«В гостях у бабушки» занятия по устному народному творчеству.
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по устному народному творчеству «В гостях у бабушки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_ustnym_narodnym_tvorchestvom.docx | 125.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
г. Черногорск
Конспект занятия по устному народному творчеству
«В гостях у бабушки».
Воспитатель: Астраханцева Марина Константиновна.
Цель:
- приобщать детей к устному народному творчеству;
- прививать любовь к народным традициям;
- расширять представление о культуре русского народа;
- развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.
Оформление зала:
- Декорации: дом, дерево, изгородь, стол, стулья, самовар чайные пары.
- Атрибуты:сушки, баранки, крупа, молоко, косточка, капуста, тарелка каши, яйцо.
- Иллюстрации к сказкам.
- Игрушки: курица, цыплята, петух, свинья, козлик.
- Костюмы: кошка, собака, курица.
Ход занятия
Ведущий:Здравствуйте, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
А сейчас я приглашаю вас на выставку картин, где представлены персонажи сказок.
- В каких сказках живут эти герои?
- Почему эти сказки называются русские народные?
- Как они появились? (рассуждения детей).
Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
Но не только сказки народ русский складывал. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные люди, отличить колыбельные от частушек, дразнилки от считалки?
Дождик, дождик пуще лей
На меня и на людей!
И на бабу Ягу лей по целому ведру!
Что же это? Это была закличка.
Прокоп укроп медный лоб,
Сам с аршин голова с кувшин.
Что же это? Это дразнилка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
Что же это? Это была считалка.
Баю-баю-баю-бай!
Ты, собачка, не лай!
Белолоба не скули,
Мою дочку не буди.
Что же это? Это была колыбельная.
Ведущий:Ой! Кто-то к нам идет?
Бабушка: Здравствуйте детки! Зашла я посмотреть как вы живёте, как играете, что знаете.
А я ведь не одна пришла я с собою кого то принесла. (Достает из корзинки кота).Посмотрите, какой он у меня красивый.
Вот какой коташка,
круглая мордашка,
любит бегать, играть,
серых мышек пугать.
Хотите с ним поиграть? Ну, вставайте и бегите в уголок, вы будите мышки. Только тихо сидите, а я его на коленках уложу.
Игра «Кошки мышки»
Бабушка: А вы знаете, кто на моём дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Знакомый вам уже кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днём на завалинке лежит, на солнышке греется и мурлычет.
Знаете как? (Проговаривание Мур-мур-мур)
Позовём его. (Проговаривание Ксс-ксс-ксс) (Берёт кота на руки и гладит)
Подойдите и вы. Погладьте его. (Дети гладят)
А кто про кота Ваську расскажет потешку?
1 реб: Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые
Зубки белые!
2 реб: Пошёл котик на торжок
Купил котик пирожок
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку
3 реб: Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ.
И петух, и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать
Станут котю угощать.
Бабушка: Чем мы кота угостим? Правильно молоком. (Ставят блюдце с молоком).
Живут на моём дворе курочка рябушечка с цыплятами и петушок. Петушок меня по утрам будит, а курочка по двору ходит, зёрнышки ищет, цыпляток кличет.
1реб: Уж ты курочка не пой,
Конопаточка, не пой!
А ты пой петушок
Золотой гребешок
Подавай голосок
На детский дворок.
2 реб: Идет петушок,
На бок гребешок,
Красная бородка,
Костяная головка
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Громче всех кричит.
Баушка: Чем же мы угостим курочку с цыплятами и петушка? Правильно, зёрнышками. (Ставим блюдце с пшеном). Позовём их. (Проговаривание Цып-цып-цып)
Игра «На птичьем дворе»
(3 группы: уточки, гуси, куры)
Бабушка: Наши уточки с утра!
Дети: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Бабушка: Наши гусочки кричат:
Дети: Га-га-га! Га-га-га!
Бабушка: Наши курочки в окно:
Дети: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Бабушка: А как Петя-петушок
Ранним-рано по утру
Нам споёт?
Все дети: Ку-ка-ре-ку!
Танец «Маленьких утят».
Бабушка:Послушайте ребятишки загадку:
«Хвост крючком
Нос пяточком».
Дети: Свинья.
Бабушка: Вот она свинка Ненила. По двору ходит, пяточком землю роет и хрюкает.
Знаете, как она хрюкает? (Проговаривание Хрю-хрю-хрю).
Бабушка: А кто знает потешку про свинку?
1 реб: Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
- То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
(Бабушка ставит корытце возле свинки).
Бабушка: А кто это у меня в садике ходит, травку щиплет и кричит: «М-е-е-е-е»?
Дети: Козлик.
Бабушка: Правильно! Кто знает потешкупро козлику?
1 реб: Привяжу я козлика
К белой берёзке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая берёзка,
Стой, не качайся.
Бабушка: Угостим козлика капустой? (Ставим блюдце с капустой)
Игра «Идёт коза рогатая»
(тихая музыка)
1 вариант для дошкольников:
Идёт коза рогатая!
Идёт коза бодатая!
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьёт?
Забодает, забодает, забодает!
2 вариант для младших школьников:
Идет коза рогатая!
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает, забодает, забодает!
Бабушка: Какие вы молодцы! А сейчас ребята вам покажут сказку.
Инсценировка «Даша обедает»
(По сказке С. Капутихян)
Бабушка: Час обеда подошёл.
Села Дашенька за стол.
Собака: Гав-гав-гав!
Даша: Кто это к нам?
Собака:Гав-гав-гав!
Даша: Кто это там?
Собака: Этоя, ваш верный пёс,
Ваш Арапка – черный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог,
Не пора ли обедать?
Кошка: Мяу-мяу!
Даша: Кто ж теперь
К нам царапается в дверь?
Кошка: Это ваша кошка Мурка,
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала.
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Курица:Куд-куда куд-куда!
Даша: Кто ещё спешит сюда?
Курица: Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила –
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Бабушка: Двери отперты, и вот Даша всех к столу зовёт.
(садит по очереди за стол)
Пса Арапку.
Кошку – царапку.
Курочку – рябку
Никому отказа нет.
Подан каждому обед.
Собачке – в миске (Даша ставит)
В блюдечке – киске.
Курочке – несушке
Пшена в черепушке
А Дашеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Бабушка: Спасибо ребятам. А вам, детки, я то же гостинцы и подарки приготовила. Сушек насушила, баранок настряпала. Угощайтесь! Вот вам интересные раскраски. А нам с котом домой пора, досвидания!
Ведущий: Вот мои хорошие, вот мои пригожие, мы и узнали, что такое народное творчество. Русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и небылицы. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.Ведь большинство песен, сказок. Легенд, пословиц. Загадок и потешек содержит «Добрым молодцам» уроки. Постараемся же изучить, и сохранит все лучшее в народных традициях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.
Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами....
В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы
Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. В...
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"
Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»
Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшего дошкольного возраста на тему:В гости к бабушке Асе.
Приобщение младших дошкольников к народной культуре....
Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....
Конспект занятия в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества .Ладушки в гостях у бабушки»
Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закрепить знания о потешках, закличках, , упражнять в отгадывании загадок.Развивающие: развивать умени...