Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по устному народному творчеству | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»
г. Пролетарска Пролетарского района
Ростовской области
Муниципальный этап профессионального конкурса
«Воспитатель года»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по ознакомления детей с устным народным творчеством в средней группе
«В гости к Бабушке»
Автор – Колиниченко Елена Николаевна
воспитатель средней разновозрастной группы
МБДОУ №3
г. Пролетарск
2016г.
Цель: Знакомство с устным русским народным творчеством.
Задачи:
Речевое развитие (основная образовательная область) - Продолжать знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), закреплять знания о них. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
- Развивать способность воспринимать словесный образ.
- Обогатить словарь детей новыми словами с уменьшительно – ласкательным звучанием – веточки, норочки, травушка, муравушка; активизировать звук \\ш\\ в новых словах – потягунюшки, порастунюшки.
- Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей среднего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие – Закрепить названия домашних животных и их голосов. Познакомить с местом обитания животных.
- Познакомить с понятиями «Люлька», «Колыбелька»
Коммуникативное развитие - Формировать положительную эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.
Физическое развитие - Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять движения в паре.
- Разучить народную игру «Кот Васька». Учить действовать по сигналу – определенной фразе.
Художественно – эстетическое развитие -
Оформление и оборудование – на занятии используется экран и проектор для показа презентаций, проигрыватель с записями русских народных мелодий и плача ребенка. В центре зала – макет русской печки. За ней лежит пирог, а также перчаточные куклы – Бабушка и Кот. Рядом с печкой на стуле - колыбелька, в которой лежит кукла – ребенок, завернутый в пеленку.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости к бабушке. Садитесь на лошадок, - поехали.
(Дети под русскую мелодию входят в зал и скачут по кругу)
- Еду, еду к бабе, к деду!
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг … в яму!
БУХ!
(В конце потешки дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ну, вот и приехали. Проходите в избу, рассаживайтесь поудобнее. Нас уже Бабушка встречает.
(Из-за «печки» появляется кукла – Бабушка).
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, внучки и внученьки, здравствуй, доченька! Наконец-то вы приехали, заждалась я вас.
Погостите у меня, я вам хозяйство своё покажу.
Показ слайдов презентации 1. Дети имитируют голоса животных.
- Хозяйство у меня большое:
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке болтаются, и кричат: Бе-е-е!
Козочки у лозочки поскакивают, и кричат: Ме-е-е!
Уточки у лужицы покрякивают, и кричат: кря- кря!
Коровки у дубровки помыкивают, и кричат: му-у-у!
Конички у горочки побрыкивают и кричат: иго-го!
Да какие вы большие стали, подросли, ай, да семья большая!
Пальчиковая игра
У нас семья большая, да веселая.
Два – у лавки стоят, (загибают два больших пальца)
Два – учиться хотят, (загибают два указательных пальца)
Два Степана у сметаны – объедаются, (загибают два средних пальца)
Две Дашки у кашки – питаются, (загибают два безымянных пальца)
Две Ульки у люльки – качаются. (загибают два мизинца)
Одна Маша – не наша,
Да и та хороша!
Бабушка - А Маша-то наша в люльке лежит. (Подходит к люльке) Это люлечка плетеная, позолочёная). Что перед нами, детки?
Дети: Люлька.
Бабушка: А ещё как можно назвать?
Дети: Колыбелька.
Бабушка: А кто в люльках спит?
Дети: Детки малые.
Бабушка- В нашей люльке Машенька лежит, битый час не спит.
(Раздается плач ребенка в записи). А у меня дел невпроворот – прибрать, постирать пирогов напечь, ох не управлюсь в срок. Вы уже большие, убаюкайте Машеньку, а я пойду.
(Бабушка - кукла уходит за печку, воспитатель берет из колыбельки куклу – ребенка, завернутого в пеленку)
Воспитатель поет - Баю-бай, баю-бай,
спи, Машенька, засыпай,
сон придёт
нашу Машу унесет.
унесет ее в садок
под малиновый кусток.
а малинка упадет,
Маше в ротик попадет.
малиночка сладенька -
девочка маленька.
Баю-бай, баю-бай,
спи, Машуля, засыпай.
и все вместе - Баю-бай, баю-бай,
спи, Машуля, засыпай.
(Раздается плач ребенка в записи)
Тише, тише! Все уже спят –
показ слайдов презентации 2.
Баю,баю,баю,бай,
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Лисы спят по норочкам,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке
Детки все – по люлечкам
спят – поспят
всему миру спать велят.
Кладет куклу в люльку. Повторный показ – дети произносят последнюю фразу. Опять плач в записи.
- Ну кто же поможет уложить Машеньку:
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Как вы думаете, кто же это был?
Дети: Котик!
Из-за печки появляется Кукла - котик.
. Котя-котенька, коток.
Котя серенький хвосток!
Приди, Котя, ночевать,
Нашу детоньку качать.
Маша будет спать,
Котик Машеньку качать. (котик люльку качает)
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Все благодарят котика, гладят его.
Котик: Мяу-мяу! Мур-мур!
Воспитатель: А давайте поиграем с котиком, только тихо, чтобы Машеньку не разбудить.
Народная игра «Кот Васька»
Кот прогуливается перед детьми.
Дети: Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
(котик садится и закрывает глаза)
Глазки закрываются –
Спит иль притворяется?
Зубы у кота –
Острая игла.
Только детки подойдут.
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он! (котик просыпается и догоняет ребят, они убегают от него и садятся на лавку). Раздается плач в записи.
Воспитатель - ой, расшалились, Машеньку разбудили.
Котик серенький присел
на печурочке
и тихонечко запел
песнь дочурочке.
вот проснулся петушок,
встала рябушка.
подымайся, мой дружок,
Вставай, Машенька!
Повторяйте за нами с Машенькой.
Воспитатель показывает движения на кукле и произносит фразы в вопросительной интонации, дети повторяют и произносят видоизмененные глаголы.
Тяги, тяги, потягунюшки, (Потягиваются, руки вверх)
На Машу порастунюшки. (Потягиваются, руки вверх)
А в ручки хватунюшки, (Хлопают в ладоши)
А в ножки – Ходунюшки. (Топают ногами)
Ты расти здоровая все времечко,
как пшеничное тестечко. (Сажает куклу в колыбельку).
Воспитатель располагает детей по парам. Берет ребенка без пары и показывает с ним движения – играет в ладушки.
Ладушки, ладушки,
где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили,
Шу-у-у, полетели, (Машут руками)
на головку сели. (Кладут руки на голову)
Песенки запели.
А наша умница Машенька,
Будет кушать кашку сладеньку,
вкусную, пушистую,
Мягкую душистую.
Из-за печки появляется игрушка котик.
Котик – Мяу, и я кашки хочу!
Звучит русская мелодия, появляется Бабушка – кукла на второй руке у воспитателя.
Ходил Котик на торжок.
Купил Котик пирожок.
Пошел Котик на улочку,
Купил Котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
И ребяткам отнесу.
(обращаясь к коту): Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье? (прислушивается к Котику).
Бабушка: Котик благодарит вас за потешки, игры. Вы ему и мне очень понравились, и мы приготовили для вас подарки – вот эти книжки – малышки. Будете их с мамами да папами читать колыбельные, потешки, игры запоминать. (Бабушка раздает книжки – малышки ребятам)
А вот и от меня сюрприз (подходит к печке).
Печка-матушка, угости деток!
Все вместе просят. Воспитатель подходит к печке, достаёт пирог и благодарит печку за угощение.
Воспитатель: Детки мои, а теперь пойдём пить чай с пирогами.
Звучит русская народная музыка. Дети с воспитателем покидают зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традиция...
Конспект НОД по ознакомлению с устным народным творчеством в средней группе "В гости к Хозяюшке"
Знакомствос с устным народным творчеством и предметами бытаю...
Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»
В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3года) в образовательной области развитие речи посредством ознакомления детей с устным народным творчеством.
Конспект по развитию речи...
Ознакомление детей с устным народным творчеством
Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с устным народным творчеством. ...
Перспективное планирование по ознакомлению детей с устным народным творчеством в младшей группе
Составлено в соответствии с ФГОС , соответствует возрастным особенностям...
Конспект НОД в группе раннего возраста по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Цель:Знакомить детей с домашними животными, используя малые фольклорные жанры. Воспитывать интерес к домашним животным и устному народному творчеству....