курица:Куд-куда куд-куда!

Даша: Кто ещё спешит сюда?

Курица: Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила –

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Бабушка: Двери отперты, и вот Даша всех к столу зовёт.

(садит по очереди за стол)

Пса Арапку.

Кошку – царапку.

Курочку – рябку

Никому отказа нет.

Подан каждому обед.

Собачке – в миске (Даша ставит)

В блюдечке – киске.

Курочке – несушке

Пшена в черепушке

А Дашеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Бабушка: Спасибо ребятам.  А вам, детки, я то же гостинцы и подарки приготовила. Сушек насушила, баранок настряпала. Угощайтесь! Вот вам интересные раскраски. А нам с котом домой пора, досвидания!

Ведущий: Вот мои хорошие, вот мои пригожие, мы и узнали, что такое народное творчество. Русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и небылицы. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.Ведь большинство песен, сказок.  Легенд, пословиц. Загадок и потешек содержит «Добрым молодцам» уроки. Постараемся же изучить, и сохранит все лучшее в народных традициях.

 C:\Users\User\Desktop\Открытые занятия\открытое занятие с Ларисой Евгеньевной\занятие\P1040426 - копия.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.

Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами....

В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы

Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. В...

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"

Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»

Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....

Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....

Конспект занятия в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества .Ладушки в гостях у бабушки»

Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закрепить знания о потешках,  закличках, , упражнять в отгадывании загадок.Развивающие: развивать умени...