Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Перухина Светлана Сергеевна

Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе

«В гости к бабушке Варварушке»

Воспитатель Перухина С.С.

Дата проведения: 23.09.2019 г.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие устного народного творчества.

Методы и приёмы: словесные, игровые, эмоциональной активности.

Цель: повторить знакомые потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их.

Задачи:

  • Учить читать потешки ласково, напевно-протяжно, сохраняя народный колорит чтения, добиваться выразительного чтения.
  • Расширять словарный запас детей старорусскими словами, оборотами речи.
  • Создать эмоциональное, радостное настроение у детей.
  • Воспитывать интерес к устному народному фольклору.

Наглядный материал:

Макет русской печки, ширма избушки. Игрушки: кот, кошка. Шапочки: кот, мышка.

Ход занятия:

Дети входят вместе с воспитателем в группу, в группе стоит ширма избушки за ней макет печки.

Воспитатель: Чей это домик? Постойте здесь, а я посмотрю, кто в нем живет.  

Воспитатель заходит за ширму, переодевается в бабушку.

Бабушка: - Здравствуйте ребятушки, милые внучатки! Вот хорошо, что вы пришли ко мне в гости, как я вам то рада. Проходите, то гости дорогие, да присаживайтесь, то на лавочки!

Бабушка провожает детей на лавочки, сажает их и читает потешку:

Лады, лады, ладушки!

Приехали мы к бабушке,

К нашей милой бабушке,

Бабушке - Варварушке.

Приехали ребятушки

- Милые внучатушки.

Бабушка: Ребятушки! А знаете, живу, то я не одна, со мной живут кошечки, все они разные. Одну зовут Мурка, другую - Мурысонька, да кот Вася. Они мне помогают по хозяйству, мои помощники, без них мне трудно и скучно. Да вот куда-то они попрятались, их сразу, то и не найдешь. Пойду-ка поищу.

Бабушка заглядывает за печку, в трубу в печке, под печку. Зовет кис-кис-кис. Охает, что не может их найти. Заглядывает под лавочку и находит там Мурку. Берет её на руки и поглаживает, она в ответ мурлычет.

Бабуля: - Вот какая проказница, вот куда забралась шустрая, хитрая. Посмотрите, ребятки, какая она пушистая, ласково мурлычет.

Бабушка подходит к детям, они её гладят, кошечка мурлычет в ответ.

Бабушка: - Вот только беда. Любит, то она у меня вертеться под ногами, тереться спинкой, ласкаться, мурлыкать. А я то старенькая плохо вижу, могу через нее упасть.

Киска, Киска, Киска брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Бабушка: - Ребятки, а кто хочет почитать потешку для кошечки, она любит слушать.

Дети читают по желанию потешку. Во время чтения потешки бабушка, присаживается рядом с ребенком и помогает рассказывать, если ребенок затрудняется повторить, всячески поощряет детей.

Бабушка: Ах, какие вы, то молодцы, порадовали меня, рассказали потешки. Мурке очень понравилось, слышите, как она мурлычет. Сейчас мы Мурочку посадим на лавочку пусть посидит с вами рядышком. Бабушка сажает кошечку на лавочку с ребятами.

Бабушка: - Интересно, где-же мой кот Васенька, что-то его не видно. Куда он мог спрятаться? Ой, да вспомнила, да ведь он у меня всю ночь мышей ловил, устал наверно, спит где-то. Бабушка зовет кота кис-кис-кис, везде его ищет, зовет по имени, затем подходит к печке и заглядывает на печку за трубу и вынимает от туда живого кота.

Бабушка: - Вот ты где спишь. Устал мой помощник, всю ночь мышей ловил в чулане, да в погребе. Вот такой ты у меня молодей. Смотрите, ребята, какой он красивый, ловкий, смелый.

Бабушка гладит котика, дает погладить его детям и одновременно читает потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые

Выйдет котик в огород,

Всполошится весь народ.

И петух, и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Бабушка предлагает детям повторить потешку по желанию. Во время чтения детьми потешки, бабушка помогает им, создавая непринужденную атмосферу.

Бабуля: - Ребятки, какие вы молодцы, как хорошо читаете потешки и коту Васе понравилось. Ну, вот сейчас я положу его на печку, пусть спит, ведь ему всю ночь мышей ловить, пусть спит.

Бабушка укладывает кота на печку, ласково с ним разговаривает с ним

разговаривая, называет его умницей...

Вдруг за печкой кто-то скребется и чем-то, шуршит.

Бабушка: - Ой-да, кто же это там у меня скребется за печкой, неужто опять мыши. Какой же это мышонок обхитрил моего котика?

Бабушка подходит к печке, прислушивается, открывает верхнюю заслонку и вынимает от туда шапочку мышонка.

Бабушка: - Ах ты, проказник, вот ты какой хитрый, шустрый, вот, то куда ты забрался, спрятался. Перехитрил моего Васеньку-то.

Бабушка: - Ребятки, а мышонок любит играть и приглашает поиграть в игру «Кот и мыши».

Дети вместе с бабушкой встают в хоровод и поют песенку:

Водят  мышки хоровод.

В колыбельке дремлет кот

Тише, мышки, не шумите, шур-шур-шур

Вы кота не разбудите, шур-шур-шур

Как проснется Васька кот, ай-я-яй

Разобьет наш хоровод.

Тсс, тсс

Мяу, мяу (кот)

Игра повторяется 3-4 раза.

Бабушка: - Как мы хорошо, то с вами поиграли. Мышонок нас развеселил. Мы его отпустим. Ну-ка иди под печку греться. Бабушка отпускает мышонка. Дети садятся на лавочки.

Бабушка: - Вот ума не приложу, куда подевалась моя Кисонька - Мурысонька. Что-то ее не слышно и не видно, наверно «набедокурила», напроказничала. Бабушка идет, ищет везде кошечку, зовет ее кис-кис-кис, Мурысонька. Раздается мяуканье за печкой, бабушка подходит, заглядывает за печку и достает Мурысоньку (белого цвета).

Бабушка: - Ребятки, посмотрите какая она у меня беленькая, пушистенькая. Ой, да она у меня в чем-то испачкалась, где же, то она была и что делала?

Кошечка: - В муке испачкалась.

Бабушка читает потешку, обыгрывает ее.

- Кисонька - Мурысонька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька - Мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

- Кисонька - Мурысонька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька - Мурысонька,

С кем прянички ела?

- Одна.

Не ешь одна! Не ешь одна!

- Делись с детками.

Бабушка: - Ребятки, а кто хочет поиграть с киской - Мурыськой?

Дети выходят по желанию (инсценировка потешки).

После инсценировки детьми потешки, бабушка хвалит детей и сажает их на лавочки.

Бабушка: - Ребята, а Кисонька - Мурысонька мне сказала, что прянички, то она не съела, а для вас пекла и оставила их в печи.

Бабушка вынимает из печки и угощает детей, благодарит кошечку за заботу, называет ее помощницей, умницей. Благодарит детей, что пришли в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-коммуникативной деятельности во второй младшей группе: «В гости к бабушке Варварушке».

МБДОУ № 100      Конспект познавательно-коммуникативной деятельностиво второй младшей группе:«В гости к бабушке Варварушке».      Провела и разра...

Конспект развлечения во второй младшей группе "В гости к бабушке Варварушке".

доступный и интересный материал как для педагогов, так и для детей 3-4 лет...

НОД по развитие речи с элементами устного народного творчества в 1 младшей группе «Путешествия Курочки - Рябушки»

Цель:Дать представление о курице и цыплятах (курочка мама- большая, пестрая, цыплята ее детки, маленькие, пушистые, желтые, ходят за курочкой и пищат.Продолжать учить детей различать и называть ...

Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  - ознакомление с устным  народным творчеством во второй младшей группе....

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Подарки для Незнайки» (вторая младшая группа)

Образовательная область: коммуникацияВиды детской деятельности:• Познавательная• Коммуникативная• Игровая• ДвигательнаяЗадачи:Воспитательные: воспитание бережного отношения к игруш...

Конспект интегрированного занятия второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Это  интегрированное занятие во второй младшей группе.  У бабушки - Варварушки мыши мешки попортили, нужна помощь,и дети оправляются на поезде к бабушке....

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе « В гости к бабушке Варварушке».

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе« В гости к  бабушке Варварушке».                          ...